Голландский пароход De Ruyter, погибший в августе 1906 года с грузом овса и пиломатериалов на пути из Санкт-Петербурга в Роттердам, был обнаружен и идентифицирован участниками совместной подводно-поисковой экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте" Разведывательно-водолазной команды при поддержке Русского географического общества и морской инженерной компании "Фертоинг". Работы проводились в рамках долгосрочного проекта "Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда" при поддержке Фонда президентских грантов и ПАО "Транснефть".
Пароход был построен в 1889 году на верфи в Белфасте и первоначально носил название William C. Mitchell.
— Сначала главным источником идентификации стал именной колокол судна, однако и он не гарантировал окончательный результат, — сообщил руководитель экспедиции Константин Богданов. — Финальную точку поставили, когда при создании фотограмметрической модели судна засняли на корме название, написанное накладными латунными буквами.
Участникам экспедиции удалось не только опознать судно, но и сделать предположение, что голландский капитан дал не совсем верные показания о причинах его гибели, чтобы получить страховку за груз.
— Интересно, что в регистр Ллойда он был внесён только спустя три года после постройки, что изначально затрудняло его поиск в документах, — рассказывает участник экспедиции историк Михаил Иванов. — Поэтому изначально мы считали, что это судно "Аусма", погибшее в Таллинском прорыве, ведь найденный объект полностью соответствовал размерами и строением "Аусме", а колокол с De Ruyter на нём мог быть заменён по каким-либо причинам, будучи приобретённым на аукционе, как это часто бывало.
Однако новое погружение в мае 2022 года при штилевой погоде и хорошей видимости на объекте расставило всё по своим местам.

Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой
В 1897 году пароход Wm C. Mitchell был продан голландской компании и получил имя прославленного голландского адмирала — De Ruyter. В августе 1906 года он вышел из Санкт-Петербурга в Роттердам с грузом овса и пиломатериалов. По информации капитана, которую он дал после кораблекрушения в страховую компанию, судно погибло 12 августа недалеко от Хельсинки от столкновения с затонувшим объектом. Упоминание Хельсинки и дало экспедиционной команде основание предположить, что колокол мог быть поднят с мелководья и продан вместе с другими элементами корабля на судоподъёмном аукционе другим судовладельцам. Вероятно, по итогам расследования судовладелец De Ruyter получил причитающуюся страховую сумму, и про судно забыли.
Однако российская экспедиция обнаружила корпус в водах России, недалеко от острова Родшер. От Хельсинки это примерно полдня пути. В трюмах было обнаружено то самое зерно, груз овса, указанный в документах, на палубе — остатки штабелей досок. На корме оператор команды игумен Иннокентий (Ольховой) снял название, написанное накладными латунными буквами, — De Ruyter.
Вероятнее всего, пароход вследствие навигационной ошибки мог налететь на банку недалеко от острова Родшер и затонуть. Однако нельзя было исключать и возможность значительного дрейфа брошенного экипажем судна, которое держалось на плаву за счёт плавучести своего груза. Пробоину пароход получил в носовой части. При погружении под воду корпус судна вошёл носом в грунт и надломился. Судя по отсутствию шлюпок и опущенным шлюпбалкам, затонул он не быстро и вся команда успела спастись.

Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой
Ситуацию несколько прояснили материалы гидрографической службы Российской империи за 1906 год, где было указано, что пароход затонул к западу от острова Родшер. Однако капитан дал показания, в которых значилось столкновение с затонувшим ранее судном.
Пока аппаратура команды "Фертоинг" и Разведывательно-водолазной команды не обнаружила в районе гибели парохода De Ruyter каких-либо следов более ранних кораблекрушений, хотя были отмечены несколько банок, которые вполне могли стать причиной его гибели вследствие навигационной ошибки. Исследования продолжаются. Российские поисковики планируют создать 3D-модель парохода и представить её на сайте Разведывательно-водолазной команды. Как сообщил Константин Богданов, начались переговоры о создании документального фильма по истории корабля и подробностях его гибели.
В настоящее время команда "Фертоинга" возвращается в район для возобновления поиска судна "Аусма", погибшего в Таллинском прорыве 29 августа 1941 года.