Научно-исследовательское судно "Адмирал Владимирский" с участниками Кругосветной океанографической экспедиции на борту уточнило координаты и размеры острова Петра I у берегов Антарктиды. Следующая цель – определение местоположения южного магнитного полюса Земли. Экипаж надеется, что пандемия коронавируса не повлияет на график экспедиции.
Экспедиция гидрографической службы Военно-морского флота Российской Федерации и Русского географического общества приурочена к 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также к 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. Маршрут экспедиции во многом повторяет путь кораблей Беллинсгаузена и Лазарева. На океанографическом исследовательском судне "Адмирал Владимирский" участники кругосветки прошли через Балтийское и Северное моря, пересекли Атлантический океан и теперь ведут исследования в акваториях антарктических морей. После работы в Антарктике судно вернётся домой через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Плавание завершится 6 июня 2020 года в Кронштадте. Пройденное расстояние составит около 40 тысяч миль.
23 марта судно "Адмирал Владимирский" подошло к острову Петра I. Накануне температура опустилась ниже -2, на палубу выпал первый снег. В свободное время команда играла в снежки и слепила несколько снеговиков и снежную русалочку. После небольшой передышки перед исследователями снова стояла серьёзная задача – определить точные координаты и размеры острова.
"В примечаниях к навигационным морским картам сказано, что фактическое местоположение острова Петра I южнее, чем указано на картах. И он действительно смещён в южном направлении, – рассказал руководитель экспедиции капитан первого ранга Олег Осипов. – Мы постарались определить правильную конфигурацию и размеры острова, заснять основные характерные мысы и ледники для размещения фотографий в лоции. По полученным предварительным данным, размеры острова – 6,1 на 9,9 мили. К сожалению, погода была плохая. Ветер достигал 20 метров в секунду, были снежные заряды, поэтому не удалось проверить высоту острова. Вершина находилась в облаках".
Фото: Алексей Куденко
Теперь судно продолжит движение в сторону южного магнитного полюса Земли. Одна из целей экспедиции – определение его точного местоположения.
"Мы также определим координаты острова Скотта и, если позволит время, островов Баллени. Двигаться будем максимально близко к кромке дрейфующих льдов, чтобы получить новые батиметрические данные о рельефе дна", – добавил Олег Осипов.
Интересно, что в календаре экипажа "Адмирала Владимирского" не будет одного дня, предположительно, 2 апреля.
"Существует линия перемены дат. Она проходит по меридиану 180 градусов. По одну сторону – одна дата, по другую – уже другая. Если бы судно двигалось с запада на восток, то при пересечении линии дат мы бы снова попали в тот же день, было бы два дня одной даты. Поскольку "Адмирал Владимирский" движется с востока на запад, у нас одного дня не будет. Примерно 2 апреля мы окажемся на линии перемены дат, и, соответственно, этого дня у нас не будет в календаре", – сообщил Олег Осипов.
В настоящий момент экипаж "Адмирала Владимирского" ещё не располагает информацией, повлияет ли пандемия коронавируса на график захода судна в порты по маршруту следования. Пока команда, изолированная на судне, находится в безопасности.
"По счастью, единственные живые существа, с которыми нам удается контактировать, – пингвины и киты, не подверженные заболеванию коронавирусом. Но до всего экипажа доведены правила личной гигиены, что является основным средством борьбы с коронавирусом, а также осуществляется контроль со стороны медперсонала судна", – рассказал Олег Осипов.
Океанографическое исследовательское судно "Адмирал Владимирский" было построено в 1975 году в польском Щецине и изначально входило в состав 176-го отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов, базировавшегося в Севастополе. Сейчас судно входит в состав Балтийского флота. Водоизмещение судна – 9120 тонн, длина – 147,8 метра, ширина – 18,6 метра, осадка – 6,4 метра. Дальность плавания – 18 тысяч миль при 15 узлах, экипаж – 170 человек.