Сегодня, 22 июня, в России отмечается 80-летие с начала Великой Отечественной войны. Накануне Дня памяти и скорби специалисты Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО подняли со дна Чёрного моря судовой колокол теплохода "Армения", затонувшего в ноябре 1941 года. Трагедия унесла по меньшей мере 4,5 тыс. жизней, в основном мирных людей. В ходе подводно-исследовательской экспедиции Министерства обороны и ЦПИ РГО была восстановлена картина гибели судна.
История теплохода "Армения" — один из самых трагичных и, увы, характерных эпизодов войны на море. 6 ноября 1941 года бывшее круизное судно, переделанное под санитарный транспорт, вышло из порта Севастополя, взяв на борт несколько тысяч гражданских лиц. Люди спасались от наступающих войск вермахта.
Согласно некоторым данным, на санитарно-транспортном судне эвакуировалось не менее семи медицинских учреждений Черноморского флота: раненые и персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, 2-го военно-морского и Николаевского базового госпиталей, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь Ялтинского санатория. Помимо флотских, на борту "Армении" разместили часть медперсонала Приморской и 51-й армий. Кроме того, судно приняло эвакуирующихся жителей Севастополя.
Уже в море капитан судна Владимир Плаушевский получил приказ зайти в Балаклаву. Здесь на рейде экипаж взял на борт группу сотрудников НКВД, по одной из версий, спасавших сокровища из крымских музеев, по другой — документы. Однако этот факт некоторыми исследователями подвергается сомнению: в шторм, разыгравшийся 7 ноября, это было сделать практически невозможно. Но вот в порт Ялты теплоход зашёл — чтобы эвакуировать в том числе персонал пионерлагеря "Артек".
Утром 7 ноября "Армения" вновь вышла в море, а вскоре была атакована и затонула. По разным оценкам, погибло от 4,5 тыс. до 10 тыс. человек. Точное число неизвестно до сих пор, поскольку эвакуация проводилась спешно и подсчёт пассажиров никто толком не вёл. Ходили слухи, что спастись с тонущего судна удалось шести или восьми счастливчикам, но достоверной информации об этом также не существует. До последнего времени не были известны даже координаты того места, где затонула "Армения".
Долгое время трагедия теплохода была белым пятном в истории Великой Отечественной, а в советское время вся информация была засекречена. Некоторые исследователи утверждали, что в Центральном военно-морском архиве нет ни докладов, ни рапортов об этом событии, а вся документальная информация, касающаяся трагедии, носит лишь косвенный характер…
В начале 2000-х годов "Армению" искали украинские исследователи. В 2006 году к ним присоединились американцы. Однако теплоход так и не нашли.
Лишь в марте 2020 года российским военным морякам с помощью гидролокатора удалось обнаружить на дне моря некий объект, размерами и контурами напоминающий "Армению". Он находился примерно в 15 морских милях от берега на глубине 1500 метров.
В апреле 2020 года специалисты ЦПИ РГО при помощи подводного робота получили первые фото и видео с полуторакилометровой глубины и однозначно идентифицировали найденный объект как теплоход "Армения".
Спуск телеуправляемого необитаемого подводного аппарата. Материалы Центра подводных исследований РГО
Уже в ходе первого этапа экспедиции удалось установить некоторые подробности гибели судна. Было известно о попытках торпедных катеров противника атаковать теплоход. И долгое время считалось, что он был потоплен в результате попадания торпеды.
Однако характер разрушений говорит в пользу авианалёта — обводы корпуса теплохода не были повреждены, зато разрушения на палубе и в районе судовой надстройки оказались серьёзными.
Второй этап морской экспедиции прошёл в апреле нынешнего года. Для более детального обследования применена камера с более высоким уровнем разрешения.
Новая камера позволила сделать изображение более четким. Материалы Центра подводных исследований РГО
Были обнаружены две зоны попадания авиабомб. Скорее всего, имели место как минимум два захода самолётов люфтваффе в атаку. Руководитель ЦПИ РГО Сергей Фокин предполагает, что первый заход был "пристрелочным": очаг попадания авиабомб находится почти у кормы. Возможно, однако, первая неудача немцев была связана с сопротивлением, которое они встретили.
На судне были обнаружены четыре артиллерийских орудия, одно из которых до сих пор закреплено на станине. Конечно, для отражения воздушной атаки этого было недостаточно. Не исключено также, что вражеских штурмовиков отпугнули наши истребители сопровождения.
Одно из орудий, обнаруженных на борту "Армении". Материалы Центра подводных исследований РГО
Основной удар случился позже и пришёлся в первую треть теплохода — бомбы взорвались между ходовым мостиком и машинным отделением. После чего "Армения" оставалась на плаву считаные минуты...
В апреле 2021 года закончить осмотр всего корпуса судна с применением камеры высокой точности не удалось по погодным условиям. Для завершения работ исследователи предприняли ещё один, третий, экспедиционный выход, который состоялся в мае.
Сохранность останков судна специалисты оценивают как удовлетворительное. Основные разрушения теплоход получил в момент попадания авиабомб и при ударе о морское дно.
Сергей Фокин с коллегами наблюдают за работой подводного робота. Материалы Центра подводных исследований РГО
Был детально осмотрен левый борт судна, а также на основании обработки ранее полученных данных повторно обследованы части кормы, носа и правого борта.
Удалось хорошо рассмотреть и проанализировать повреждения надстройки судна от попадания авиабомб, что позволило восстановить ход атаки и последующих событий.
Считается, что судно затонуло за четыре минуты. Однако специалисты ЦПИ РГО опровергли бытовавшую ранее версию о том, что экипаж не успел начать эвакуацию.
"Ни одной шлюпки мы не нашли на их штатных местах, — говорит Сергей Фокин. — Причём места крепления шлюпок целы, все шлюпбалки находятся в положении "за борт", а канаты обрублены. Мы предполагаем, что эвакуация началась уже после первой воздушной атаки. То есть время спустить шлюпки на воду было. Что стало с людьми, которые успели выбраться с теплохода, неизвестно. Увы, методом полевых исследований это выяснить невозможно".
Своего рода символической точкой, завершившей морскую экспедицию, стал подъём судового колокола "Армении".
Судовой колокол теплохода "Армения" на дне Черного моря. Материалы Центра подводных исследований РГО
Операция производилась при помощи телеуправляемого необитаемого подводного аппарата. Ранее на нём крепилась видеоаппаратура. Теперь же к манипулятору прилагалось захватное устройство. Оно было придумано и изготовлено буквально вручную экипажем исследовательского судна "Селигер", участвовавшего в экспедиции. После долгих часов работы туманная рында теплохода была извлечена на поверхность.
"Мы надеемся, что получится создать мемориал, например в Севастополе или Ялте, чтобы родственники погибших могли отдать им дань памяти. А судовой колокол станет центральной частью этого кенотафа, и, возможно, мы услышим его голос", — сказал Сергей Фокин.
Между тем ещё в начале марта нынешнего года команда ЦПИ РГО объявила о том, что удалось установить имена более 300 пассажиров "Армении". Это результат работы с архивными документами и данными, полученными от родственников погибших. Исследователи хотят собрать как можно больше информации к 80-летию гибели теплохода.
Колокол с теплохода "Армения" станет частью будущего мемориала. Материалы Центра подводных исследований РГО
Для этой цели ЦПИ РГО и Минобороны России при поддержке Фонда президентских грантов реализуют проект "Теплоход "Армения". Вспомнить всех". Вся информация собирается на специальном сайте, где можно поделиться своими историями, воспоминаниями и вообще любыми фактами, способными пролить свет на эту трагедию. Главная цель — назвать поимённо всех, кто погиб в тот страшный день на мирном теплоходе "Армения".
Айвар Валеев
В 1935 году на экраны страны вышел художественный фильм "Сокровища затонувшего корабля" (режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм), в котором мы можем увидеть тогда еще круизное судно "Армения".