У экспедиции Русского географического общества по поиску самолетов на трассе Алсиб есть очевидная цель — найти потерянные в годы Великой Отечественной войны машины и, если повезет, останки летчиков. Однако иногда сюжет имеет продолжение в наши дни — когда находятся родственники героев. Именно так произошло на сей раз. Известный документалист, автор телепроекта «Русский след», член РГО Алексей Никулин рассказал, как нашел потомка бортрадиста одного из самолетов Петра Оконечникова. Причем не в России, а в Казахстане.
Алексей Никулин вместе со своей съемочной группой дважды участвовал в экспедициях по обследованию трассы Аляска — Сибирь. В 2022 году это был чукотский отрезок трассы, а в 2023-м — якутский. Члены РГО искали места падений самолетов, перегоняемых из США по программе лендлиза, пытались определить причины их гибели и найти предметные свидетельства. В общей сложности было обнаружено почти два десятка крылатых машин. А вот останки летчиков — только однажды.
Среди обнаруженных самолетов был и «Дуглас» С-47, известный поисковикам как «Борт Герасимова» (по фамилии командира экипажа).
Один из фрагментов "Дугласа", обнаруженного членами экспедиции. Фото: Алексей Никулин
Катастрофа произошла 28 августа 1943 года в 50 км от поселка Эгвекинот. Вот как описывает произошедшее архивный документ: «Экипаж самолета С-47 №25644 имел оперативное задание доставить строителей из Олекминска в Марково и далее следовать в Уэлькаль. Через полчаса после высадки пассажиров в Маркове самолет в 9 часов 30 минут (мск. вр.) вылетел в Уэлькаль. По маршруту была облачность. Не уточнив своего местонахождения, экипаж, пробивая облачность, стал снижаться и врезался в сопку северной части Ушканьего хребта. Самолет сгорел. Ввиду непроходимости местности погибший экипаж не удалось вывезти».
Борт старшего лейтенанта Евгения Герасимова обнаружили с воздуха спустя пару дней после катастрофы. А захоронить экипаж удалось только в 1974 году геологам Восточно-Чукотской геологоразведочной экспедиции. Точнее, они перезахоронили те останки, которые на тот момент смогли найти.
Бортрадист самолета С-47 №25644 сержант Петр Оконечников. Фото предоставлено участниками экспедиции
— 19 июля 2022 года мы обнаружили место катастрофы со второй попытки и тщательно обследовали всю территорию, уделяя особое внимание району, где были обнаружены части пилотской кабины, навигационные приборы и радиостанции, — рассказывает Алексей Никулин. — Именно там нам сначала попались навигационные карты, части одежды, амуниции, костные останки. И комсомольский билет за номером 9248726, причем с надписью на двух языках — казахском и русском.
Подняв архивные документы, члены экспедиции выяснили, что единственный человек, призывавшийся из Казахской ССР, — это бортрадист сержант Петр Капитонович Оконечников. Собственно, его останки были единственными, которые обнаружены и идентифицированы за два этапа экспедиции РГО.
Эпизод поиска и обнаружения можно частично увидеть в фильме, который был снят по итогам той экспедиции.
— Тогда я понимал, что история вроде бы закончена, фильм снят, но желание найти хоть кого-то из родственников меня не оставляла, — продолжает Алексей Никулин. — Я пробовал искать через казахстанских коллег, но за полтора года мы так и не продвинулись. Оказавшись недавно в Казахстане по делам службы, я вновь вернулся к поискам в надежде, что при личном общении поиск родственников Петра Оконечникова пойдет быстрее. Но дело шло туго.
Как было известно поисковикам, Петр Капитонович родился в деревне Кутихи Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. Это на самом востоке Казахстана.
Алексей Никулин обратился к своему знакомому местному православному батюшке отцу Аверкию, и узнал, нет ли в том районе монастыря, обители или церковного управления. Оказалось, что в этих краях о православной пастве заботится Усть-Каменогорская епархия.
Племянник бортрадиста Петра Оконечникова, глава города Алтай Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Игорь Оконешников. Фото: gov.kz
— Я написал письмо по электронной почте, где изложил суть проблемы и просьбу отыскать родственников сержанта Оконечникова. И уже следующим утром мне позвонил архиепископ Амфилохий: «Мы нашли племянника вашего бортрадиста. Его зовут Оконешников Игорь Георгиевич. Он аким (мэр. — Прим. ред.) города Алтай».
Оказывается, у Петра Оконечникова был брат — Георгий, ну а мэр города Алтай Игорь Георгиевич — его сын и племянник погибшего на Чукотке бортрадиста. Правда фамилия претерпела изменения — вместо «Ч» в ней появилась буква «Ш». Впрочем, возможно, наоборот, эти изменения — на совести военного писаря.
Читайте также: Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолета ее прадеда
По словам Алексея Никулина, случается, что родственники найденных военнослужащих отказываются от захоронения, бывает, и от передачи наград и личных вещей тоже. Иногда вообще не желают общаться с поисковиками. Но это не тот случай. Оконешниковы искали следы Петра Капитоновича и даже рассматривали возможность перезахоронения, когда обнаружили, что его похоронили вместе с экипажем в чукотском поселке Эгвекинот. Как теперь стало понятно, в братской могиле экипажа «Дугласа» №25644 останков Оконечникова не могло быть…
— На данный момент после консультаций с казахстанской стороной перспектива выглядит следующим образом: останки Петра Капитоновича Оконечникова будут переданы в канун Дня Победы в Москве на Поклонной горе казахстанской стороне и военным бортом полетят в Казахстан, где будут перезахоронены с полагающимися воинскими почестями, — резюмирует Алексей Никулин.
Ждем продолжения истории.
Николай Сумароков