Утром 7 ноября 1941 года в 15 морских милях от берега в районе Ялты в результате налёта немецкой авиации затонул советский теплоход "Армения". На борту судна находились несколько тысяч раненых и мирных жителей, которых пытались эвакуировать из осаждённого нацистами Крыма. В марте 2020 года судно удалось обнаружить на глубине 1500 метров на дне Чёрного моря. Работы по изучению его останков ведут специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). Второй экспедиционный выход завершился в апреле нынешнего года. О самых интересных его результатах рассказал исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
Ещё в 2020 году во время первого этапа работ стало ясно, что "Армению" потопили не торпедами, как считалось ранее, а авиабомбами. Об этом говорили абсолютно неповреждённые обводы корпуса судна. При этом разрушения на борту были очень сильными — швартовочный машинный телеграф, который должен был находиться на ходовом мостике в левой части, оказался на палубе в носу теплохода. Год спустя исследователям удалось сделать новые важные открытия, способные пролить свет на обстоятельства давней трагедии.
В этот раз специалисты ЦПИ РГО сосредоточились на изучении правого борта судна. Известно, что в 1941 году в Одессе оно было переоборудовано в плавучий госпиталь. Существенным изменениям подверглась ходовая рубка — часть её, возможно, просто убрали. Это подтвердили подводные исследования, проводившиеся при помощи робота отечественного производства серии РТ. Аппарат дал куда более качественную картинку с большой глубины.
"Самой надстройки мы не обнаружили, но не обнаружили и следов разрушения. Не похоже, что это было уничтожено взрывом, временем, как-то истлело", — отметил Фокин.
Возможно, конфигурацию палубы изменили под определённые военные задачи. "Что касается орудий, мы обнаружили одно из предполагаемых четырёх — орудие кормовое правого борта", — рассказал он.
45-миллиметровая пушка 21-К закреплена по-походному и направлена параллельно палубе строго назад — в корму судна. Выходит, что это орудие не успело отреагировать на атаку немецких самолётов.
"Его не успели привести в боевое положение и произвести из него хотя бы один выстрел. Остальные орудия, я надеюсь, нам удастся обнаружить в ходе дальнейшего обследования объекта", — рассказал исполнительный директор ЦПИ РГО.
Фото: пресс-служба ЦПИ РГО
Самый важный и самый интересный результат дал тщательный осмотр шлюпбалок — штатных мест крепления шлюпок — по правому борту. Всего на судне было 20 средств спасения — по десять на каждом борту. Выяснилось, что все шлюпбалки вывалены за борт и ни одной шлюпки или их остатков нет на штатных местах.
"Мы предполагаем, что всё-таки "Армения" успела сбросить эти шлюпки. То есть версия о том, что теплоход затонул всего лишь за четыре минуты, как это написано в ряде источников, вызывает сомнения", — подчеркнул Фокин.
Для того чтобы спустить за борт несколько шлюпок, требуется больше времени. Похоже, что судно как минимум 15–20 минут оставалось на плаву. Тому есть ещё одно косвенное подтверждение: в кормовой части обнаружен раскрытый настежь погрузочный люк. "То есть люди пытались выбраться за борт и выбирались этим путём", — пояснил исследователь.
Получено много информации, которая породила новые вопросы. Уже ясно, что к объекту придётся возвращаться и исследовать его ещё более детально. Необходимо попытаться выявить какие-то незначительные на первый взгляд подробности, которые формируют итоговую картину.
Однако есть вопросы, на которые обследование объекта не даст ответов. "Например, где эти шлюпки, что случилось с теми людьми, сколько народу было на борту", — рассказал Фокин.
Отсутствие шлюпок и новые данные о времени, которое оставалось у людей на спасение, показывают, что выживших во время катастрофы могло быть намного больше, чем полагали исследователи до этого. Чтобы подтвердить это, ведётся активная работа в архивах. Уже удалось установить имена 300 человек, оказавшихся на борту "Армении" в момент катастрофы.
Кадр видеозаписи пресс-службы ЦПИ РГО
Но документы не способны заменить живых человеческих историй. Поэтому важным направлением проекта "Теплоход "Армения". Вспомнить всех" является сбор и анализ данных, поступающих от родных, близких и знакомых членов экипажа и пассажиров теплохода.
"И что особенно отрадно, многие из этих историй находят подтверждение в архивных документах. Фамилии, строчки архивных документов обретают человеческие черты", — отметил Фокин.
Фото: пресс-служба ЦПИ РГО
Планомерная работа позволяет сформировать единую картину трагической гибели "Армении". А это главная цель проекта. "Получается триумвират из полевых исследований, архивной работы и человеческих живых историй", — пояснил исполнительный директор ЦПИ РГО.
По его словам, работы в море во многом зависят от погоды. Она не всегда позволяет вести исследования согласно изначально намеченным планам. Но участники проекта надеются успеть к 7 ноября 2021 года.
"Мы приложим все усилия для того, чтобы максимально осуществить обследования объекта в этом году. Чтобы к дате 80-летия гибели теплохода уже иметь максимально полную картину", — подчеркнул Фокин.
По истории судна снимается документальный фильм, выход которого также планируется приурочить к дате гибели транспорта. В эти же дни в Севастополе на Константиновской батарее должна пройти конференция, на которой обсудят и окончательно озвучат полную версию давней трагедии. На встречу пригласят всех, кто когда-либо участвовал в изучении "Армении".
"Мы не хотели бы никого незаслуженно забыть. И чтобы каждый, кто потратил время и вложил душу в изучение истории гибели санитарно-транспортного судна "Армения", был упомянут", — добавил исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
Кадр видеоролика ЦПИ РГО
Теплоход "Армения" — один из четырёх лучших круизных лайнеров СССР своего времени — был построен в Ленинграде на военном Балтийском заводе и спущен на воду в 1928 году. Во время работы на Крымско-Кавказской линии он перевёз десятки тысяч пассажиров, курсируя между Одессой и Батуми.
В 1941 году лайнер пришлось переделать в плавучий госпиталь. Судно было рассчитано на четыре сотни раненых. Во время обороны и эвакуации Одессы "Армения" спасла не менее 16 тысяч человек, совершив 15 рейсов в порты Кавказа.
Рейс 6 ноября 1941 года из Севастополя стал для теплохода последним. В Ялте судно, перевозившее раненых и эвакуированных медиков, взяло на борт местных жителей. Утром, через несколько часов после выхода из порта, "Армению" атаковала и затопила вражеская авиация. В этот момент на борту, по разным источникам, находилось от четырех до десяти тысяч человек.
Большая часть материалов дела о гибели "Армении" была засекречена до 1989 года. После того как гриф секретности сняли, к поискам теплохода приступили многие исследователи, но ни американским, ни украинским специалистам не удалось обнаружить судно.
В 2017 году силами Министерства обороны РФ вблизи Ялты и места с приблизительными координатами гибели "Армении" выявили магнитную аномалию. В марте 2020 года гидролокатор указал на корпус затонувшего судна. Его параметры совпадали с характеристиками санитарного транспорта. Спустя месяц специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества однозначно идентифицировали теплоход по внешним признакам.
В августе 2020 года "Армения" была признана братской могилой — официальным воинским захоронением.
Для увековечивания памяти экипажа и пассажиров плавучего госпиталя ЦПИ РГО совместно с Минобороны РФ при поддержке Фонда президентских грантов приступили к реализации проекта "Теплоход "Армения". Вспомнить всех". Был запущен информационно-мемориальный портал teplohodarmenia.ru. Этот ресурс является площадкой, на которой родственники погибших и выживших в последнем рейсе "Армении", историки, специалисты и любые заинтересованные лица могут обмениваться информацией, способной пролить свет на обстоятельства трагедии теплохода.
Александр Жирнов