Начался третий сезон совместной поисковой экспедиции РГО и Экспедиционного центра Минобороны РФ по обследованию маршрутов перегонки и перевозки техники, поставленной союзными державами в СССР в период Второй мировой войны.
Алсиб (Аляска — Сибирь), или Красноярская воздушная трасса, — авиакоридор между США и СССР, по которому во время Второй мировой войны в тяжелейших условиях Крайнего Севера перегоняли самолеты, поставляемые США по ленд-лизу Советскому Союзу. От завода до Западного фронта американские истребители и бомбардировщики преодолевали до 14 тыс. км. Всего по Алсибу было поставлено более 8 тыс. боевых машин, не смогли его преодолеть около 80 самолетов, при крушении которых погибли примерно 115 человек.
Если память погибших летчиков не была увековечена, поисковики устанавливают памятники в местах гибели экипажей. Фото: Георгий Широков
Трасса начала функционировать в 1942 году. В Америке она проходила через Фербенкс и Ном, в СССР — через Уэлькаль, Семчан, Якутск, Киренск и Красноярск. К 1945 году были разработаны пять основных маршрутов: Уэлькаль — Красноярск, Якутск — Хабаровск, Анадырь — Магадан — Хабаровск, Магадан — Киренск — Красноярск и Якутск — Тикси. Вдоль трассы строились аэродромы, на которых самолеты заправлялись, если необходимо, их ремонтировали, и они летели дальше. Транзитные аэродромы, построенные в кратчайшие сроки в труднодоступных местах, на вечной мерзлоте, до сих пор составляют основу аэродромной сети Дальнего Востока и Сибири.
Экспедиция по исследованию трассы Алсиб стартовала в 2021 году. Чтобы узнать и рассказать о ежедневных подвигах летчиков и техников в экстремальных условиях Крайнего Севера, увековечить их память, поисковики проводят комплексные обследования аэродромов и мест авиакатастроф исторической воздушной трассы.
В течение двух лет Русское географическое общество совместно с Экспедиционным центром Минобороны обследовало большую часть российского авиакоридора, проходящего через Чукотский автономный округ, Якутию и Красноярский край.
Общий вес объектов военно-технической истории, найденных в ходе экспедиции 2022 года и представленных на выставке в Москве, составил 21 тонну. Фото предоставлено Алексеем Никулиным
Наиболее ценные объекты военно-технической истории, найденные в ходе экспедиции 2022 года, были собраны и доставлены в Москву. Их общий вес составил 21 тонну. К расширенному заседанию Коллегии Минобороны РФ Департамент экспедиционной деятельности и развития туризма совместно с Департаментом организационно-протокольной и выставочной деятельности РГО организовал выставку архивных документов и артефактов времен действия воздушной трассы Алсиб во время Великой Отечественной войны, которую посетили первые лица государства.
В этом году участники экспедиции продолжат исследование участков легендарной трассы в Якутии (Республика Саха).
В архивах в одних случаях указываются координаты падения самолетов, в других — написано, что в таком-то районе во время Великой Отечественной войны упал самолет, погибшего или раненого летчика эвакуировали или останки погибшего экипажа нашли, вывезли и захоронили, но никаких координат нет, — объясняет руководитель экспедиции Олег Подклетнов. — А в тех краях это может быть плюс-минус 100 км, просто так обнаружить невозможно. Мы находим людей, которые помогают конкретизировать эти места, рассказывают, кто из местных жителей что видел. Сопоставляя их информацию с той, что указана в документах, мы пытаемся понять, что именно и с каким самолетом произошло в этом месте, и по возможности едем или летим туда.
Поисковики стараются установить имена погибших летчиков и проследить судьбу оставшихся в живых после аварии. Фото: Георгий Широков
Если память погибших летчиков не была увековечена, поисковики устанавливают памятники в местах гибели экипажей. Также они благоустраивают существующие захоронения военнослужащих, проводят мемориальные мероприятия.
Члены экспедиции — а в ее составе историки, поисковики, летчики, военные, инженеры, связисты — собираются в Якутске, откуда на вертолете летят на восток Якутии. Они будут искать места падения и остатки самолетов вдоль Вилюйского тракта, на дороге в город Олекминск, село Тит-Ары, а также в других местах Якутии.
Мы уже обследовали первую точку нашего маршрута, это в 180 км от Якутска в районе села Тит-Ары, — рассказывает участник экспедиции, автор книг по истории воздушной трассы Алсиб Вячеслав Филиппов. — Местные жители рассказали, что поблизости разбился самолет, летчик остался жив, выпрыгнул с парашютом. Наши проводники Григорий Лукин и Петр Соловьев показали место, где лежат обломки самолета. Мы собрали все номерные детали, которые смогли найти и выбрать. Сейчас моя задача — найти в архивах сведения об этой аварии, узнать, почему она произошла, проследить дальнейшую судьбу летчика. Мы также будем обследовать место катастрофы в районе поселка Аллах-Юнь, где разбился капитан Василий Ковалев на «Аэрокобре». Пилота тогда не нашли, думали, что погиб, но, по рассказам местных жителей, выяснилось, что летчик после падения самолета был жив, однако, учитывая безлюдную местность, умер от ранений. Мы точно знаем, что после некоторых катастроф останки летчиков не захоронены. Наша задача — их найти, чтобы с почетом предать земле и установить памятник.
Участники экспедиции. Фото: Георгий Широков
Участники экспедиции также установят памятник пилотам самолетов А-20, упавших в районе села Сасыр, И. Л. Грозенскому и Я. Я. Чередниченко, а также пилоту самолета А-20 Лесных, разбившегося в районе рек Луговая, Сартанг и Тукулан.
Приятно и вызывает гордость то, что я участвую в восстановлении памяти людей и исторических событий, которые не были надлежащим образом увековечены, — делится Олег Подклетнов. — Каждый военный, когда уходит на фронт, должен быть уверен в двух вещах: если он погибнет, то его семья не будет голодать, ее не забудет государство, и что его тело найдут, похоронят, семья будет знать, что с ним случилось, и память о нем не будет стерта. Кроме того, есть некоторые моменты, которые еще требуется прояснить. Например, в ходе экспедиции прошлого года мы поняли, что многие самолеты на Чукотке разбились не по вине экипажа, как думалось раньше, а из-за неверно указанных высот в картах. Мы обнаружили ошибку в 120 м. Это снимает вину с экипажей. У них же есть семьи, для которых будет важно знать, что их отец и дед погиб не потому, что ошибся в пилотировании, а безупречно исполнил воинский долг в условиях дефицита информации.
В ходе экспедиции медиагруппой будет снят 50-минутный документальный фильм. Найденные объекты военно-технической истории будут вывезены для экспонирования на выставках и в профильных музеях. Экспедиция продлится до начала сентября.
Наиболее ценные объекты военно-технической истории, найденные в ходе экспедиции, вывозятся для экспонирования в профильных музеях. Фото предоставлено Алексеем Никулиным
В октябре 2022 года легендарной воздушной трассе Аляска — Сибирь исполнилось 80 лет. В советское время история воздушной трассы Алсиб была закрыта для изучения. Русское географическое общество и Минобороны России провели масштабную экспедицию по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб. В 2021 году прошел первый этап экспедиции. Работа началась с общения с историками, изучения сохранившихся документов, кропотливой работы в архивах. В ходе полевого этапа экспедиционная группа обследовала 17 аэродромов исторической воздушной трассы. Специалисты изучили их состояние, проанализировали перспективы для дальнейшего использования по прямому назначению и в качестве музеев под открытым небом. Вблизи исторических взлетно-посадочных полос были обнаружены уникальные артефакты: фрагменты самолетов, автомобилей, тракторов, прожекторов и другие объекты.
Во втором полевом сезоне экспедиции был сделан акцент на поиск новых и вывоз ранее найденных объектов военно-технической истории, их изучение и подготовку к передаче артефактов в профильные музеи. Экспедиция прошла в четырех регионах — Красноярском крае, Чукотском автономном округе, Республике Саха (Якутии) и Иркутской области. В итоге участникам экспедиции удалось обследовать 13 мест крушений самолетов таких моделей, как «Белл» P-39 «Аэрокобра», «Дуглас» A-20 «Бостон», «Дуглас» C-47, «Белл» P-63 «Кингкобра», Р-40 «Киттихок». На местах гибели летчиков были установлены памятные знаки, отданы воинские почести и возложены венки.
Кинокомпания «Скайфест» сняла документальный фильм об экспедиции «Алсиб». Премьера состоялась 9 декабря на телеканале «Моя планета».