Со дна озера в Мурманской области подняли немецкий истребитель

Со дна озера в Мурманской области подняли немецкий истребитель Со дна озера в Мурманской области подняли немецкий истребитель

В ходе совместной поисковой экспедиции 12-го Главного управления Министерства обороны (ГУ МО) и Мурманского областного отделения (МОО) РГО на дне озера в Мурманской области обнаружен немецкий истребитель. 2 сентября были выполнены работы по подъёму самолёта.

Совместная поисковая экспедиция 12-го ГУ МО РФ и МОО РГО проводится в период с 1 июня по 10 сентября 2022 года. Основной её целью является поиск останков защитников Заполярья, погибших во время Великой Отечественной войны. В ходе экспедиции найдены останки 28 советских солдат, которые будут захоронены на территории мемориального комплекса "Долина славы".

Помимо этого, в конце августа одной из поисковых групп экспедиции недалеко от посёлка Спутник Мурманской области на дне озера был обнаружен немецкий истребитель Messerschmitt Bf 109E с заводским номером 6308 и бортовым — "жёлтая 15". Сначала военнослужащие нашли у берега куски обшивки, а после и сам самолёт. Несколько дней понадобилось военнослужащим 12-го ГУ МО РФ и МОО РГО, чтобы извлечь мессершмитт со дна водоёма. 2 сентября фрагменты самолёта были подняты на поверхность. Выяснилось, что истребитель получил повреждения 14 сентября 1941 года и пролежал на дне озера без двух недель 81 год.

Осмотр останков мессершмитта. Фото: Анастасия Ягодина

Осмотр останков мессершмитта. Фото: Анастасия Ягодина

Во время крушения мессер буквально развалился на части. Когда его нашли военнослужащие 12-го ГУ МО, на дне отдельно лежал двигатель, отдельно хвостовое оперение и фюзеляж. Из-за долгого нахождения под водой элементы самолёта погрузились в ил на глубину до 50 см, что вызвало определённые трудности при подъёме. 

Боеприпасы, найденные там же, были уничтожены специалистами. Двигатель весом полтонны, а также часть фюзеляжа и крылья со дна поднимали с помощью специального надувного понтона.

Эксперты за работой. Фото: Анастасия Ягодина

Эксперты за работой. Фото: Анастасия Ягодина

Водолазы работали практически вслепую. При малейшем движении ил поднимался, лишая возможности что-то разглядеть в воде, поэтому приходилось работать наощупь.

В дальнейшем истребитель отреставрируют, и он станет музейным экспонатом.

Подъём Ме-109 со дна озера. Фото: Алексей Оятин

Подъём Ме-109 со дна озера. Фото: Алексей Оятин

Участникам экспедиции удалось установить даже имя лётчика. Истребителем управлял лейтенант Вейль Герхард из подразделения люфтваффе, базировавшегося на аэродроме в местечке Луостари. Самолёт был повреждён огнём советских истребителей, поднятых на перехват, и совершил вынужденную посадку на поверхность озера неподалёку от нынешнего посёлка городского типа Печенга. Пилот сумел спастись. О дальнейшей судьбе лётчика поисковики узнали из книги Эрика Мембека "Полярный лётчик". Вейль в 1943 году стал командиром эскадрильи, был ещё раз подбит на таком же Ме-109 и получил ранение в районе бельгийского города Льеж. Дальнейшая судьба лётчика неизвестна.

Из книги Александра Марданова "1941. Воздушная война в Заполярье"

"14 сентября на мурманском направлении немцы продолжили наступление на левом и правом флангах фронта, пытаясь охватить наши 14-ю и 52-ю дивизии, но к исходу дня противник был остановлен. Первые ночные боевые вылеты начали выполнять гидросамолёты МБР — два 118-го МРАП. С 02:05 по войскам противника в районе Западной Лицы нанесли бомбардировочные удары четыре МБР-2, сбросившие 16 ФАБ-100. Это была первая ночная бомбардировка в Заполярье. С наступлением дня немецкая авиация начала бомбардировки в районе линии фронта. В 07:40 с аэродрома Хебуктен поднялось несколько Ме-110, Ю-87 и Ме-109Е 14-го отряда. В районе Луостари к ним присоединились базирующиеся здесь Ме-109Е 1-го отряда. В 08:05 вся группа появилась в районе линии фронта. По данным Северного флота, с 08:05 до 08:41 18 бомбардировщиков Ю-87 нанесли бомбардировочный удар по нашим войскам в районе Западной Лицы. На перехват вражеских бомбардировщиков в 08:30 были отправлены шесть И-16 и пять И-153 72-го САП во главе с капитаном Сафоновым, но противник к моменту прилёта наших истребителей уже ушёл на свою территорию, и встреча не состоялась. После этого «Юнкерсы-87» в сопровождении «Мессершмиттов-109Е» 1-го отряда ещё два раза бомбили наши войска: около 14:00 и в 19:30. Около 17:00 из-за плохих погодных условий группе Ю-87 пришлось вернуться назад".

Анастасия Ягодина