head-bg-picture

Навеки под водой: к 75-летию Победы члены РГО установили табличку на Ил-2

Автор фото: Роман Айвазов

Автор фото: Роман Айвазов

Навеки под водой: к 75-летию Победы члены РГО установили табличку на Ил-2 Навеки под водой: к 75-летию Победы члены РГО установили табличку на Ил-2

Краснодарское региональное отделение Русского географического общества организовало подводную мемориальную акцию, посвящённую 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Табличку, рассказывающую о судьбе экипажа штурмовика Ил-2, установили на обломках самолёта водолазы центра морских исследований Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения РГО во главе с Романом Айвазовым. Надпись на табличке гласит: "Вечная память героям авиаторам Великой Отечественной войны!". На ней также указаны обстоятельства гибели самолёта, дата его выпуска и серийный номер, а также имена командира и бортового стрелка.

"Установка мемориальных табличек на обломках обнаруженных под водой самолётов – редкое для России событие, так как традиционно такие таблички устанавливаются на затопленные корабли и подводные лодки. Было принято решение: этот самолёт на поверхность не поднимать, он будет постоянно находиться под водой и люди, совершающие подводные погружения в этом районе, смогут узнать о судьбе самолёта и членов экипажа", – прокомментировал председатель Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Иван Чайка.

Автор фото: Роман Айвазов

Автор фото: Роман Айвазов

Ил-2 был сбит над Чёрным морем неподалеку от Новороссийска во времена Великой Отечественной войны. Самолёт обнаружила экспедиционная команда РГО в начале 2020 года. Ключевую роль в обнаружении Ил-2 сыграл член Краснодарского регионального отделения РГО, действующий военный лётчик, подполковник Владимир Градусов. Около двух лет он целенаправленно искал боевую машину на основе свидетельств местных жителей-рыбаков, которые утверждали, что в сети регулярно попадались запчасти самолёта. Так и определили приблизительный район поисков.

"Наша подводная экспедиция заняла в итоге почти два зимних месяца. Но не потому, что мы так медленно работали, а потому, что очень мешали шторма в Чёрном море, – рассказывает Роман Айвазов. – Поиски выглядели примерно так: работаем 2–3 дня, откапываем часть самолёта, ищем идентификационный номер, дальше район накрывает непогода, поиски вынужденно прекращаются. Когда погода устанавливается, оказывается, что всё, что мы откопали, опять занесло илом и песком из-за шторма. И так происходило постоянно".

Автор фото: Роман Айвазов

Автор фото: Роман Айвазов

Первым делом водолазам нужно было обнаружить номер на двигателе, чтобы началась работа по идентификации воздушного судна. Поскольку самолёт перевёрнут, оставалось единственное решение – раскопать грунт под ним, чтобы увидеть номер снизу. Камни приходилось растаскивать вручную, а ещё в ход пошли грунторазмывочное оборудование и помпы.

Когда специалистам центра морских исследований удалось собрать необходимые данные, началась работа в архивах. Неоценимый вклад был внесён специалистами поисковой организации "Кубанский плацдарм" и лично заместителем руководителя этой организации Евгением Порфирьевым. Специалисты установили, что 21 сентября 1943 года самолет Ил-2, выполняя штурмовой удар по живой силе и технике противника в порту Тамань,  был сбит огнём зенитной артиллерии противника в районе Анапы. Экипажу пришлось произвести вынужденную посадку на воду. Командир – старший лейтенант Пысин Николай Васильевич (1917 года рождения) эвакуировался, а бортовой стрелок – младший сержант Приймак Яков Андреевич (1920 года рождения) погиб в полёте.

Всего за год до начала Великой Отечественной войны Пысин Николай Васильевич окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. Боевое крещение он принял в небе над Кубанью. Потом были бои за Кавказ, Крым и Балтику. За проявленное мужество и героизм он был награжден медалью "За оборону Кавказа", медалью "Золотая Звезда", орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды. 19 августа 1944 года гвардии капитану Пысину Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания Великой Отечественной войны Николай Пысин оставался на военной службе до 1948 года. В запас он уволился в звании подполковника. Жил в Москве. Работал в гражданском воздушном флоте во Внуково. Скончался Николай Васильевич 28 октября 1975 года.

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Фотогалерея
23 мая 2024
Видеоэкскурсию по долине Западного Маныча создали в ЮНЦ РАН
Проект стал одним из итогов экспедиции при поддержке РГО
Подробнее
22 мая 2024
Кругосветчики РГО проведут встречу со школьниками и студентами
Присоединяйтесь к международной трансляции 24 мая
Подробнее
06 мая 2024
С юга на север по рекам Якутии: 7 мая стартует уникальная одиночная экспедиция
Валерий Стемпень установит таблички с символикой РГО в крайних точках региона
Подробнее
03 мая 2024
Курс на Баб-эль-Мандебский пролив: кругосветка РГО продолжает путь
Вечером 2 мая экипаж покинул порт Джибути
Подробнее
24 апреля 2024
Памятный знак установлен в высочайшей точке Ставропольского края
Изучением горы Университетская занимались активисты РГО
Подробнее
23 апреля 2024
Мимо пиратов и хуситов: кругосветка РГО благополучно прошла Аденский залив
Парусник экспедиции бросил якорь в порту Джибути
Подробнее
17 апреля 2024
Путеводитель по долине Западного Маныча в формате VR 360° представили на фестивале «Воспетая степь»
Он создан по итогам экспедиции ЮНЦ РАН при грантовой поддержке РГО
Подробнее
16 апреля 2024
Позади остались три океана: кругосветка РГО достигла Сокотры
На помощь россиянам пришел японский военный корабль
Подробнее
Показать еще Загрузка