head-bg-picture

Навеки под водой: к 75-летию Победы члены РГО установили табличку на Ил-2

Автор фото: Роман Айвазов

Автор фото: Роман Айвазов

Навеки под водой: к 75-летию Победы члены РГО установили табличку на Ил-2 Навеки под водой: к 75-летию Победы члены РГО установили табличку на Ил-2

Краснодарское региональное отделение Русского географического общества организовало подводную мемориальную акцию, посвящённую 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Табличку, рассказывающую о судьбе экипажа штурмовика Ил-2, установили на обломках самолёта водолазы центра морских исследований Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения РГО во главе с Романом Айвазовым. Надпись на табличке гласит: "Вечная память героям авиаторам Великой Отечественной войны!". На ней также указаны обстоятельства гибели самолёта, дата его выпуска и серийный номер, а также имена командира и бортового стрелка.

"Установка мемориальных табличек на обломках обнаруженных под водой самолётов – редкое для России событие, так как традиционно такие таблички устанавливаются на затопленные корабли и подводные лодки. Было принято решение: этот самолёт на поверхность не поднимать, он будет постоянно находиться под водой и люди, совершающие подводные погружения в этом районе, смогут узнать о судьбе самолёта и членов экипажа", – прокомментировал председатель Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Иван Чайка.

Автор фото: Роман Айвазов

Автор фото: Роман Айвазов

Ил-2 был сбит над Чёрным морем неподалеку от Новороссийска во времена Великой Отечественной войны. Самолёт обнаружила экспедиционная команда РГО в начале 2020 года. Ключевую роль в обнаружении Ил-2 сыграл член Краснодарского регионального отделения РГО, действующий военный лётчик, подполковник Владимир Градусов. Около двух лет он целенаправленно искал боевую машину на основе свидетельств местных жителей-рыбаков, которые утверждали, что в сети регулярно попадались запчасти самолёта. Так и определили приблизительный район поисков.

"Наша подводная экспедиция заняла в итоге почти два зимних месяца. Но не потому, что мы так медленно работали, а потому, что очень мешали шторма в Чёрном море, – рассказывает Роман Айвазов. – Поиски выглядели примерно так: работаем 2–3 дня, откапываем часть самолёта, ищем идентификационный номер, дальше район накрывает непогода, поиски вынужденно прекращаются. Когда погода устанавливается, оказывается, что всё, что мы откопали, опять занесло илом и песком из-за шторма. И так происходило постоянно".

Автор фото: Роман Айвазов

Автор фото: Роман Айвазов

Первым делом водолазам нужно было обнаружить номер на двигателе, чтобы началась работа по идентификации воздушного судна. Поскольку самолёт перевёрнут, оставалось единственное решение – раскопать грунт под ним, чтобы увидеть номер снизу. Камни приходилось растаскивать вручную, а ещё в ход пошли грунторазмывочное оборудование и помпы.

Когда специалистам центра морских исследований удалось собрать необходимые данные, началась работа в архивах. Неоценимый вклад был внесён специалистами поисковой организации "Кубанский плацдарм" и лично заместителем руководителя этой организации Евгением Порфирьевым. Специалисты установили, что 21 сентября 1943 года самолет Ил-2, выполняя штурмовой удар по живой силе и технике противника в порту Тамань,  был сбит огнём зенитной артиллерии противника в районе Анапы. Экипажу пришлось произвести вынужденную посадку на воду. Командир – старший лейтенант Пысин Николай Васильевич (1917 года рождения) эвакуировался, а бортовой стрелок – младший сержант Приймак Яков Андреевич (1920 года рождения) погиб в полёте.

Всего за год до начала Великой Отечественной войны Пысин Николай Васильевич окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. Боевое крещение он принял в небе над Кубанью. Потом были бои за Кавказ, Крым и Балтику. За проявленное мужество и героизм он был награжден медалью "За оборону Кавказа", медалью "Золотая Звезда", орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды. 19 августа 1944 года гвардии капитану Пысину Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания Великой Отечественной войны Николай Пысин оставался на военной службе до 1948 года. В запас он уволился в звании подполковника. Жил в Москве. Работал в гражданском воздушном флоте во Внуково. Скончался Николай Васильевич 28 октября 1975 года.

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Фотогалерея
16 октября 2024
Тепло человеческих сердец: кругосветку РГО приняли в Костроме
Экипажу помогли с ремонтом мотора и сезонным снаряжением
Подробнее
11 октября 2024
Вверх по Волге-матушке: кругосветка РГО вышла из Нижнего Новгорода в Кострому
До Кронштадта экспедиции идти еще две недели
Подробнее
07 октября 2024
Кругосветчики Russian Ocean Way обменялись опытом с чувашскими географами
Встречу в Чебоксарах организовало республиканское отделение РГО
Подробнее
04 октября 2024
Валерий Стемпень завершил уникальную одиночную экспедицию по Якутии
Помощь в реализации проекта оказали региональные отделения РГО
Подробнее
02 октября 2024
Заседание Попечительского совета Дагестанского отделения РГО прошло в горах республики
Итоги работы и планы на будущее обсудили в комплексе «Ватан»
Подробнее
01 октября 2024
Реки ведут в Кронштадт: кругосветка РГО приближается к финишу
Экипаж преодолевает все трудности пути с помощью друзей
Подробнее
25 сентября 2024
Фильм РГО «Русские Гималаи. Прогулки в облаках» увидели в Пакистане
Показ прошел в Русском центре культуры и науки в Карачи
Подробнее
28 августа 2024
Кругосветчики РГО отправились вверх по течению Дона
Впереди — маршрут по рекам Шексна, Свирь и Нева до Кронштадта
Подробнее
Показать еще Загрузка