Маяк Балтийский

МАЯК БАЛТИЙСКИЙ
Посмотреть видео
Карточка маяка:
Местоположение: Город Балтийск, Калининградская область
Координаты: 54.63879,19.893397
Год основания: 1813
Строитель маяка: Гидроинженер Шульц, чертежи Карла Фридриха Шинкеля
Высота огня от уровня моря: 33,2 м
Дальность видимости: До 18 миль
Статус: Объект морского наследия России (2013)
Описание: Красно-белое сооружение (до 1930 года маяк был белого цвета, а затем верхняя часть его стала красной)
Современная эксплуатация: Действующий
/
Самый западный маяк

Балтийский маяк — самый западный маяк России. Здесь находится центр маячной службы Балтийского региона, на который возложены обязанности обеспечения навигационной безопасности региона. В режиме 9 секунд — свет, 3 секунды — темнота маяк и сегодня помогает морякам узнать родной берег.

Построенный немецкими инженерами, он был установлен у самого берега косы, отделяющей Гданьский залив от бухты Приморская, в юго-восточной части Балтийского моря.

Древняя Самбия

В древние времена Пиллау относилось к Самбии — территории прусских язычников, живших в бронзовый век. Языческой она оставалась до XIII века, когда в Самбию пришли рыцари Тевтонского ордена.

Старый Пиллау возник в 1363 году, и центром его стала гора Пфундебудеберг. На ней возвели осетровую избу, которая была и охотничьим домиков, и казармой, использовалась она и как молельный дом, и главное — как первый ориентир для кораблей, идущих в гавань.

Крепость Пиллау

Крепость Пиллау — уникальный памятник военно-оборонительного зодчества и старейшее фортификационное сооружение на территории Калининградской области. Эта морская крепость с самого начала была создана для защиты Пиллау и первые работы по возведению крепостных валов начались уже в 1550 году.

В 1650-е годы, во время прусско-шведской войны, из кирпичей замков Бальга и Лохштедт крепость Пиллау начали перестраивать, чтобы повысить её обороноспособность. Затем при ней выстроили кирху взамен старой деревянной и небольшой деревянный маяк с керосиновым освещением. Возле маяка появился первый гостевой дом, а также цейхауз — вещевой склад, а на самом деле первый бастион для защиты от шторма.

Крепость Пиллау — пятиугольник с примерно одинаковой длиной сторон по 80 метров. Самый старый бастион назывался Альбрехт по имени первого герцога Пруссии и последнего магистра Тевтонского ордена. Остальные четыре — Пруссия, Король, Королева и Кронпринц. За обводным рвом позже были построены пять равелинов: Людвиг, Штерхнест, Фаульвинкель, Кронверк, Шинкеншанц, и ещё один — Контрегарде Кениг.

Гарнизон крепости формировался из наемных солдат, среди которых было много французов, голландцев, шведов и самих пруссов. Вместе с солдатами жили их жёны и дети, посещавшие школу в церкви крепости.

Полной модернизации крепость подверглась в 1871 году. На поверхности валов и во дворе располагалась артиллерия и траверсы — сооружения, предназначенные для подъёма боеприпасов из подземных хранилищ. Вокруг крепости возвели форты с казармами, складами, лазаретами и мастерскими.

Накануне второй мировой войны крепость Пиллау вновь менялась. Немецкое руководство возвело огромное количество долговременных огневых точек (ДОТ), а также подготовило простреливаемые просеки, перекрытые спиралями Бруно и проволокой на низких кольях.

Маяк «маленького Амстердама»

Во второй половине XVII века в Пиллау была построена верфь Курфюрста, а вокруг стали селиться мастера по изготовлению парусов, якорей и вёсел. Флот креп, прусские капитаны отправлялись вплоть до берегов Мексиканского залива — Фридрих I даже стал называть Пиллау «маленьким Амстердамом». Маяк Пиллау встречал и русские корабли — в начале XVIII века городок несколько раз посещал Пётр I.

В 1741 году в Пиллау появился новый деревянный маяк. Небольшую башенку с пристроенным балконом в сторону моря возвели на крыше осетровой избы на горе Пфундебудеберг. Для маяка использовались угли, а отражателем служила большая металлическая пластина, которая посылала отсвет в море.

В 1804 году гора Пфундебудеберг была срыта — с неё можно было видеть расположение двора крепости, где готовились к отпору наполеоновских войск. Огонь, служивший маяком, был перенесён на гору Лемберг, а на горе Швальбенберг по проекту Шинкеля построили навигационный знак Ландмарк. Однако его было видно только с залива — и к 1813 году на горе возвели новый маяк.

Новый маяк построил гидроинженер Шульц по проекту Карла Шинкеля — известного немецкого архитектора. Существует версия о том, что инициатором строительства маяка был Иоганн Фридрих Петерсон — инспектор пиллауских гаваней. Под его началом также укрепили береговую черту и начали сооружение каменной гряды на косе Фрише-Нерунг.

Фундамент маяка состоит из тяжелых полевых камней, которые заложены между 1,5 метровыми сваями, связанными тяжелыми цепями. У основания стены маяка имеют толщину 1 метр, но по мере увеличения высоты они утончаются.

В 1842 году были установлены новые лампы с зеркалами. Сначала свет маяка был виден только с моря — мигающий проблесковый огонь установлен в 1913 году. До 1910 года маяк был одновременно и лоцманской башней. В 1936 году рядом с маяком возвели отдельную каменную башню, которая служит и по сегодняшний день.

Памятный XX век

Маяк, как и крепость, много раз перестраивался: последняя довоенная крупная реконструкция была произведена в 1902 году. К началу Великой Отечественной войны маяк представлял собой сверху красную, а снизу белую круглую башню высотой 32 м с конусообразной крышей и двумя галереями.

В результате разгрома немецкой группировки «Земланд» 25 апреля 1945 года Пиллау был взят советскими войсками 3-го Белорусского фронта. В 1946 году порт Пиллау был переименован в Балтийск и стал местом базирования кораблей Балтийского флота. При отступлении немцы разрушили часть помещений и советское руководство в ближайшие послевоенные годы проводило срочную реставрацию сооружения. Подземные переходы крепости были замурованы после войны, а входы в нижние этажи заминированы. До сих пор под полом казарм стоит вода, заполнившая пространства подземных этажей.

К 1953 году он был полностью восстановлен. Рядом для персонала маяка был выстроен восьми-квартирный дом, а для хранения имущества и горючих материалов — склады. На оконечности северного мола установили наутофон и смонтировали радиомаяк для производства радиодевиационных работ.

Следы от пуль и осколков до сих пор можно найти на уникальной линзе Френеля и каркасе оптического аппарата фирмы «Райт-Майер». При реставрации маяка их решили оставить как памятный знак.

Капсула времени

В 1807 году 8 июня вышел указ императора Александра I: для обеспечения безопасности мореплавания и надзора за правильным содержанием маяков все они были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства.

8 июня 1997 года маячники России отметили впервые этот день как свой профессиональный праздник. Тогда во дворе маяка Балтийска была заложена в землю капсула с пожеланием потомкам. 8 июня 2027 года, когда исполнится 220 лет Российской маячной службе, капсулу надлежит открыть.

Маяк Пиллау за века повидал огромное количество солдат — французов, русских, немцев и шведов. Он освещал дорогу самым разным морякам, встречал русского этнографа Анучина, а цитадель Пиллау встречала Петра I громкими фейерверками. Но валы и брустверы сегодня разрушаются выросшими за послевоенные годы деревьями, а коридоры крепости так и хранят свои тайны и ждут, когда по ним снова смогут ходить новые путешественники.

О Проекте

/
14 просмотров
Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка