Ещё двадцать лет назад источников компетентного знания было два: учебник и учитель. Новое время расширяет круг образовательных инструментов, и крайне важно, чтобы информации на цифровых платформах можно было доверять. Эксперты Русского географического общества оценивают учебные модули по географии для 5-х и 9-х классов на школьной цифровой платформе "СберКласс". Мы поговорили с Первым заместителем Исполнительного директора РГО Ильёй Гуровым и узнали, может ли цифровая платформа заменить человека.
— Илья Анатольевич, почему Русское географическое общество взялось за экспертизу цифровой платформы "СберКласс"?
— В прошлом году РГО исполнилось 175 лет. Всё это время Общество занималось развитием и совершенствованием школьного образования. Наше руководство всегда понимало, что заронить зерно любопытства к миру надо ещё в детстве. И, возможно, к географическим и научным открытиям, которые сделали отечественные учёные, мы хотя бы косвенно причастны.
За прошедшее десятилетие Русское географическое общество стало инициатором проведения двух всероссийских съездов учителей географии, разработало Концепцию развития географического образования в России, в которой зафиксировало насущные проблемы школьной географии.
У Русского географического общества солидный опыт в проведении экспертиз. Мы изучали школьные учебники и атласы, карты и методические пособия. Неудивительно, что, когда "Сбер" разрабатывал контент образовательной платформы, он обратился к ведущим экспертным и научным коллективам. Эксперты РГО лучшие в сфере географии — доктора наук, профессора, педагоги высшей категории.
Илья Гуров. Фото: пресс-служба РГО
— И как специалисты РГО могли бы оценить контент по географии на "СберКлассе"?
— Интересна идея такой цифровой платформы. В России пока немного проектов, которые помогают учителям и школьникам проводить образовательный процесс, а если мы говорим про персонализированную модель образования — то вообще единственная. Именно такая методология позволяет создать новые возможности для каждого ученика и учителя.
Если говорить про РГО, то у нас к образовательным ресурсам можно отнести сайт Фенологической сети РГО. Она концентрирует интересные знания об окружающем мире и позволяет уроки по географии или природоведению сделать увлекательными.
Школьная цифровая платформа "СберКласс" позволяет всем ученикам, которые ищут дополнительные знания, использовать опережающий контент для осваивания навыков на более глубоком уровне. Интерактивные учебные модули содержат материалы и задания по всем школьным предметам, в том числе по географии, разных уровней сложности. Наши эксперты провели экспертизу материалов общим объёмом более 65 академических часов.
— Как вы считаете, образовательные платформы в скором будущем смогут стать заменой традиционному образованию?
— Я консерватор и считаю, что в начальной и средней школе однозначно нет. Помимо знаний, которыми обладает педагог, он ещё учит мыслить, рассуждать, объясняет, зачем ребёнку то или иное знание. А лучшее образование то, что глубоко замотивировано. Старшеклассники уже понимают, кто они и чего хотят, с ними может что-то получиться. До 9-го класса образовательный процесс должен проходить под контролем учителя.
Приятно, что здесь мы с создателями "СберКласса" полностью согласны: платформа не предназначена для дистанционного обучения и не заменяет учителя. Она помогает ему персонализировать обучение школьников, предлагает разнообразные задания и полезные рабочие инструменты.
Фото: пресс-служба РГО
— Есть какие-то ошибки, которые допустили разработчики "СберКласса"?
— В таком масштабном проекте трудно обойтись без ошибок. Но в целом продукт очень достойный. "Сбер" отобрал интересные темы, оригинально их скомпоновал, и образовательный блок стал уже хорошим подспорьем для учителей, учеников и их родителей.
— Илья Анатольевич, что вам лично понравилось в образовательных модулях по географии?
— У нас в стране очень разные школы и очень разное образование. Где-то дети с пятого класса ездят в мини-экспедиции со своими учителями, в заповедниках и нацпарках изучают географию, а где-то кабинеты по этому предмету не оснащались с советских времён. Цифровые платформы, аналогичные "СберКлассу", позволяют хоть как-то восполнить недостающие методические материалы и развивают воображение детей.
"СберКласс" — школьная цифровая платформа для реализации персонализированной модели образования. Функционал платформы позволяет каждому ребёнку под руководством учителя выстраивать персонализированную образовательную траекторию с учётом его целей, интересов и способностей, а педагогу — автоматизировать рутинные процессы и получать доступ к самому современному образовательному контенту. Платформа не предназначена для дистанционного обучения и может эффективно использоваться в школе и дома.
Основная цель образовательных модулей на платформе по географии — научиться понимать и анализировать географические системы. Школьники под руководством учителя освоят не только базовые географические компетенции, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте, но и навыки, необходимые в повседневной жизни: ориентацию в пространстве, использование географических приложений и сервисов, определение и понимание природных процессов и многое другое. Отдельное внимание уделено работе с геоинформационными системами (ГИС), что позволит выстраивать комплексные межпредметные связи и развивать у учащихся сквозные цифровые компетенции.