Экспедиция Русского географического общества и Министерства обороны России завершила исследование части трассы Аляска — Сибирь (Алсиб), по которой в годы Великой Отечественной войны американские самолёты перегонялись в Советский Союз. В Национальной библиотеке имени Пушкина в Якутске 4 сентября состоялась пресс-конференция по итогам первого этапа работ. О результатах рассказал руководитель Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин.
С 27 июля по 3 сентября в Чукотском автономном округе, Магаданской области и на востоке Республики Саха (Якутия) изучено состояние 11 аэродромов. По каждому из них собраны архивные данные, проведена фото- и видеофиксация, нанесены на карту места падения обнаруженных самолётов, снимается учебный фильм, делаются художественные зарисовки, планируется создание 3D-моделей, включающих здания и инженерные сооружения. Немаловажная часть экспедиции — увековечение памяти лётчиков, погибших при перегонах крылатых машин.
В составе экспедиционной группы работают 30 человек: топографы, геодезисты, геофизики, геологи, историки, метеорологи и другие специалисты. Впереди — обследования исторических аэродромов в Якутске, Олёкминске, Витиме и Киренске. Полевой сезон нынешнего года завершится 10 сентября.
Алсиб — авиакоридор, соединяющий СССР и США в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза западные союзники поставляли советской стране истребители и бомбардировщики, для чего была необходима круглогодичная воздушная трасса. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, взлётные полосы готовились в кратчайшие сроки: всего за 5–8 месяцев. Начиная с 1942 года советские лётчики перегнали на фронт по трассе Алсиб 8094 самолёта.
Сергей Чечулин поблагодарил Якутское отделение РГО, жителей региона, администрации населённых пунктов и местных энтузиастов за идеальное сохранение исторического наследия, создание музеев трассы, сбор артефактов. Благодаря их труду сохранены вся проектная документация и исполнительные документы, что позволит отреставрировать объекты.
Руководитель Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО отметил огромный вклад местных жителей в Победу над фашизмом. Каждый самолёт, который прошёл через якутскую землю и попавший на фронт, — это чьи-то спасённые жизни.
Сергей Чечулин вручил награды Русского географического общества за большой личный вклад в изучение и популяризацию героической истории создания и функционирования трассы Алсиб Ивану Негенбле, Виктору Мазуренко и Василию Гоголеву.
Фото предоставлено Отделением РГО в Республике Саха (Якутия)
Руководитель экспедиции Дмитрий Алексеев поблагодарил организаторов, принимающие стороны, Якутское отделение РГО, администрации, местные органы власти, а также лётный состав за всестороннюю помощь в работе экспедиции.
Кандидат исторических наук, руководитель исторической группы экспедиции Павел Филин поделился главными выводами по итогам экспедиции. Создание воздушной трассы, которая объединила Советский Союз в широтном отношении, подчёркивает глубину стратегического мышления руководства страны в годы войны. Капитальные вложения, самоотверженный труд, смелые проектировочные решения обеспечили чёткую работу этого уникального пути. Теперь необходимо создание структуры для координации усилий по сохранению исторического наследия, для восстановления аэродромов и их статуса. Эта работа будет иметь важное экономическое значение для развития территорий Дальнего Востока и Севера России.