Фотограф, член Союза фотохудожников России Михаил Вершинин более недели провёл на территории Саяно-Шушенского заповедника, присоединившись к экспедиции научных сотрудников и представителей Хакасского республиканского отделения РГО. Михаил Павлович рассказал, как готовился к поездке, в чём сложность работы фотографа-анималиста и на кого он всё это время "охотился" в заповеднике.
— С чего началось увлечение фотографией?
После окончания школы поступил в Алтайский сельскохозяйственный институт, где в дополнение к занятиям стал посещать секцию альпинизма-скалолазания и фотокружок. Так случилось, что занятия стали совпадать по времени, пришлось сделать выбор, и я выбрал спорт. Фотография так и осталась моим нереализованным желанием на несколько лет. В начале 2000-х годов у меня появилась возможность и время для осуществления детской мечты — я купил фотоаппарат и начал самостоятельно учиться снимать: фотографировал красноярские Столбы, Ергаки. Пейзажи я учился снимать порядка восьми лет.
Фото: Михаил Вершинин
— Вы снимаете природу по всей стране — от Камчатки до Калининграда, в Саяно-Шушенском заповеднике также были не раз, чем он вас привлекает?
— Да, последний раз я был в Саяно-Шушенском заповеднике в марте 2017 года. Эта территория привлекает меня интересными ландшафтами, дикими животными, а на самой вершине этой, скажем так, пирамиды — снежный барс. Вот эту "вершину" я хочу взять, сфотографировать ирбиса.
— Каковы результаты прошедшей поездки в Саяно-Шушенский заповедник, удалось достичь желаемого?
— На протяжении четырёх дней по 12 часов я проводил в скрадке в ожидании зверя. На пятый день, как всегда, ранним утром отправился к засидке. Спустя несколько часов подошли научные сотрудники, чтобы провести необходимые работы по обслуживанию автоматических фоторегистраторов, установленных вблизи. Они увидели следы снежного барса, оказалось, что хищник прошёл в 200 метрах от меня. Но когда я шёл к скрадку, следов ещё не было. Ирбиса я не видел, и не мог видеть, он обошёл меня за горным гребнем. Но всё-таки удалось "поймать" интересное — заснял, как на горных козлов садится сорока и выбирает из их шерсти насекомых, при этом копытные очень спокойно реагируют на подобное "соседство".
— Расскажите, каких диких животных вы ещё снимали?
— Я снимал разных птиц — журавля-красавку, колпицу, цаплю и других. Фотографировал овцебыков, белых медведей, волков, сибирских горных козлов, маралов, лосей, северных оленей, рысь и ещё очень много разных животных. Снежного барса мне также удалось однажды снять в природе — в горах Монголии.
Фото: Михаил Вершинин
— Как вы готовитесь к съёмкам?
— Съёмка диких животных — дело непростое, нужно продумать всё до мелочей. Так, например в Саяно-Шушенский заповедник я начал собираться за неделю, составил внушительный список необходимых вещей, который едва поместился на один лист. Здесь важно продумать каждый шаг, к примеру, одежда не должна шуршать, карманы на ней должны быть удобно расположены, чтобы быстро доставать и убирать необходимые вещи. Еду нужно заворачивать в тканевые мешочки, а не хранить в пакетах, во избежание лишнего шума. Многое нужно предусмотреть, ведь придётся сидеть несколько часов без движения, а это нелегко, тем более зимой, когда температура бывает ниже -30°C. Приходится использовать костюм с электроподогревом, который запитан от автомобильного аккумулятора большой мощности. Очень много нюансов необходимо учесть, любая мелочь может отпугнуть зверя.
— Съёмка диких животных в естественных условиях обитания — очень сложный и трудоёмкий процесс. Скажите, какая ваша главная цель?
— На сегодняшний день моя цель — издать фотоальбом "Дикий мир от Монголии до Северной Земли". Я над этим проектом работаю уже более пяти лет. В фотоальбоме я планирую не только разместить фото животных, но и к каждому снимку добавить краткую историю его появления, свои впечатления, эмоции и информацию о герое кадра.
Фото: Михаил Вершинин
— Планируете ли вы вернуться в Саяно-Шушенский заповедник, чтобы покорить намеченную "вершину" и заснять снежного барса?
— Конечно! Я оставил там засидку, чтобы животные к ней привыкли, планирую в середине февраля вернуться и ещё раз попытаться сфотографировать ирбиса. Пройдя совсем рядом, он меня раздразнил, в хорошем смысле слова. Надеюсь, что следующая экспедиция будет результативной и мне удастся во второй раз снять барса в дикой природе.
По материалам пресс-службы Саяно-Шушенского заповедника