27 июля началась экспедиция РГО по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска — Сибирь (Алсиб). Предполагается, что группа, в которую входят специалисты Центра современной истории и Экспедиционного центра Минобороны России, изучит состояние примерно полутора десятков аэродромов на Дальнем Востоке и в Сибири.
В годы Великой Отечественной войны они использовались как перевалочные пункты для поставок американских боевых самолётов по договору ленд-лиза. Маршрут через Аляску и Сибирь считался самым надёжным. Всего с 1942 по 1945 год таким образом наши войска получили около восьми тысяч самолётов, сыгравших важную роль в Победе.
Большинство аэродромов строились специально для этой цели. Несмотря на подчас экстремальные природные и климатические условия, эти аэродромы служили ещё долгие годы и после войны, а некоторые посадочные полосы пригодны для использования и по сей день.
Нынешней экспедиции предшествовала большая работа в архивах. По словам научного руководителя экспедиции Сергея Каткова, были исследованы десятки тысяч документов по истории трассы. В ходе полевых исследований планируется сделать анализ её современного состояния и перспектив использования сохранившейся инфраструктуры. Кроме того, будет увековечена память лётчиков, погибших во время перелётов.
28 июля экспедиционная команда РГО вылетела в на Дальний Восток. Затем поисковики отправятся в Чаплино — это самая крайняя восточная точка советской части маршрута. А далее будут двигаться на запад. Маршрут пройдёт по четырём субъектам Российской федерации — Чукотскому автономному округу, Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и Иркутской области. Всего предстоит преодолеть почти 5,5 тыс. км. Помогать в этом поисковикам будут вертолётчики Воздушно-космических сил России. Содействие окажут также военнослужащие Восточного и Центрального военных округов, Тихоокеанского флота, 21-го ЦНИИ военной автомобильной техники Минобороны России.