Говорить с ребёнком надо о том, что всё не случайно

Говорить с ребёнком надо о том, что всё не случайно Говорить с ребёнком надо о том, что всё не случайно

Географ и преподаватель МГИМО Игорь Окунев вышел из пандемии известным детским писателем. Его "История кругосветного путешествия плюшевых игрушек по их квартире", написанная за время карантина и опубликованная в издательстве "Альпина. Дети", разлетелась мгновенно, была допечатана и собрала много положительных откликов. Теперь поклонники Окунева и его героини — маленькой умной девочки Лии — требуют у редакции продолжения.

География начинается с квартиры

— Игорь, многие детские писатели говорят: я стал писать для детей, когда у меня появились маленькие дети. Как у вас?

— Почти так. У меня есть маленькая дочка Лия четырёх лет. Мы сидели дома, как и все, а играть во что-то с Лией надо было. Поскольку я географ, то и играли в географию. Далеко ходить не пришлось. Сюжет книги в том, что дочка вместе со своими плюшевыми игрушками познаёт пределы собственной квартиры.

Цитата из книги:

— Чтобы изучать географию, необязательно далеко уезжать, — ответила Лия. — Давайте представим, что планета Земля — это наш большой дом, а квартира — наш маленький домик. И чтобы понять, как устроен большой дом, мы сначала изучим маленький. Узнаем, почему вещи в нём расставлены именно в таком порядке, как перемещаются люди и игрушки, как научиться ориентироваться и как готовиться к большим путешествиям.

— Значит, географом можно стать не выходя из дома? — спросил заяц, который побаивался длинных путешествий.

— Тогда мы все будем географами! — отозвался крокодил, который давно думал, какую выбрать профессию.

— Ура! — закричали звери и побежали умываться, завтракать и чистить зубы, чтобы поскорее начать изучать географию.

— Для тех, кто не читал: а при чём тут география и познавание квартиры?

— Я считаю, что география начинается с квартиры. В книге девочка Лия предлагает рассматривать стены — как горы, коридоры — как ущелья между горами. В ущельях есть протоки, которые соединяют города… И постепенно герои понимают закономерности расположения пространств. Например, акула говорит: я люблю купаться, но не хочу ходить в ванную. Давайте поставим ванную в комнате? А ей отвечают: "Знаешь, акула, а это невозможно. В комнате нет воды, если поставить ванную здесь — то всем будет сыро и неудобно".

Игорь Окунев с дочерью Лией. Фото: домашний архив семьи Окуневых

Игорь Окунев с дочерью Лией. Фото: домашний архив семьи Окуневых

— Про закономерности расположения пространств — серьёзная мысль…

— Вообще-то, главная мысль этой детской книги и есть то, что я рассказываю своим студентам-первокурсникам из МГИМО. Эйнштейн говорил: если не можешь объяснить пятилетнему ребёнку теорию — ты ничего в ней не понимаешь. Я постарался объяснить, что география — это не про контурные карты и не про заучивание столиц. География — это про закономерности расположения пространства, которые важно понять.

 Почему дети не любят географию? 

— Как раз на днях проходил ЕГЭ по географии. И все дети, которых я встречала, рассказывали, что они, скажем так, не понимают целесообразности этого предмета. Замечали?

— Ну ещё бы. Я преподаю в МГИМО будущим дипломатам, и когда ребята приходят на первый курс, мы проводим пробное тестирование. По его итогам складывается ощущение, что географию в школе вообще плохо преподают. Это удивительно: ребята знают историю, языки, а географию не знают.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "История кругосветного путешествия плюшевых игрушек по их квартире". Художник Елена Смешливая

— Потому что неинтересно. Я помню, как в школе ставили оценки за красиво раскрашенную контурную карту. А что там написано — никого не интересовало. Поэтому мы подписывали на карте "остров маразматиков", "море дураков" и получали свои пятёрки.

— Я в школе не любил заполнять контурные карты, потому что как раз не мог нарисовать красиво. Но ведь по задумке контурные карты — это очень хороший инструмент. Ты ставишь значочки нефти на севере и видишь, что их много, что они сконцентрированы там, где плохой климат, а раз так, то богатства даются большой ценой. И Арктика и наш Север — это не просто заповедник, а регион индустриального роста. В идеале — контурные карты — это не про перерисовывание, а про нашу жизнь.

— За рубежом в географии тоже не очень сильны. Американские дипломаты постоянно попадают впросак, потому что не знают, что где находится.

— Я согласен, в Америке не знают географии, но там другой подход к обучению. У них всё нацелено на изучение географии Америки, и со школьниками не успевают поговорить о географии мира. Мы же стараемся соблюдать баланс, но это трудно и в итоге получается, что зарубежные страны знаем лучше, чем Россию. Парадокс: для выпускника школы показать Австрию легче, чем Пензенскую область.

— Какие, на ваш взгляд, недостатки преподавания географии в школе?

— Есть проблема в методике преподавания и в порядке расположения тем. Например, тектонику изучают в пятых-шестых классах, а это детям совсем неинтересно. Современная географическая наука сильно ушла от того, что мы преподаём в школе. Многих отраслей хозяйства нет, они не функционируют, а на уроках про них продолжают говорить.

К тому же современная география перестала быть географией факта. Уже не очень важно знать столицу того или иного государства. Гораздо важнее научиться мыслить пространством. Не зазубривать, что Волга впадает в Каспийское море, а понять, как это связано с нашей жизнью.

— Волга? И как же она связана?

— Ну смотрите: Волга впадает не в море, а во внутреннее озеро. А Россия — простирается в основном вдоль Волги. У нас и регионы расположены вдоль Волги; природа и история вдоль Волги развивались. То, что у главной нашей реки нет выхода в Мировой океан, определило всё: историю страны, изолированность, специфическую экономику. Удивительно, но этот фактор продолжает определять нашу жизнь.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "История кругосветного путешествия плюшевых игрушек по их квартире". Художник Елена Смешливая

 "Мой ребёнок ходит не в магазин, а в экспедицию"

— На обложке вашего бестселлера  написано "Моя первая книга по географии". Это накладывает определённые обязательства. Так с чего нужно начинать рассказ о географии?

— Я считаю, что говорить с ребёнком надо о том, что всё не случайно. Например, про вулкан детям непонятно, они его никогда не видели. Поэтому берём речку. Она такая удивительная. Течёт с гор в океан и сама нашла самый простой путь. Значит, если мы хотим найти проход между горами или дойти до океана, то нам не нужно думать, надо просто идти по реке. Это же интересно. Мне кажется, такие рассказы должны предшествовать многим прекрасным книжкам.

— "Историю кругосветного путешествия плюшевых игрушек по их квартире" безо всякой рекламы раскупили за первые зимние месяцы 2021 года. Откуда такой ажиотаж?

— Мне говорили, что подход необычный. Для детей много литературы сегодня, но нет книг, развивающих пространственное мышление. Считается, что либо оно есть, либо его нет.

— У меня его нет, у меня топографический кретинизм.

— Ерунда! Нет никакого топографического кретинизма. Пространственное мышление — это навык, который можно развить. В книжке после каждой главы я даю небольшое задание. Поэтому мне мамы теперь пишут: мой ребёнок ходит не в магазин, а в экспедицию. Или мой ребёнок требует зарисовать карту нашего путешествия в "ИКЕЮ"…

— Как вы вышли на издательство?

— О, это удивительное приключение. Просто опубликовал текст в фейсбуке. И, как ни странно, откликнулись зарубежные издатели. Книгу перевели, опубликовали на английском языке и ещё сделали аудиоверсию. Она лежит бесплатно, и её активно слушают в таких интересных странах, как Индия, Малайзия, Сингапур… Для "Альпины" мы работали позже, чуть сократили текст, упростили для совсем маленьких детей. В оригинале у моей героини не было имени, а вот "Альпина" попросила дать имена, и я назвал девочку Лия, как моя дочь.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "История кругосветного путешествия плюшевых игрушек по их квартире". Художник Елена Смешливая

— Рискованно. Денис Драгунский рассказывал, что ему уже семьдесят лет, а до сих пор незнакомые люди кричат: "Привет, Дениска".

— Я думаю, это пустяки. А Денис Драгунский, кстати, стал одним из первых читателей. Мы с ним коллеги, вместе работали в МГИМО, он прочитал книгу и оставил отзыв на обложке. Сказал, что, если бы она ему попалась в детстве, он бы точно стал географом.

— Книга неожиданно заканчивается. "Все побежали во двор открывать удивительный мир вокруг и изучать географию". А где продолжение? Читатели требуют.

— Читатели требуют, но я бы не хотел продолжения. Я хочу ребёнка в этот момент оставить во дворе. Он уже понял, что такое география, что мир вокруг интересный. На этом надо историю закончить. Пусть будет открытый финал.

— Неужели на детской литературе закончили?

— Ну почему, если у издательства будет интерес, то у меня есть идея написать про Великие географические открытия плюшевых игрушек. Для маленького ребёнка путешествия Магеллана или Колумба не совсем понятны. А я бы написал про плюшевого крокодила Колумба, который хотел попасть в Индию и спросил у друзей, куда ему идти. Ему ответили: иди, куда указывает твоя левая лапка. Крокодильчик пошёл и перепутал лапки. (Дети же всегда путают право и лево.) Вместо Индии он пришёл в Америку, где встретил других крокодильчиков и подружился с ними.

Я думаю, что Великие географические открытия — одна из первых тем, про которую нужно рассказывать. Это не только открытие Америки или Китая, истории закладывают базовые понятия толерантности, патриотизма и учат ребёнка не бояться делать ошибки. Колумб ведь ошибся, и что с того? Он молодец.

— Вы так интересно рассказали про географию. Не думали издать интересный географический научпоп для взрослых?

— Есть такой научпоп. В 2019 году у меня вышел учебник по политической географии. По нему учатся мои студенты, книга получила известность в профессиональных кругах и за рубежом. Это несложный учебник, который можно читать как научно-популярное издание, ведь я писал его очень просто — для первокурсников: политологов, социологов, географов, так что вполне можно адресовать и широкой аудитории. Тем более что именно его я считаю своей главной книгой.

ОКУНЕВ Игорь Юрьевич — член Русского географического общества, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, директор Центра пространственного анализа международных отношений Института международных исследований МГИМО МИД России, руководитель Молодёжного клуба РГО "TerraCognita" на базе МГИМО.

 

Евгения Семенихина

 

 

Материалы по теме
Все
Статьи и репортажи