Специалисты Центра морских исследований Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества выяснили судьбу советского самолёта Ил-2, остатки которого в начале прошлого декабря обнаружили в акватории Чёрного моря, в районе города Новороссийска.
Слухи оказались правдой
Изначально находку совершил член Русского географического общества, военный лётчик, подполковник Владимир Градусов, большой поклонник дайвинга. Он часто приезжал на пляжи в районе Абрау-Дюрсо для погружений. Однажды местные жители рассказали гостю, что в рыболовные сети иногда попадают детали, похожие на запчасти самолёта. К тому же, в народе поговаривали, что где-то здесь в годы войны в море упал самолёт. Но никакой точной информацией жители посёлка не обладали.
Владимир Градусов решил проверить эти слухи и определил примерный радиус поиска затонувшего воздушного судна. Разбил район на квадраты и стал прочесывать их один за другим. Искал в одиночку почти два года, и упорство его было вознаграждено. Сбитый самолёт действительно лежал на дне моря…
Когда Владимир обследовал находку, стало ясно, что одному человеку здесь не справиться. Двигатель находился в грунте, да и сам корпус воздушного судна был перевёрнут – никаких опознавательных знаков без серьёзных подводных работ не найти. Визуально машина была похожа на штурмовик Ил-2 – советский самолёт, разработанный под руководством конструктора Сергея Ильюшина (Ил-2 считается самым массовым боевым самолётом в мире – всего было выпущено более 36 тысяч экземпляров). Тогда подполковник обратился за помощью к руководителю Центра морских исследований Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Роману Айвазову.

Фото: пресс-служба "Кубаньпоиск"
Два месяца боролись со штормами
Подводные работы решили завершить как можно скорее, ведь совсем немного времени остается до 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Если в кабине найдут останки лётчиков, советские бойцы смогли бы упокоиться с миром. Размышляя так, шесть специалистов Центра морских исследований НМО КРОРГО с энтузиазмом взялись за работу, хотя время для неё было совсем не удачным.
"Наша подводная экспедиция заняла в итоге почти два зимних месяца. Но не потому, что мы так медленно работали, а потому что очень мешали шторма в Чёрном море, – рассказывает Роман Айвазов. – Поиски выглядели примерно так: работаем 2–3 дня, откапываем часть самолёта, ищем идентификационный номер, дальше район накрывает непогода, поиски вынужденно прекращаются. Когда погода устанавливается, оказывается, что всё, что мы откопали, опять занесло илом и песком из-за шторма. И так происходило постоянно".
Зимой Чёрное море редко бывает спокойным, да и температура воздуха некомфортная, случались даже и морозы. Первым делом водолазам нужно было обнаружить номер на двигателе, чтобы началась работа по идентификации воздушного судна. Поскольку самолёт перевёрнут, оставалось единственное решение – раскопать грунт под ним, чтобы увидеть номер снизу. Камни приходилось растаскивать вручную, а ещё в ход пошли грунторазмывочное оборудование и помпы.

Фото: А. Поздняков
Через некоторое время номер удалось прочитать, но специалисты-поисковики наверху разочаровали – это технологический, по нему судьбу самолёта не определишь. И поиски начались снова.
Пилот спасся, стрелок погиб
Когда специалистам Центра Морских исследований Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества удалось собрать первые данные, свою работу начали присоединившиеся к экспедиции поисковики отрядов "Кубанский плацдарм" и "Кубаньпоиск". Их задача была найти информацию о самолёте в архивах.
Выяснилось, что советский самолёт Ил-2 был сбит в районе посёлка Абрау-Дюрсо 21 сентября 1943 года. Экипаж вылетел на боевое задание, но потерпел крушение, самолёт затонул.
"Экипаж должен был нанести бомбово-штурмовой удар по живой силе и технике противника, но его сбила немецкая зенитная артиллерия", – пояснил заместитель руководителя "Кубаньпоиска" Дмитрий Максумов.

Фото: А. Поздняков
А что же советские бойцы? Где они? Человеческих останков внутри самолёта водолазы не обнаружили и предположили, что лётчик сумел катапультироваться, а сопровождавший его стрелок мог попытаться спастись вплавь. Личность пилота сначала установить не удалось, а вот сведения о стрелке обнаружили. Им оказался Яков Андреевич Приймак, младший сержант, уроженец Житомирской области 1920 года рождения. Согласно архивным данным Минобороны РФ, он в том бою погиб.
Стало известно, что лётчиком на сбитом Ил-2 был Николай Васильевич Пысин 1917 года рождения. Он действительно спасся в бою – его подобрал советский катер. Впоследствии Николаю Пысину присвоили звание Героя Советского Союза.
Кстати, найденный под Новороссийском Ил-2 был построен на авиационном заводе № 1 НКАП СССР в Куйбышеве в марте 1943 года и всего через полгода потерпел крушение.
Все эти сведения и данные о затопленном Ил-2 новороссийские водолазы передали в Минобороны РФ. Сейчас ведомство во взаимодействии с администрацией Новороссийска и Новороссийской военно-морской базой рассматривает вопрос организации работ по подъёму обнаруженного самолёта.
Источники: "Новороссийский рабочий", пресс-служба "Кубаньпоиск".