Советский истребитель времён Великой Отечественной войны обнаружила в озере Смертное в Псковской области совместная экспедиция Русского географического общества, Экспедиционного центра Министерства обороны России и местных поисковых отрядов. Среди фрагментов боевой машины найдены останки пилота, личность которого ещё предстоит установить. В подъёме самолёта со дна водоёма неоценимую помощь оказала команда водолазов аварийно-спасательной службы Тверской области.
По словам специалиста Экспедиционного центра Минобороны Анатолия Калемберга, найденный самолёт — ударный истребитель Як-9Т. Об этом говорят усиленное вооружение и детали конструкции.
— На этом самолёте стоит 37-миллиметровая пушка. Это очень мощное вооружение. Всех поразили размеры найденных снарядов к ней, — отметил Калемберг, добавив, что подобных самолётов в годы войны выпускалось не так много. Это был истребитель, предназначенный одновременно для воздушного боя и атак наземных целей.
— У них были свои плюсы и минусы, но пушка была мощная, — подчеркнул он.
Поисковые работы на озере Смертное. Фото: Дарья Шатова
Як-9Т был ударной модификацией советского одномоторного истребителя-бомбардировщика Як-9 — самого массового истребителя Великой Отечественной войны. Базовая модель, разработанная конструкторским бюро под управлением Александра Яковлева, производилась с октября 1942 по декабрь 1948 года (всего построено 16 769 самолётов).
Як-9Т получил в дополнение более мощный силовой каркас фюзеляжа и серьёзное пушечное вооружение. Также из-за мощных пушек кабина лётчика была сдвинута назад на 400 миллиметров. Серийно Як-9Т выпускали с марта 1943 по июнь 1945 года (всего сделано 2748 самолётов). Ударный истребитель попал на фронт в начале 1943 года и успешно применялся для борьбы с истребителями и бомбардировщиками противника. Среди лётного состава Як-9Т пользовался большой популярностью и высоко ценился из-за мощного оружия и хороших лётных данных.
Всё это ещё предстоит идентифицировать. Фото: Дарья Шатова
Судя по радиусу разброса деталей, истребитель совершил жёсткую посадку на воду озера Смертное. Кроме авиационного орудия экспедиция обнаружила фрагменты корпуса, двигатель, ручки управления, сухой паёк лётчика — американские мясные консервы, которые поставлялись по ленд-лизу, и многое другое. Но самой главной находкой стали останки пилота: практически полный скелет, а также погоны младшего лейтенанта, ремень, свитер и подшлемник.
— Мы собрали скелет практически полностью. Это удивительная история. Видимо, хорошо усилили корпус самолёта, он не рассыпался по всей округе. Все останки оказались в одном месте, — рассказал Калемберг.
Погон лётчика. Фото: Дарья Шатова
По всей видимости, погибший младший лейтенант был совсем молодым. Об этом говорят останки лётчика.
— Что самое обидное, всё есть — даже карта, на которой что-то можно прочитать. Специалисты, скорее всего, соберут из фрагментов достаточно большой кусок. Но нет документов пилота. Подымали раньше самолёты с документами, а вот здесь их нет, — посетовал Калемберг.
Однако и без документов личность лётчика можно будет установить. В 1943 году, когда погиб этот младший лейтенант, учёт вёлся уже на должном уровне, отметил специалист Экспедиционного центра Минобороны. После экспертизы и всех необходимых процедур пройдёт почётное захоронение останков пилота.
— Нам нужно будет обратиться в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске и по номеру двигателя найти принадлежность самолёта. А там и пилота установим, — заверил Калемберг.
Множество фрагментов, поднятых со дна озера. Фото: Дарья Шатова
История поиска самолёта в озере Смертное весьма интересная и довольно запутанная.
Озеро Смертное находится в Новосокольническом районе у деревни Маево в Псковской области. Его площадь — 1,6 кв. км. Максимальная глубина — 4,6 м, средняя глубина — 2,8 м.
— Во время работ к нам приплывали на лодках и подходили на берегу местные жители. Они спрашивали, зачем мы здесь что-то ищем, рассказывали, что лётчик при падении выпрыгнул, приезжал сюда после войны и показывал, где лежит истребитель, что хвост и крылья самолёта когда-то уже подняли на поверхность. В школьном музее деревни Маево даже якобы есть информация об этом, известна фамилия лётчика, который совершил тут вынужденную посадку, — рассказал Калемберг.
Однако найденные человеческие останки и двигатель, отброшенный на семь метров, опровергают возможность мягкой посадки и рассказы о выжившем лётчике. Устоявшуюся за долгие годы версию катастрофы у Смертного первыми поставили под сомнение поисковики из Пскова. Примерно восемь лет назад они предприняли попытку поднять фрагменты боевой машины со дна озера. И неожиданно нашли среди них человеческую ключицу.
— Они определили, что там есть пилот. Александр Маркин из поискового объединения "След Пантеры" попросил оказать помощь. Дайверы такие вещи сделать не смогут. Помогли профессиональные тверские водолазы, которые давно с нами сотрудничают. Мы написали письмо их руководству от имени Экспедиционного центра Минобороны, нам пошли навстречу, — рассказал Анатолий Калемберг.
В таком мешке водолазы передают наверх находки. Фото: Дарья Шатова
Работы по поиску и подъёму истребителя технически довольно сложны — водолазам приходилось искать фрагменты самолёта в условиях ограниченной видимости, фактически на ощупь. Они размывали грунт и руками вслепую собирали всё, что попадалось, в большой мешок, который затем поднимали на берег. Уже на суше содержимое этого мешка разбирали и идентифицировали. Если находили крупный предмет или части конструкции самолета, то в ход шла лебёдка. Несмотря на трудности, экспедиционные работы планируется завершить уже в ближайшие дни.
— Сегодня подняли парашют, и удалось зацепить фал за пушку. Тяговое усилие серьёзное, понтон немного притопило. Но я надеюсь, что сегодня, может быть, завтра утром ребята смогут поднять двигатель и закончить, — добавил Анатолий Калемберг.
В экспедиции на озеро Смертное также участвуют представители поисковых отрядов "Поиск" и "Грифон" из города Новосокольники, "Поиск-97" из города Пыталово.
Александр Жирнов