Его работы выставлялись в Третьяковской галерее и Историческом музее, в Эрмитаже и Русском музее, галереях Лондона, Флоренции и Нью-Йорка. Его скульптуры находятся в коллекциях известных деятелей политики и культуры. Он получил премии "Ника" и "Белый слон" как художник-постановщик фильма "Монгол" Сергея Бодрова-старшего. Всемирно известный скульптор Даши Намдаков представит на IV Фестивале Русского географического общества свои новые работы.
Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик в Забайкалье, шестым ребёнком в многодетной семье, принадлежащей к древнему роду кузнецов-дарханов. Семейная легенда гласит: в возрасте пятнадцати лет мальчик заболел и долго не выздоравливал. Ситуация изменилась, когда за дело взялись шаманы. Они же и объяснили юному Даши, что это духи указывают ему путь: он должен стать шаманом. Но Даши хотел быть художником и сумел настоять на своём. C ним согласились, признав, что творчество тоже может рассматриваться как "шаманская практика".
Фото из личного архива Даши Намдакова
"Энергия шаманизма – это энергия человека, которую он наследует или развивает, – поясняет сам скульптор. – Мой род, наверное, больше род творческих людей. И наше стремление найти красоту в предметах и передать её другим – благородная миссия, которую мы несём".
Даши окончил Красноярский художественный институт, где учился у академика Льва Николаевича Головницкого в мастерской скульптуры. До 2004 года он жил в Улан-Удэ, потом – в Москве. В 2010 году началось сотрудничество скульптора с лондонской галереей "Хельсион", и в 2014 году он переехал в столицу Великобритании. Работа требует от него постоянных перемещений: отливает свои скульптуры Даши в Италии, где находятся две лучшие литейные мастерские Европы, а за вдохновением регулярно возвращается в родной Укурик. Он постоянно находится в движении.
Фото из личного архива Даши Намдакова
"Создав работу, я иду дальше и стараюсь не привязываться к прежним своим идеалам, надо развиваться, – говорит Даши. – Время такое. Моя жизнь сейчас проходит и в Лондоне, и в Италии, и в России – это ритм и множество новой информации, которая держит в тонусе. Пока есть силы, надо успевать".
Две из скульптур Даши Намдакова, которые он везёт на Фестиваль РГО, будут показаны в открытом пространстве. И "Медитация", и "Мадонна с птичкой" были созданы в 2011 году. Одна из версий скульптуры "Медитация" находится на экспозиции в садах Этрета в Нормандии. "Мадонну с птичкой" критики сравнивают с первобытными палеолитическими Венерами.
Мадонна с птичкой
"Мадонна с птичкой" появилась после моей выставки в Эрмитаже, – рассказывает Даши Намдаков. – Композиция скульптуры со сложенными под грудью руками перекликается с композицией древнего сибирского каменного Балбала (каменной бабы в тюркской культуре – прим. ред.), она стояла на первом этаже Эрмитажа недалеко от залов с моей выставкой. Ходил мимо каждый день, и что-то передалось".
Идол евразийских степей, вдохновивший скульптора на создание "Мадонны", был выточен из цельного камня и тоже держал у груди ритуальный предмет, играющий большую роль в символике кочевников.
"Мотив вечный и глобальный, – объясняет Даши. – Это символ плодородия и вечной жизни, символ материнства и любви. Птичка может быть и душой, и ребёнком, это понятный всем образ".
Черты лица у Мадонны этнические, название ассоциируется с европейской культурой, а сама тема близка людям по всему миру, как и тихая задумчивость женщины, полностью сосредоточенной на своих ощущениях. Спецпроект, объединяющий все представленные на Фестивале работы, называется "Утерянные цивилизации", но мы находим потерю в нормах и ценностях цивилизации современной.
Фото из личного архива Даши Намдакова
Наряду с другими скульптурами спецпроект включает коллекцию работ "Изнутри", которую мастер считает новым витком в своём творчестве. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, для коллекции создают особое пространство. Скульптуры будут собраны в одном зале, оформление которого с первого шага погрузит посетителей в атмосферу потаённых находок и древних загадок. Из темноты каждую работу будут выхватывать прицельно направленные лучи света, вызывая у зрителей ассоциации со старым заброшенным храмом. Драматический эффект освещения дополнит специально подобранное звуковое сопровождение.
"Выставки всегда рассчитаны на зрителя, и нам показалось, что для показа этой коллекции нужен особый дизайн или театрализованное пространство, – делится Даши. – Надо создать условия для восприятия внутренних процессов, которые происходят в образах-скульптурах. Это и магия, и попытка максимально достоверно передать замысел. Поэтому мы привлекаем и цвет, и свет, и музыкальные ассоциации".
Но самое главное впечатление посетители, конечно, получат от самих работ.
"Эта коллекция появилась после поездки Даши на родину в деревню Укурик, – рассказывает куратор выставки, искусствовед Татьяна Бортник. – По возвращении в Англию буквально за месяц он вылепил из глины двадцать работ, готовых к отливке в бронзе. Коллекция родилась в едином порыве, каждый образ тянул за собой следующий. Все составляющие тесно связаны друг с другом".
Энергия
"Начало и конец творческого процесса – это относительные величины, всё идёт как-то параллельно и складывается из множества эскизов всех моих лет, с подросткового возраста до нынешнего момента. Даты ничего не значат. Но если уж говорить о первой из созданных скульптур коллекции, пусть будет "Энергия".
Работа над бронзовыми скульптурами – трудоёмкий процесс и требует много сил. Сначала мастер переносит появившийся у него в воображении образ на бумагу, делая огромное количество эскизов. Из них он выбирает считаные единицы, на основе которых начинает работать с глиной. В процессе лепки Даши тщательно прорабатывает все детали будущей скульптуры, порой немного меняя стилистику первоначального образа, чтобы добиться идеального результата. Только после этого можно приступать к формовке и литью – этот процесс проходит уже в Пьетрасанте.
Работы для коллекции "Изнутри" скульптор формовал и отливал примерно год. Затем настало время покрыть их патиной – это тоже происходило в мастерской в Пьетрасанте под личным присмотром художника. "В этой коллекции Даши много экспериментировал, достигнув небывалой цветности работ", – отмечает Татьяна Бортник.
Фото из личного архива Даши Намдакова
"Энергия" – один из центральных образов коллекции. Внешние поверхности запатинированы чёрным, изнутри прорывается ярко-красный и золотой.
"Эта скульптура связана с моим мироощущением, – рассказывает Даши. – Это своего рода мой "автопортрет". В образе античного торса мы можем увидеть атлета, несгибаемого и непадшего, но устоявшего и поднимающегося. Внутренняя энергия позволяет ему сделать этот рывок. Цвета скульптуры – как нутро вулкана, ещё недавно спавшего, но уже грозно пробуждающегося".
Настолько яркая колористика – новый приём для Даши, поиск патины оказался очень интересным процессом. Чтобы получить сложные оттенки на финальных скульптурах, он шёл путём проб и ошибок.
Укрощение Минотавра
"Цвет в скульптуре использовался с древности, достаточно вспомнить, что античные греческие статуи было принято раскрашивать, просто они дошли до нас в римских повторах и без цвета, – объясняет художник. – Или возьмём скульптуры Египта и Переднего Востока – это симфония пластики и колористических эффектов, которые имеют огромное символическое значение. Поэтому и мне хочется обновления выразительной палитры, чтобы передать свои импульсы".
Именно патинирование позволяет играть с оттенками. Кроме того, слой патины защищает скульптуру от повреждений и даёт ей благородный налёт "старины".
"В современных технологиях много разных методов защиты поверхностей бронзы и одновременно придания цветности, – делится тонкостями Даши. – Мастерские Пьетрасанты используют цветные патины. С 2010 года я постоянно экспериментирую вместе с мастерами – литейщиками и инженерами, варьируя химические составы патин. Такое сотрудничество даёт мне большую свободу для творчества".
Одна из скульптур, где потребовалась серьёзная работа с цветом, – "Укрощение Минотавра", очень выразительная и сложная как по форме, так и по фактуре. К древнегреческому образу человека-быка скульптор обращается не в первый раз. В 2007 году он создал работу, которая оставляет ощущение незавершённости: её контуры только намечены, поверхность неровная. В 2010 году появилась ещё одна скульптура на ту же тему, в ней линии Минотавра отличаются плавностью и филигранностью проработки. Посреди лба на гладкой бычьей голове с раскидистыми рогами выступает третий глаз.
Фото из личного архива Даши Намдакова
"Минотавр – это сложный хтонический персонаж, и мне он нравится своей энергией: не положительной или отрицательной, а космической, которая выше нашего понимания, – размышляет Даши. – Но её можно ощутить. В мифе это божество сторожит вход в Нижний мир. Он хранитель особых знаний. Он грозен, но у него такая судьба. Поэтому я искал параллели на Востоке в Центральной Азии, в буддизме, где все существа связаны цепью перерождений. И глаз во лбу – это прозрение. Маски грозных божеств с рогами и страшными гневными выражениями надевали монахи, участвующие в буддийской мистерии Цам. Мне это интересно для познания, для размышления о жизни и её явлениях. Мифы хранят много увлекательного, пробую проникнуть туда и в новых своих коллекциях".
Погрузиться в атмосферу мифа и побродить среди осколков утерянных цивилизаций можно будет в парке "Зарядье" с 13 по 22 сентября, и, пожалуй, такой возможностью стоит воспользоваться. Например, чтобы поразмыслить о жизни и её явлениях вместе с Даши Намдаковым.
Ольга Ладыгина