Маяк Петропавловский

МАЯК ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ
Карточка маяка:
Местоположение: Мыс Маячный, Елизовский район, Камчатский край
Координаты: 52.887764 с. ш., 158.709547 в. д.
Год основания: 1850 г., современная конструкция с 1897 г.
Строитель маяка: К. И. Леопольд
Смотритель маяка: Евгений Степанович Бакун
Высота огня от уровня моря: 100 м
Высота маяка: 13,8 м
Дальность видимости: 25 морских миль, цвет проблеска — белый
Современная эксплуатация: Действующий
/

В двенадцати километрах от Петропавловска Камчатского на входе в Авачинскую губу один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства.

Старейший на Дальнем Востоке

В двенадцати километрах от Петропавловска Камчатского находится мыс Маячный — ключевая точка Авачинской губы, в которую заходят корабли из Тихого океана. Мыс получил свое название еще в XIX веке, поскольку в этом месте зажигали сигнальные костры, указывающие морякам вход в бухту. Самое первое упоминание о наличии на мысу сигнального огня датируется 1740 годом. Так на первой подробной карте Авачинской губы штурманом И. Ф. Елагин поместил надпись: «Маяк, на котором жгут огонь в ночное время». На плане Авачинской губы 1741 года маяк уже отмечен рисунком в виде башни. Однако, первый световой маяк представлял собой бревенчатый сруб треугольной в плане формы с прорубленными в сторону моря окнами. С наступлением темноты в срубе жгли дрова, облитые жиром, тем самым указывая мореплавателям местоположение входа в Авачинскую губу.

Интерес к совершенствованию навигации значительно возрос с основанием в 1799 году Российско-американской компании — торгового и промышленного объединения, находящегося под покровительством правительства. Сенатом было признано важное значение Петропавловска для России, и только спустя несколько десятилетий взамен старой расположенной здесь деревянной конструкции здесь был сооружен так называемый дом с флагштоком, в котором располагалась маячная команда и так же подавала сигналы разведением костра. Следующий деревянный маяк в виде башни начал свою работу 1 июля 1850 года. Именно эту дату современные дальневосточные маячники считают датой основания Петропавловского маяка.

К 1886 году деревянный маяк был признан обветшалым и было начато строительство новой, передовой для своего времени маячной башни из чугунных блоков. Само строительство было поистине удивительным так как материалы и сами строители маяка происходили из разных стран. Так, материал для строительства в значительной части был закуплен в Сан-Франциско, а при строительстве фундамента использовался японский цемент. В число рабочих входили русские, китайцы, корейцы, японцы. Светооптический аппарат с керосинокалильной установкой был доставлен из Франции и собран вместе с башней. Маяк начал действовать 1 июня 1897 года. Именно с этой башни и сегодня подаются световые сигналы.

В ногу со временем

За всю историю своего существования маяк стремительно совершенствовался — оборудование на нем обновлялось в считаные десятилетия, неизменным остался только главный оптический прибор маяка — аппарат с линзой Френеля изготовленный французской фирмой Барбье в 1894 году. Многократно менялось звуковое оснащение маяка, предназначенное для использования в тумане. Так, еще во времена использования деревянной башни для подачи звуковых сигналов использовалась пушка. В 1893 году маяк был оснащен колоколом, а в 1965 году вместо колокола был установлен наутофон. После установки наутофона колокол был передан в дар краеведческому музею в связи с 225-летием города Петропавловска-Камчатского.

XX век обернулся большими переменами в световом, звуковом и в радио-оснащении маяка. В 1937 году на маяке были смонтированы первый на Дальнем Востоке радиомаяк и паровая сирена. Последняя капитальная реконструкция маяка была произведена в 1966–1968 годах. Тогда здесь было построено маячно-техническое здание светового маяка, а керосиновое освещение линзы было заменено на электрическое, а все служебные постройки были возведены из камня. На территории было также возведено здание радиомаяка, с автономной дизельной радиостанцией, жилой восьмиквартирный дом с водопроводом, баня, гараж, овощехранилище и насосная станция.

В конце 1970-х годов на маяке была развернута ведущая станция мобильной радионавигационной системы «Марс-75». Зона обеспечения навигационной безопасности плавания Петропавловского маяка увеличилась за пределы визуальной видимости до 600 миль.

В XXI веке произошел новый этап модернизации маяка — на нем установили контрольно-корректирующую станцию глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Точность плавания кораблей и судов в Авачинском заливе значительно повысилась и теперь не превышает несколько метров.

Встречая неприятеля

Будучи объектом морской навигации Петропавловский маяк видел и эпизоды военной истории. В августе 1854 года во время Восточной войны, при нападении англо-французкой эскадры на Петропавловский порт члены команды маяка первыми увидели приближающиеся корабли противника и сообщили об этом условным сигналом защитникам порта. Кроме того, команда маяка обстреляла корабли неприятеля. Быстрые и решительные действия команды оказали значительное влияние на исход сражения — враг был разбит и отступил.

Еще один интересный эпизод имел место во время Русско-Японской войны. 30 июля 1905 года в Авачинскую губу вошел японский крейсер и обстрелял город. Под руководством смотрителя маяка Лосева И.И. на маяке был разобран фонарь, горелки были сняты и тщательно упакованы в ящики, всё оборудование было закопано неподалеку от маяка. Сделано это было вовремя, так как японцы, добравшись до маяка, уничтожили документы и порезали маячных быков. Благодаря предусмотрительности маячной команды световое оборудование маяка было спасено.

О Проекте

/
6 просмотров
Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка