Пять американских самолётов времён Второй мировой войны обнаружили и сумели частично идентифицировать на Камчатке члены совместной экспедиции Русского географического общества и Экспедиционного центра Минобороны России. Она завершилась 29 июня. Подробности работы сообщил один из участников экспедиции — руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории (ЦСИ) Сергей Катков.
Предысторией экспедиции можно считать заседание российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. В 2018 году западные партнёры попросили Минобороны РФ помочь уточнить информацию о гибели в районе Камчатки военных самолётов США, участвовавших в войне с Японией. Ранее камчатские СМИ не раз сообщали о том, что местные поисковики нашли в районе бухты Вестник на юго-восточной оконечности полуострова обломки американских самолётов. Назывались даже имена членов экипажей. Однако эта информация требовала подтверждения. Необходимо было не только найти сами обломки, но и идентифицировать их.
Крыло бомбардировщика Lokheed PV-1 Ventura. Мыс Камбальный. Фото: Центр современной истории/Сергей Катков
Специалистами ЦСИ при подготовке экспедиции были изучены документы из Национального управления архивов и документации США. Там нашлись материалы о потере на советском Дальнем Востоке не менее 33 бомбардировщиков ВВС США (USAAF) в 1943–1945 годах, многие из которых потеряны в ходе Курильской операции. Кроме того, стало известно, что не менее 14 бомбардировщиков, приписанных к ВМФ США (USN), были потеряны в Курильской операции в 1944–1945 годах.
"В эти два года американцы выполняли боевые вылеты к островам Парамушир и Шумшу (это самые северные из островов Курильской гряды), где находились японские войска и аэродромы, а также вели поиск вражеских морских караванов. После выполнения боевых заданий подбитые самолёты нередко совершали вынужденные посадки на советской Камчатке. Это порой заканчивалось потерей самолётов и гибелью людей", — говорит Сергей Катков.
Таким образом, у членов экспедиции есть документальные материалы о нескольких десятках самолётов, потерянных американцами за два последних года войны в этом районе. Сергей Катков подчёркивает: информация достоверная, но, возможно, неполная.
Сергей Катков. Фото: Центр современной истории
За десять дней поисков удалось найти места падений и исследовать фрагменты пяти бортов. На очереди — работа с архивными материалами с целью окончательной идентификации самолётов. Следующая цель — проследить судьбы их экипажей.
Часть исследований проходила на территории Южно-Камчатского федерального заказника, входящего в состав Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника, сотрудники которого сопровождали экспедицию. Иногда их можно было назвать полноценными членами команды, как, кстати, и камчатских поисковиков. Они знали, где нужно искать, и стали проводниками в труднодоступных районах полуострова.
Полевой лагерь экспедиции был разбит в районе бухты Вестник. Всю организационную работу, включая транспортировку группы на вертолётах и решение хозяйственно-бытовых вопросов, взяли на себя военнослужащие Камчатской флотилии Тихоокеанского флота.
Ниже — список пяти американских самолётов, обломки которых были найдены и обследованы в ходе нынешней экспедиции РГО.
1. "Либерейтор"
Обломки дальнего бомбардировщика В-24 "Либерейтор" обнаружили в бухте Вестник инспекторы Кроноцкого заповедника. В прошлом году, выполняя свои служебные обязанности, они нашли торчащую из земли стойку шасси самолёта.
B-24 "Либерейтор". Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force archived photograph
Consolidated B-24 Liberator — американский четырёхдвигательный тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный фирмой Consolidated Aircraft Corporation. Поступил на вооружение ВВС США в 1939 году. Способен нести до 3,6 т бомб. Максимальная скорость — 470 км/ч. Максимальная взлётная масса — 29,5 т. Боевой радиус — 2850 км. Экипаж — 7–10 человек.
Рабочая версия на основе архивных материалов состоит в том, что в ноябре 1944 года B-24 был повреждён взрывами своих же бомб при бомбометании на низкой высоте. Самолёт сумел дотянуть до мыса Лопатка и совершил аварийную посадку (сел на "брюхо").
Так называемый "серийный номер ВВС США" этого самолёта согласно архивным данным был таким: 42-40993. Как отмечает Сергей Катков, самолёт был "именной" — на фюзеляже имелась надпись: "Bugs Bunny, What’s Up Doc". Багз Банни — имя находчивого кролика, героя популярного американского мультсериала 1940-х годов.
Советская поисковая группа нашла американцев и вывезла в Петропавловск-Камчатский, откуда лётчики вернулись в США.
До большинства мест падений самолётов можно добраться только на вертолёте. Фото: Центр современной истории/Сергей Катков
В ходе поисков самолёта серьёзных раскопок не потребовалось. Обломки торчали из прибрежного песка, часть была скрыта зарослями борщевика. Было найдено довольно много агрегатов, проведена техническая фотодокументация.
"Пока "серийного номера" на останках самолёта найти не удалось, — говорит Сергей Катков. — Но был найден другой номер — "2070", нанесённый с помощью трафарета на воздухозаборник одного из двигателей. Возможно, этот номер поможет нам. Дело в том, что машина, выходящая с завода, имела один номер — "заводской серийный номер" (MSN). А когда её принимали ВВС/ВМФ, присваивали другие — "серийный номер ВВС США" (USAAF No.) или "учётный номер ВМФ США" (Bu.No.). По имеющимся данным, "2070" как раз и может быть заводским номером. Подтвердить это нам предстоит, запросив Национальный архив США".
2. "Вентура"
Морской ударный самолёт PV-1 "Вентура". Найден у мыса Лопатка в районе залива Камбальный. О месте его падения члены экспедиции РГО узнали от поисковиков из Петропавловска-Камчатского.
PV-1 "Вентура". Фото: wikipedia.org/U.S. Navy A U.S. Navy Lockheed PV-1 Ventura patrol bomber in flight, circa 1943
Lockheed PV-1 Ventura — морской патрульный самолёт, разведчик и бомбардировщик. Военная версия пассажирского самолёта Lockheed Model 18 Lodestar. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. На вооружении армии США состоял с декабря 1941 года, флота США — с октября 1942 года. Мог нести 2,27 т бомб. Максимальная скорость — 518 км/ч. Максимальная взлётная масса — 15,4 т. Боевой радиус действия — 2670 км. Экипаж — 4–5 человек.
"Самолёт был обнаружен в кустах кедрового стланика, — говорит Сергей Катков. — Заросли настолько густые, что с расстояния пяти метров борт уже не видно. Сохранились часть фюзеляжа с хвостовым оперением, два крыла, оба мотора. Сам фюзеляж полностью выгорел. К сожалению, на хвостовом оперении, где обычно наносили краской "учётный номер ВМФ США", ничего разглядеть уже не удастся. Эта часть выгорела на солнце, даже следов не осталось. Однако на хвостовой шайбе оперения белой краской выведено число "30". Скорее всего, это маркировка с завода, она не соответствует бортовому номеру в боевых частях. На трёх деталях — двух ящиках для пулемётных патронов и на створке заднего колеса — обнаружено число "12". Возможно, это бортовой номер. Но чтобы сказать точно, нужно проработать документы. Кстати, в этом есть определённая сложность. Для самолётов, приписанных к ВМФ, документация гораздо менее детальная, чем в ВВС. Зачастую указывался лишь номер самолёта. Даже номера моторов в отчётах не фигурируют".
Самолёт, предположительно, был подбит японской зенитной артиллерией во время атаки, а при отходе от цели ещё и атакован тремя истребителями, но сумел дойти до Камчатки.
Предполагается, что экипаж этой "Вентуры" остался жив, был доставлен в Петропавловск-Камчатский и сразу же переправлен в США.
3. "Митчелл"
Место падения третьего самолёта В-25 "Митчелл" уже было известно ранее. Его нашли в районе мыса Лопатка поисковики из Петропавловска-Камчатского. Более того, к нему в 2014 году добралась российско-американская группа. Своего рода знаком и ориентиром был трёхлопастный винт, но сейчас он исчез. В итоге само место членам экспедиции удалось найти не с первой попытки.
В-25 "Митчелл". Фото: wikipedia.org/USGOV-PD
North American B-25 Mitchell — двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик с высоким расположением крыла. Поступил на вооружение в 1941 году. В отличие от своих собратьев эксплуатировался долгие годы и после Второй мировой войны. Максимальная взлётная масса — 19 т. Боевой радиус — 2170 км. Бомбовая нагрузка — 2,8 т. Максимальная скорость — 442 км/ч. Экипаж — 6 человек.
"Место само по себе сильно горелое — крупных обломков нет, — говорит Сергей Катков. — Под дёрном мы обнаружили множество слитков алюминия — это фрагменты сгоревших бензобаков и головок блока цилиндров. В прибрежной зоне мы нашли два мотора воздушного охлаждения. Они сохранились плохо, но на рабочей поверхности одного из поршней, несмотря на глубокую коррозию, удалось прочитать остатки цифр. Надеемся, что это заводской номер мотора. Найти привязку к номеру серийному будет нелегко. Заводские документы — это уже частная собственность. Надеюсь, наши материалы заинтересуют американские госорганы, и уже они зададут вопросы компании-производителю".
Рабочая версия членов экспедиции РГО состоит в том, что это обломки самолёта, командиром которого был лейтенант Ирвинг. Американцы потеряли этот борт весной 1945 года. Как ни парадоксально это звучит, но сбили его советские зенитчики.
Красивая и суровая Камчатка. Фото: Андрей Дмитриев
"Да, мы были союзниками в тот момент, но произошло трагическое стечение обстоятельств, — говорит Сергей Катков. — Для работы союзных самолётов в районе Камчатки были обозначены воздушные коридоры — туда и обратно. Американцы знали, что в случае выхода из коридора их самолёты могут быть сбиты. Это война, совсем рядом Япония — союзник гитлеровской Германии. В тот день после очередного бомбометания на мыс Лопатка выскочили сразу 11 бомбардировщиков. Причём пошли не по прибрежной полосе, где у них был коридор следования, а в сторону Петропавловска. Наши зенитчики могли не увидеть опознавательные знаки. К тому же здесь часто случаются густые туманы. Наконец, в этом месте просто не должно было быть союзных самолётов…"
Другие экипажи видели, как у "Митчелла" сначала задымились двигатели, затем он рухнул на землю и взорвался. По американским источникам, это место обозначено как "8 миль севернее мыса Лопатка". И это похоже на то место, которое ныне обследовали поисковики. Экипаж был похоронен неподалёку от места гибели самолёта. По данным специалистов ЦСИ, в 1947 году американская сторона интересовалась судьбой могилы, на что получила ответ, что захоронение находится в удовлетворительном состоянии. Однако за 70 лет многое изменилось. Рядом дорога, много людей проезжало мимо, да и деревянная могильная пирамидка на прибрежной террасе разрушается быстро в силу естественных причин. Тем не менее поиск останков членов экипажа может быть продолжен в будущем.
4. "Бостон"
"Дуглас" А-20 "Бостон" был обнаружен камчатскими поисковиками в районе города Елизово. Во время войны там располагался крупный авиаузел из нескольких аэродромов. На этом самолёте, по мнению руководителя елизовского молодёжного центра "Патриот" Александра Беликова, был советский экипаж, а сам борт попал в СССР по ленд-лизу.
"Дуглас" А-20 "Бостон" ВВС РККА. Фото: wikipedia.org/Игорь Бубин
Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston — семейство самолётов, включавшее штурмовик, лёгкий бомбардировщик и ночной истребитель, во время Второй мировой войны состоял на вооружении ВВС США, Великобритании, Советского Союза и других стран. Нормальная взлётная масса — 10 т. Максимальная скорость — 510 км/ч. Практическая дальность — 1320 км. Вооружение — три 12,7-мм пулемёта, три (чаще один) 7,62-мм пулемёта, максимально мог нести 1090 кг бомб (данные для модификации A-20B).
"Номера бомбардировщика нам найти не удалось, — говорит Сергей Катков, — потому что крыло самолёта и часть фюзеляжа скрыты под водой в ручье. Совместно с камчатскими товарищами мы провели расчистку того, что смогли сделать вручную. Для дальнейшего изучения требуется извлечь то, что осталось от самолёта, из воды. Значит, нужна как минимум лебёдка. Видимо, необходимо будет производить и небольшую вырубку леса, а для этого нужно административное согласование. Поисковики планируют провести несколько выездов на место. Какие-либо версии о том, как погиб А-20, высказывать рано".
Обнаруженный рукописный номер на фрагменте фюзеляжа А-20 Boston. Фото: Центр современной истории/Сергей Катков
5. Ещё один "Вентура"
Информацию о последнем из пяти обследованных самолётов участники экспедиции получили из двух источников: от сотрудников заповедника и от Александра Беликова. Некоторое время назад пилот гражданской авиации во время полёта в районе мыса Ходжелайка заметил на земле фрагменты самолёта и даже сделал несколько фотографий. Решено было совершить разведвылет на место обнаружения обломков.
"Нас предупреждали, что их найти будет сложно, поскольку точных координат нет, — говорит Сергей Катков. — Есть только район поиска. Но экипаж вертолёта показал очень высокий уровень подготовки, в итоге нам удалось с воздуха обнаружить фрагменты самолёта".
В отсутствие серийного номера идентифицировать борт иногда приходится методом исключения. Фото: Андрей Дмитриев
Произвести высадку группы в это место невозможно — там крутые склоны сопок и очень высокий (три метра и выше) и густой кедровый стланик и ольшаник. Руководитель поисковой группы Лусеген Хегетов рассказал, что 320 метров в глубь зарослей два человека преодолели за час и сорок минут, при видимости в стланике — два-три метра. С огромным трудом удалось найти один из двигателей.
"Это оказался мотор Р-2800, по нему мы можем сделать вывод, что это ещё один морской штурмовик "Вентура", - объясняет Сергей Катков. - У нас есть архивные данные, чтобы установить, какой из самолётов этой марки сопоставим с этим местом. Два самолёта ВМФ США упали в море. Четыре самолёта потерпели катастрофы или совершили жесткие вынужденные посадки в камчатской тайге. Остальные сели в Елизово или окрестностях и были отремонтированы силами наших техников. Один из погибших самолётов был найден ранее в районе Налычево, другой — в районе вулкана Мутновский и идентифицирован по номерам, третий и четвёртый обследованы в рамках этой экспедиции. Так, сужая круг поисков, мы надеемся в дальнейшем идентифицировать и этот самолёт, подтвердив по возможности версии идентификационными номерами".
Айвар Валеев