head-bg-picture

Сергей Шойгу: Северный морской путь может стать «шёлковым путем XXI века»

Фото: Ярослав Никитин

Фото: Ярослав Никитин

Сергей Шойгу: Северный морской путь может стать «шёлковым путем XXI века» Сергей Шойгу: Северный морской путь может стать «шёлковым путем XXI века»

В преддверии Второго международного форума «Арктика – территория диалога», который организует Русское географическое общество 21-24 сентября в Архангельске, Президент Общества Сергей Кужегетович Шойгу рассказал о роли Арктики для России, национальной политике и перспективах международного сотрудничества.

От лица Русского географического общества и телеканала «Моя планета» вопросы задаёт Анастасия Чернобровина.

- Сергей Кужугетович, насколько известно, первые наиболее значимые экспедиции Русского географического общества были, в основном, арктическими, почему этому региону с первых дней основания Общества уделялось столько внимания?

- Я бы не стал привязывать интерес к Арктике к основанию Русского географического общества, а заглянул немного глубже. Освоение Арктики началось еще со времён Петра Великого, по указу которого была организована Великая северная экспедиция. Было понимание того, что территории, которые находятся за полярным кругом, несут, с одной стороны, много разного рода угроз и опасностей, но, что гораздо важнее, они невероятно перспективны. Через Арктику проходят кратчайшие морские пути из Европы в Азию. Кроме того, это приращение территории страны, которое во многом стало возможным благодаря экспедициям Русского географического общества. Ведь вы знаете, что впереди всегда шли очень любознательные, дерзкие и отважные люди. Путешественники, многие из которых, кстати сказать, были членами Русского географического общества. За 166 лет Русское географическое общество организовало и провело более 100 экспедиций, и наша задача сегодня продолжать эту традицию и приносить пользу государству российскому через изучение Арктики.

- Русское географическое общество уже второй год проводит международный арктический форум. Как вы оцениваете итоги прошлого года, и какие задачи сейчас будут поставлены?

- На прошлом арктическом форуме собрались делегации практически всех стран, представляющих арктический регион. Более того, они были представлены, в том числе, и главами государств. Форум стал площадкой для обмена мнениями и для определения трансграничного наднационального вектора развития жизни в Арктике. Таковым, безусловно, является проведение научных исследований, поддержка малочисленных народов севера, развитие транспорта. Если говорить о нашей стране, обладающей, кстати, самой большой арктической территорией, для нас очень важно, и на Форуме мы обратим на это особое внимание, возродить нашу полярную авиацию - легендарную, заслуженную, которая была одной из самых мощных составляющих советской авиации. Именно там родились первые Герои Советского Союза. Все без исключения арктические страны заинтересованы в развитии Северного морского пути. Ведь, как показывает жизнь, если начнется активное освоение углеводородов в Арктике, эта транспортная магистраль будет крайне востребована и станет, пожалуй, таким «шёлковым путем XXI века».

- Как я предполагаю, на Форуме также будут детально обсуждаться вопросы безопасности этого региона. Какие-то решения уже предлагаются?

- Вопросы безопасности займут одно из ключевых мест на этом форуме, причем в самом широком смысле этого слова. Это и экологическая безопасность, и безопасность при разработке полезных ископаемых, и транспортная безопасность. Известно, что если прибрежные льды и дальше будут отступать с такой скоростью, у нас скоро может быть больше 100 или даже 150 суток навигационного периода. А навигация по Северному морскому пути, конечно, далеко небезопасное занятие - это проводка танкеров и большегрузного флота с совершенно разными грузами, и тут, конечно, необходимо обеспечение гидрографической, метеорологической и чрезвычайной службами. Все эти вопросы мы будем обсуждать на Форуме. Кроме того, мы собираемся презентовать решение России, утвержденное президентом и правительством, о создании 10 комплексных аварийно-спасательных центров в нашем секторе Арктики. Это центры «Тикси», «Хатанга», «Дудинка», «Певек» и другие, проще говоря, по всей трассе Северного морского пути. Там будут спасательные подразделения, метеообеспечение и поддержка пограничной службы. В дальнейшем на этих территориях должны появиться специалисты по охране природы заповедных зон, а также люди, которые будут вести проекты, утверждённые председателем Попечительского совета Русского географического общества Владимиром Владимировичем Путиным по очистке территории Арктики. Кстати, уже в этом году два судна, помимо завоза необходимых вещей на Землю Франца-Иосифа и остров Врангеля, должны забрать отходы, накопленные там за многие десятилетия.

- Вы сказали, что народам Севера нужна поддержка, как им сейчас реально можно помочь?

- Первое и главное - надо все-таки отойти от отношения к народам Севера как к некоему детскому саду, который живет в ограниченном пространстве, - туда только вовремя подвози продукты и следи за здоровьем. Это свой мир, своя культура, свой эпос и свой образ жизни. Наше производство не вписывается в гармонию северной природы и выглядит как вставные челюсти на теле таких местных поселений. Я много бывал на Севере, смотрел, как живут местные люди, и жил среди них. В частности, на Таймыре - среди долган и нганасан. Их осталось очень мало, и в своё время для сохранения наций искали разные способы. Предлагали всех собрать и поселить в дома, но они все равно уходили. Мы помним эти истории: дом построен и пустует, а во дворе стоит яранга или чум. Это один из многочисленных примеров. На самом деле всё, что требуется, - просто поддержать тот образ жизни, к которому они привыкли. При этом постараться максимально обеспечить медицинской помощью. Приведу маленький пример. В советское время все народы Сибири и Севера ежегодно проходили флюорографию, потому что был очень высокий уровень заболеваемостью туберкулёзом. Такая была забота о здоровье. Это всё надо восстанавливать.

Затем мы должны создавать систему связи в Арктике. Для нас с вами совершенно привычно позвонить в другую страну, на другую сторону земного шара. А попробуйте представить, что на Севере есть населённые пункты, где всего этого нет, внутри населённого пункта один человек не может позвонить другому. Единственная связь с миром или, как на Севере говорят, с «материком» для них осуществляется с помощью транзисторов, через которые можно послушать патриотические песни, передаваемые из Китайской народной республики, песни Элвиса Пресли с Аляски или концерт Ростроповича где-нибудь в Токио. Поэтому, когда ты едешь на Север к оленеводам, первое, что у тебя спрашивают – привёз ли ты батарейки.

Там, на Севере, должно быть всё то же, что здесь. Должна быть возможность через интернет проконсультироваться с врачом по поводу состояния сердца у ребёнка в деревне Волочанка на Таймыре, в Певеке или на Новосибирских островах.

Важно, чтобы это не было игрушечной, показушной заботой о малых народах. На Севере все должны жить, с одной стороны,  так, как они привыкли, а с другой, как это позволяет сегодняшний уровень развития цивилизации. Должно быть медицинское, информационное, транспортное обеспечение.

- Не будет ли мешать промышленное освоение этих регионов людям, живущим там?

- Я думаю, что это наоборот будет помогать, поддерживать людей. Например, если создать центры по приёму и переработке оленины и организовать грамотные транспортные схемы для распределения продукции, у людей появятся перспективы для дальнейшего развития и для передачи от поколения к поколению коренной профессии оленевода. Ведь лучше замши, чем из оленьей шкуры, никто не придумал. В общем, я думаю, главное, нам нужно не потерять то, что у нас уже есть, и, конечно, двигаться вперёд.

-То есть в целом будущее за Арктикой, как Вы думаете?

- Я в этом абсолютно уверен: за Арктикой, за Сибирью и Дальним Востоком. И нам посредством арктических форумов, международных и наших внутренних, а также с помощью Русского географического общества нужно больше рассказывать людям о Русском Севере, чтобы они захотели туда поехать, и при этом могли там найти рабочие места и всё, что нужно для жизни.

Фотографии: Ярослав Никитин

Материалы по теме
Все
Лектории
Новости
18 июля 2024
По следам двух капитанов
Лекция об арктической авиаэкспедиции
Подробнее
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее