head-bg-picture

Энергия шаманизма: Даши Намдаков представит на IV Фестивале РГО свои новые скульптуры

Фото из личного архива Даши Намдакова

Фото из личного архива Даши Намдакова

Энергия шаманизма: Даши Намдаков представит на IV Фестивале РГО свои новые скульптуры Энергия шаманизма: Даши Намдаков представит на IV Фестивале РГО свои новые скульптуры

Его работы выставлялись в Третьяковской галерее и Историческом музее, в Эрмитаже и Русском музее, галереях Лондона, Флоренции и Нью-Йорка. Его скульптуры находятся в коллекциях известных деятелей политики и культуры. Он получил премии "Ника" и "Белый слон" как художник-постановщик фильма "Монгол" Сергея Бодрова-старшего. Всемирно известный скульптор Даши Намдаков представит на IV Фестивале Русского географического общества свои новые работы.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик в Забайкалье, шестым ребёнком в многодетной семье, принадлежащей к древнему роду кузнецов-дарханов. Семейная легенда гласит: в возрасте пятнадцати лет мальчик заболел и долго не выздоравливал. Ситуация изменилась, когда за дело взялись шаманы. Они же и объяснили юному Даши, что это духи указывают ему путь: он должен стать шаманом. Но Даши хотел быть художником и сумел настоять на своём. C ним согласились, признав, что творчество тоже может рассматриваться как "шаманская практика".

Фото из личного архива Даши Намдакова

Фото из личного архива Даши Намдакова

"Энергия шаманизма – это энергия человека, которую он наследует или развивает, – поясняет сам скульптор. – Мой род, наверное, больше род творческих людей. И наше стремление найти красоту в предметах и передать её другим – благородная миссия, которую мы несём".

Даши окончил Красноярский художественный институт, где учился у академика Льва Николаевича Головницкого в мастерской скульптуры. До 2004 года он жил в Улан-Удэ, потом – в Москве. В 2010 году началось сотрудничество скульптора с лондонской галереей "Хельсион", и в 2014 году он переехал в столицу Великобритании. Работа требует от него постоянных перемещений: отливает свои скульптуры Даши в Италии, где находятся две лучшие литейные мастерские Европы, а за вдохновением регулярно возвращается в родной Укурик. Он постоянно находится в движении.

Фото из личного архива Даши Намдакова

Фото из личного архива Даши Намдакова

"Создав работу, я иду дальше и стараюсь не привязываться к прежним своим идеалам, надо развиваться, – говорит Даши. – Время такое. Моя жизнь сейчас проходит и в Лондоне, и в Италии, и в России – это ритм и множество новой информации, которая держит в тонусе. Пока есть силы, надо успевать".

Две из скульптур Даши Намдакова, которые он везёт на Фестиваль РГО, будут показаны в открытом пространстве. И "Медитация", и "Мадонна с птичкой" были созданы в 2011 году. Одна из версий скульптуры "Медитация" находится на экспозиции в садах Этрета в Нормандии. "Мадонну с птичкой" критики сравнивают с первобытными палеолитическими Венерами.

Мадонна с птичкой

"Мадонна с птичкой" появилась после моей выставки в Эрмитаже, – рассказывает Даши Намдаков. – Композиция скульптуры со сложенными под грудью руками перекликается с композицией древнего сибирского каменного Балбала (каменной бабы в тюркской культуре – прим. ред.), она стояла на первом этаже Эрмитажа недалеко от залов с моей выставкой. Ходил мимо каждый день, и что-то передалось".

Идол евразийских степей, вдохновивший скульптора на создание "Мадонны", был выточен из цельного камня и тоже держал у груди ритуальный предмет, играющий большую роль в символике кочевников.

"Мотив вечный и глобальный, – объясняет Даши. – Это символ плодородия и вечной жизни, символ материнства и любви. Птичка может быть и душой, и ребёнком, это понятный всем образ".

Черты лица у Мадонны этнические, название ассоциируется с европейской культурой, а сама тема близка людям по всему миру, как и тихая задумчивость женщины, полностью сосредоточенной на своих ощущениях. Спецпроект, объединяющий все представленные на Фестивале работы, называется "Утерянные цивилизации", но мы находим потерю в нормах и ценностях цивилизации современной.

Фото из личного архива Даши Намдакова

Фото из личного архива Даши Намдакова

Наряду с другими скульптурами спецпроект включает коллекцию работ "Изнутри", которую мастер считает новым витком в своём творчестве. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, для коллекции создают особое пространство. Скульптуры будут собраны в одном зале, оформление которого с первого шага погрузит посетителей в атмосферу потаённых находок и древних загадок. Из темноты каждую работу будут выхватывать прицельно направленные лучи света, вызывая у зрителей ассоциации со старым заброшенным храмом. Драматический эффект освещения дополнит специально подобранное звуковое сопровождение.

"Выставки всегда рассчитаны на зрителя, и нам показалось, что для показа этой коллекции нужен особый дизайн или театрализованное пространство, – делится Даши. – Надо создать условия для восприятия внутренних процессов, которые происходят в образах-скульптурах. Это и магия, и попытка максимально достоверно передать замысел. Поэтому мы привлекаем и цвет, и свет, и музыкальные ассоциации".

Но самое главное впечатление посетители, конечно, получат от самих работ.

"Эта коллекция появилась после поездки Даши на родину в деревню Укурик, – рассказывает куратор выставки, искусствовед Татьяна Бортник. – По возвращении в Англию буквально за месяц он вылепил из глины двадцать работ, готовых к отливке в бронзе. Коллекция родилась в едином порыве, каждый образ тянул за собой следующий. Все составляющие тесно связаны друг с другом".

Энергия

"Начало и конец творческого процесса – это относительные величины, всё идёт как-то параллельно и складывается из множества эскизов всех моих лет, с подросткового возраста до нынешнего момента. Даты ничего не значат. Но если уж говорить о первой из созданных скульптур коллекции, пусть будет "Энергия".

Работа над бронзовыми скульптурами – трудоёмкий процесс и требует много сил. Сначала мастер переносит появившийся у него в воображении образ на бумагу, делая огромное количество эскизов. Из них он выбирает считаные единицы, на основе которых начинает работать с глиной. В процессе лепки Даши тщательно прорабатывает все детали будущей скульптуры, порой немного меняя стилистику первоначального образа, чтобы добиться идеального результата. Только после этого можно приступать к формовке и литью – этот процесс проходит уже в Пьетрасанте.

Работы для коллекции "Изнутри" скульптор формовал и отливал примерно год. Затем настало время покрыть их патиной – это тоже происходило в мастерской в Пьетрасанте под личным присмотром художника. "В этой коллекции Даши много экспериментировал, достигнув небывалой цветности работ", – отмечает Татьяна Бортник.

Фото из личного архива Даши Намдакова

Фото из личного архива Даши Намдакова

"Энергия" – один из центральных образов коллекции. Внешние поверхности запатинированы чёрным, изнутри прорывается ярко-красный и золотой.

"Эта скульптура связана с моим мироощущением, – рассказывает Даши. – Это своего рода мой "автопортрет". В образе античного торса мы можем увидеть атлета, несгибаемого и непадшего, но устоявшего и поднимающегося. Внутренняя энергия позволяет ему сделать этот рывок. Цвета скульптуры – как нутро вулкана, ещё недавно спавшего, но уже грозно пробуждающегося".

Настолько яркая колористика – новый приём для Даши, поиск патины оказался очень интересным процессом. Чтобы получить сложные оттенки на финальных скульптурах, он шёл путём проб и ошибок.

Укрощение Минотавра

"Цвет в скульптуре использовался с древности, достаточно вспомнить, что античные греческие статуи было принято раскрашивать, просто они дошли до нас в римских повторах и без цвета, – объясняет художник. – Или возьмём скульптуры Египта и Переднего Востока – это симфония пластики и колористических эффектов, которые имеют огромное символическое значение. Поэтому и мне хочется обновления выразительной палитры, чтобы передать свои импульсы".

Именно патинирование позволяет играть с оттенками. Кроме того, слой патины защищает скульптуру от повреждений и даёт ей благородный налёт "старины".

"В современных технологиях много разных методов защиты поверхностей бронзы и одновременно придания цветности, – делится тонкостями Даши. – Мастерские Пьетрасанты используют цветные патины. С 2010 года я постоянно экспериментирую вместе с мастерами – литейщиками и инженерами, варьируя химические составы патин. Такое сотрудничество даёт мне большую свободу для творчества".

Одна из скульптур, где потребовалась серьёзная работа с цветом, – "Укрощение Минотавра", очень выразительная и сложная как по форме, так и по фактуре. К древнегреческому образу человека-быка скульптор обращается не в первый раз. В 2007 году он создал работу, которая оставляет ощущение незавершённости: её контуры только намечены, поверхность неровная. В 2010 году появилась ещё одна скульптура на ту же тему, в ней линии Минотавра отличаются плавностью и филигранностью проработки. Посреди лба на гладкой бычьей голове с раскидистыми рогами выступает третий глаз.

Фото из личного архива Даши Намдакова

Фото из личного архива Даши Намдакова

"Минотавр – это сложный хтонический персонаж, и мне он нравится своей энергией: не положительной или отрицательной, а космической, которая выше нашего понимания, – размышляет Даши. – Но её можно ощутить. В мифе это божество сторожит вход в Нижний мир. Он хранитель особых знаний. Он грозен, но у него такая судьба. Поэтому я искал параллели на Востоке в Центральной Азии, в буддизме, где все существа связаны цепью перерождений. И глаз во лбу – это прозрение. Маски грозных божеств с рогами и страшными гневными выражениями надевали монахи, участвующие в буддийской мистерии Цам. Мне это интересно для познания, для размышления о жизни и её явлениях. Мифы хранят много увлекательного, пробую проникнуть туда и в новых своих коллекциях".

Погрузиться в атмосферу мифа и побродить среди осколков утерянных цивилизаций можно будет в парке "Зарядье" с 13 по 22 сентября, и, пожалуй, такой возможностью стоит воспользоваться. Например, чтобы поразмыслить о жизни и её явлениях вместе с Даши Намдаковым.

 

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Новости
20 августа 2022
"Переплыть океан. История реальной кругосветки"
На Фестивале РГО представили первую часть фильма об экспедиции сибиряков на тримаране
Подробнее
24 декабря 2019
РГО и банк "Открытие" представили уникальный VR-фильм и фотовыставку в аэропорту Новосибирска
Экспозиция работает до 11 января 2020 года
Подробнее
02 ноября 2019
РГО и парк "Зарядье" приглашают посетить девять регионов России за восемь минут
Совершить виртуальное путешествие по России можно в Медиацентре парка
Подробнее
21 сентября 2019
О важном на пальцах. На Фестивале РГО прошёл День русского жестового языка
В "Зарядье" выступили артисты театра "Недослов" и Театра мимики и жеста
Подробнее
20 сентября 2019
Утерянная и возрождённая: юрьевская народная игрушка руками гостей IV Фестиваля РГО
В парке "Зарядье" состоялся гончарный мастер-класс
Подробнее
20 сентября 2019
Башкирский путешественник отправляется в одиночную кругосветку
Каждый желающий может присоединиться к проекту в любой точке мира на любой срок
Подробнее
20 сентября 2019
Экскурсия по Фестивалю РГО в парке "Зарядье". Видео
Подробнее
19 сентября 2019
Башкирский этно-рок, мастер-класс по каллиграфии и космос под боком
Самые интересные события Фестиваля РГО 20 сентября
Подробнее
Показать еще Загрузка