head-bg-picture

Океан возможностей для пейзажного фотографа

"Стальная синева". Россия, Рыбинское водохранилище, 2016. Фото: Дмитрий Питенин

Океан возможностей для пейзажного фотографа Океан возможностей для пейзажного фотографа

Если театр начинается с вешалки, то пейзажная фотография — со штатива. Потому что именно этот аксессуар, который многим покажется второстепенным, определяет характер съёмки и конечный результат — меньше кадров, но лучше. Об этом рассказал Дмитрий Питенин на своём мастер-классе "Как снимать морской пейзаж", который прошёл в Московском лектории РГО. Его выступление стало заключительным в образовательном цикле в поддержку участников IX фотоконкурса "Самая красивая страна".

Дмитрий Питенин занимается пейзажной арт-фотографией и в последние годы всё больше внимания уделяет водным пейзажам, которые предполагают самые различные водоёмы: море, реки, пруды и даже лужи.

Рассказывая о фототехнике и аксессуарах, в том числе о тех же штативах, он подчеркнул, что основная цель всей экосистемы фотографа — создать удобную и комфортную среду для творчества.

Многие природные сюжеты быстротечны и непостоянны, поэтому на конечный съёмочный результат наибольшее влияние оказывают такие факторы, как скорость. И это несмотря на то, что со стороны пейзажная съёмка кажется неторопливой.

Дмитрий Питенин проводит мастер-класс

Дмитрий Питенин проводит мастер-класс "Как снимать морской пейзаж". Фото: Анна Юргенсон / пресс-служба РГО

Что может обеспечить скорость? В общем, всё: эргономичная камера, малошумная матрица, высокое разрешение, грамотно подобранная оптика, светофильтры, фоторюкзак и, конечно же, штатив. Кроме того, штатив — это всегда стабильность и гарантированное техническое качество.

Безусловно, при наличии интересного сюжета достойный результат можно получить на любую камеру. Тем не менее Дмитрий рекомендует выбирать такую модель, в которой имеется режим Live View, поскольку он помогает при съёмке в условиях недостаточной освещённости и при использовании светофильтров. Поворотный ЖК-дисплей позволит использовать необычные ракурсы. И обязательно нужно применять пульт дистанционного управления, чтобы не держать руку на спусковой кнопке. Ведь выдержка может достигать нескольких минут.

"Охота на лис". Норвегия, 2018. Фото: Дмитрий Питенин

Какие объективы использовать: с дискретным фокусным расстоянием или зумы? Питенин рекомендует фиксы применять в тех случаях, когда нужно решить конкретную задачу — например, если съёмка проходит в условиях недостаточной освещённости или объект находится на большом удалении.

В остальных случаях я бы рекомендовал зум-объективы, потому что они удобнее и позволяют управлять соотношением объектов в кадре, задавать нужный баланс между планами, что в случае с фиксами невозможно.

Отдельно фотомастер рассказал про tilt-shift-объективы, конструкция которых позволяет перемещать и наклонять модуль объектива относительно плоскости сенсора камеры.

"HOOK#7". Россия, Рыбинское водохранилище, 2016. Фото: Дмитрий Питенин

Как это работает в пейзажной съёмке? Например, применив функцию наклона (tilt), можно обеспечить глубину резкости по всему изображению, и для этого не придётся сильно закрывать диафрагму. А сдвиг (shift) объектива в сторону позволит снять пространство, которое находится в стороне от фотографа. Кстати, так фотографируют зеркала без отражения фотографа. А Дмитрий снимает реку с берега, хотя зрителям кажется, что он стоит в воде.

В арсенале пейзажных фотографов обязательно есть светофильтры. Питенин использует поляризационные, градиентные и фильтры нейтральной плотности.

— Фильтры нейтральной плотности позволяют удлинять выдержку, и они выступают ещё одним инструментом регулировки экспозиции в дополнение к ISO и диафрагме. Как правило, применяю их для съёмки, например, рек и водопадов. Всего у меня три модели, которые снижают световой поток на три, шесть и 10 ступеней диафрагмы. Вообще, выдержка является моим главным творческим инструментом.

"Тьма, пришедшая". Кипр, 2016. Фото: Дмитрий Питенин

Иногда мастер использует сразу три фильтра. Поляризационный — чтобы убрать блики с камней, градиентный — чтобы затемнить небо и нейтральной плотности — чтобы увеличить выдержку.

Наконец, штатив. Дмитрий Питенин считает, что фотограф должен использовать штатив как можно чаще.

— Он позволяет спокойно выстроить сюжет, создать точную композицию. Конечно, со штативом уменьшится количество получаемых кадров, но обязательно повысится их качественный уровень. Если сюжет неинтересный, то вам как минимум будет лень его доставать. Многие фотографы в поездках, где мало времени, снимают всё подряд, а потом дома разбирают съёмку. Я не сторонник такого подхода.

Например, за одну съёмку Дмитрий снимает два-три сюжета. Но каждая работа — это всегда необычный результат, открытие. Конечно, в этом основная заслуга автора, однако нельзя забывать про грамотно сформированную экосистему, которая позволяет фотографу больше внимания уделять творческим поискам.

"Земля Глубоководной Рыбы". Россия, Рыбинское водохранилище, 2016. Фото: Дмитрий Питенин

Какие сюжеты искать фотографу, чтобы получить впечатляющий водный пейзаж? Отражение света в воде, движение и ритм волн, границу воды и неба, в шторм — брызги волн и фактуру воды.

Питенин любит снимать в сумерках — на границе дня и ночи, когда создаётся напряжённая атмосфера. Любит искать различные настроения (тревогу, меланхолию, спокойствие и проч.), а также делать отсылки к различным визуальным кодам и историям. Нравится ему работать с абстракциями и создавать работы в жанре минимализма.

Это не когда всего мало, а когда нет лишнего. Основную роль играет объект, его форма, линии, цвет, фактура и те акценты, которые вы расставляете. Минимализм — это ещё и работа с негативным пространством, которое окружает объект съёмки и не содержит ярких деталей. Негативное пространство обволакивает его, выступает в качестве подложки и задаёт настроение.

"Монах и три сестры". Крым, 2015. Фото: Дмитрий Питенин

Хорошая пейзажная фотография — это всегда красивая картинка. И мало кто из зрителей задумывается, сколько труда в неё вложено. Поиск региона, изучение референсов и прогноза погоды, длительный путь пешком с тяжёлым рюкзаком, нередко ночёвка, ранний подъём, поиск ракурса.

В этом момент у фотографа обязательно должно быть вдохновение, если только не мёрзнут руки и ноги. Это тоже часть экосистемы фотографа. Когда руки-ноги в тепле, а желудок полный, тогда обязательно появится творческий настрой и получится качественный результат.

Правда, красивый пейзажный снимок — это всего лишь попытка воспроизвести реальную красоту природы, которую фотограф видел своими глазами. Эмоции не передаются никакими визуальными средствами. Для зрителей это всегда остаётся в секрете.

В заключение следует отметить, что Дмитрий Питенин входит в состав экспертов, которые будут анализировать работы, поступившие на конкурс "Самая красивая страна". И произойдёт это уже в ближайшее время — после 16 апреля.

В нашей группе в “ВКонтакте” вы можете посмотреть эксклюзивные трансляции мастер-классов фотографов, цель которых — помочь участникам фотоконкурса "Самая красивая страна".

Запись выступление Дмитрия Питенина целиком ниже.

Узнать больше про Дмитрия Питенина можно здесь и здесь

Подать работы на конкурс "Самая красивая страна"

Владимир Нескоромный

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Фотогалерея
Проекты РГО
Лектории
23 июля 2024
Выставка финалистов X фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» открылась в Москве
Экспозиция представлена на Гоголевском бульваре
Подробнее
18 июня 2024
Карта России с достопримечательностями появилась в морском порту Сочи
Экспозиция РГО знакомит с самыми интересными местами нашей страны
Подробнее
18 июня 2024
Съемка на фотоловушку: как посмотреть в глаза хищнику и остаться в живых
Подробнее
24 мая 2024
РГО приглашает посетить стенд на Positive Hack Days 2 и отправиться в путешествие
Фестиваль проходит в Москве до 26 мая 2024 года
Подробнее
13 мая 2024
Выбери лучшую фотографию «Самой красивой страны»
По итогам голосования победитель получит приз зрительских симпатий
Подробнее
08 мая 2024
Выставки РГО представили во Вьетнаме
Экспозиции были подготовлены при участии Россотрудничества
Подробнее
25 апреля 2024
Эксперты определили финалистов фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
Имена победителей будут объявлены в сентябре 2024 года
Подробнее
17 апреля 2024
В Москве открылась уличная фотовыставка РГО «Да, это все РОССИЯ»
Она знакомит с красотой страны и помогает проверить географические знания
Подробнее
Показать еще Загрузка