Стартовал основной этап географической экспедиции Русского географического общества "Трансполярная магистраль". Его участники продолжат исследования перспективного маршрута железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе и на севере Красноярского края в направлении Коротчаево – Игарка – Норильск, начатые в марте 2019 года.
![Фото предоставлено участниками экспедиции](/upload/content_block/images/6154bc72b27fa1ef9c19b064761259e7/9915a8fa4e90c0f67162d1bac2c83555.jpg?itok=0uR2D77p)
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Строительство железной дороги на участке Коротчаево – Игарка – Норильск началось в 1949 году. По плану, железнодорожное полотно должно было пересечь реки Пур, Таз, Турухан и Енисей, подняться на север до Игарки и оттуда до Норильска. Необходимость дороги объяснялась экономическими и стратегическими предпосылками: создание транспортного коридора должно было облегчить освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми. Строительство трассы осуществлялось силами заключённых под руководством Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) СССР и на этом участке получило название "Строительство № 503". После смерти Иосифа Сталина в 1953 году строительство остановили, а построенные участки железной дороги забросили.
![Фото предоставлено участниками экспедиции](/upload/content_block/images/57284355e61a60409e49f3146fe2711c/1188792ecc214f1c999499e7d3354d21.jpg?itok=ZcKrJGWu)
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
В экспедиции, рекогносцировочный этап которой прошёл весной текущего года, принимают участие специалисты РГО, Экспедиционного центра Минобороны России, Российского университета транспорта, Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, Сибирского экспедиционного центра и Российского центра освоения Арктики.
![Фото предоставлено участниками экспедиции](/upload/content_block/images/546445898b4eecc9fde897b68faeafc2/549b3ab5fd7b783c48d2a49bf25a0c33.jpg?itok=c5fxmX5B)
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
В ходе полевых работ участники экспедиции установят посты геотермического мониторинга для сбора данных об изменении температур грунта вдоль трассы на разных глубинах, оценят изменения ландшафта, определят и нанесут на электронную карту характерные точки маршрутов. Полученные в ходе экспедиции данные лягут в основу рекомендаций о вариантах и способах строительства перспективной железнодорожной магистрали.
![Фото предоставлено участниками экспедиции](/upload/content_block/images/8c9ec2e68cb91643d210f2f7839a7a16/c0806001ec3096e360bb8626aa711d1a.jpg?itok=zlXfmsk2)
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Геотермический мониторинг предполагает проведение длительных измерений в талых и мёрзлых грунтах, результаты которых, вместе с результатами изучения свойств самих грунтов, позволяют получить комплексную характеристику геологической среды в районе прохождения перспективных железнодорожных трасс. Мониторинг предполагает организацию сети площадок, со скважинами глубиною до 7 метров, из которых отбираются образцы грунтов и в которые закладываются термометрические датчики с автономной регистрирующей аппаратурой.
![Фото предоставлено участниками экспедиции](/upload/content_block/images/5420226200ab778580cef2111478b00c/54d4f6388bdd7bef9e14eb7d9ac8b86d.jpg?itok=t4qH3Oux)
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Проект трансполярного железнодорожного коридора вновь обретает актуальность в наши дни. Магистраль до Норильска может стать продолжением проекта Северного широтного хода, который пройдёт от станции Обская до станции Коротчаево. Развитие железнодорожных линий в этом направлении позволит связать с Большой землёй населённые пункты и центры месторождений углеводородного сырья, расположенные на севере Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Кроме того, продление железнодорожного пути обеспечит возможность круглогодичных наземных подходов к портам Дудинка и Игарка, являющимся перевалочными пунктами на трассе Северного морского пути, и к Норильскому промышленному району.