Хозяин снежных гор, или Игры с ирбисами

Хозяин снежных гор, или Игры с ирбисами Хозяин снежных гор, или Игры с ирбисами
Фото: Олег Богданов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Фото: Олег Богданов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

10 лет назад на форуме Глобальной программы защиты снежного барса и экосистем (GSLEP) в Бишкеке 23 октября объявили Международным днем снежного барса. Об этом скрытном краснокнижном хищнике биологам известно куда меньше, чем хотелось бы, но понемногу ученые собирают информацию. И нужно им это не только из любопытства, но и чтобы лучше понимать, как защищать и сохранять уникального зверя.

Фотокамера для барсенка

Один из важных источников данных — фотоловушки, педантично записывающие все, что делают редкие дикие кошки, оказавшиеся поблизости. Главное при этом, чтобы сама камера не попала в поле зрения ирбиса, поскольку на этом ее срок службы может и завершиться.

Буквально в начале октября одну из них котята снежного барса в долине реки Талдура «переквалифицировали» в мяч. А ведь эта профессиональная фотоловушка начала работать в Алтайских горах сравнительно недавно — 1 июля. Ее установил вместе с сотрудниками Сайлюгемского нацпарка член Попечительского совета, фотограф дикой природы, бизнесмен Илья Труханов. К счастью, вторая камера была размещена напротив, так что хулиганство пятнистого и пушистого «вандала» оказалось в подробностях снято на пленку.

Удачные снимки с фотоловушки. Видео предоставлено пресс-службой национального парка «‎Сайлюгемский»‎

— Я влюбился в горный Алтай, много раз приезжал сюда и снимал пейзажи, но хотел запечатлеть и хозяина Алтайских гор — ирбиса. В декабре мы познакомились с директором Сайлюгемского нацпарка Денисом Маликовым и придумали проект по установке профессиональных фотоловушек. Первый раз нашу камеру сломал медведь, ни одного кадра нам не досталось, а второй раз повезло. Я счастлив получить такие кадры и помочь Сайлюгемскому нацпарку в изучении снежного барса.

Илья Труханов

Собственно, удивляться поведению юного ирбиса не приходится — дикие звери, обнаружившие фотоловушки, проявляют к ним живой интерес, который зачастую ничем хорошим для техники не заканчивается. В Бурятии одна самка снежного барса даже получила своего рода звание — «гроза фотоловушек». Сваливший и увлеченно катающий камеру по земле детеныш ведет себя вполне в традициях уважающих себя диких кошек. Тем более, судя по его виду, он только недавно пообедал, прекрасно себя чувствует и находится в игривом расположении духа.

Поведение котят ирбиса стандартное, они, как и все кошачьи, очень любопытны, — подтверждает директор Сайлюгемского национального парка Денис Маликов. — Облизать, поиграть с камерой — это вполне нормально для барсят, увидевших новый предмет на тропе. В Сайлюгемском нацпарке мы впервые зафиксировали профессиональное видео, которое позволит не только изучить поведение зверя, но и рассмотреть рисунок пятен на шерсти. А это, в свою очередь, поможет в дальнейшем следить за этими конкретными ирбисами, отличая их от других.

Досье на горных кошек

Заснять ирбиса и впрямь не так просто — это хищник скрытный, к тому же обитает он в труднодоступных местах, предпочитая высокогорные районы 1,5–4 тыс. м над уровнем моря. Хотя встречали его и выше — на Памире как-то зафиксировали снежного барса на высоте около 5 тыс. м, а в Гималаях дело дошло до 6 тыс. м. Но у биологов до сих пор масса вопросов по поводу этого вида, поскольку добраться исследователи смогли всего до 14% мест его обитания.

Места обитания ирбисов. Фото предоставлены пресс-службой национального парка «‎Сайлюгемский»‎

Места обитания ирбисов. Фото предоставлены пресс-службой национального парка «‎Сайлюгемский»‎

Плюс ко всему, как и положено кошке, ирбис предпочитает действовать в сумерках, охотится, как правило, на закате или на рассвете. Днем он спит, обустроив логово в пещерах или расселинах скал, зачастую под нависшей плитой или среди нагромождений камней. Менять «квартиры» он не любит, оставаясь в логове по нескольку лет — главное, чтобы добычи поблизости было достаточно. Если же есть становится нечего, снежному барсу приходится уходить в поисках лучшей доли, и путешествовать он может на весьма далекие расстояния. В Республике Алтай одно время ученые с большим интересом следили за вояжем ирбиса по имени Хан, который преодолел в конечном итоге под сотню километров.

При этом ходить по снегу хищник не любит — при длинном теле у него довольно короткие лапы, так что добираться, куда ему нужно, снежный барс предпочитает по тропинкам и дорогам. И тут его поджидает одна из основных опасностей, поставивших вид на грань уничтожения, — браконьерские петли и капканы. Зачастую охотники ставят их вовсе не на ирбисов, а на кабаргу и других копытных, но попавшим в ловушку диким котам от этого не легче.

В 2017 году это поставило на грань исчезновения группировку ирбисов в Саяно-Шушенском заповеднике — самка погибла в браконьерской петле, котята не выжили, и долгое время на территории оставался один-единственный снежный барс, самец Ихтиандр. Чтобы как-то спасти положение, в 2018–2019 годах в рамках программы «Снежный барс — живой символ Западного Саяна» при поддержке Русского географического общества в Саяно-Шушенский заповедник привезли двух хищных кошек из Таджикистана. Постепенно ситуация выправилась, и к 2023 году группировка увеличилась до девяти особей.

Снежный барс встречается в 12 странах: России, Монголии, Китае, Непале, Индии, Пакистане Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Афганистане, Бутане, Киргизии. При этом численность вида на данный момент катастрофически мала, по оценкам специалистов — от 4 до 7 тыс. особей. Больше всего ирбисов в Китае — порядка 2,5 тыс. В Монголии их насчитывается до тысячи, в Бутане — 120 особей, в Таджикистане — 300–500, в Киргизии — 200–300, Казахстане — 100–200, Пакистане — 200–400, Непале — 300–400, Индии — 300–500, Узбекистане — 30–40, в Афганистане количество ирбисов не известно.

На территории России обитает всего 2% снежных барсов, которые селятся в границах Алтае-Саянской горной страны на границе с Китаем и Монголией — в республиках Алтай, Тыва и Бурятия, а также на юге Красноярского края в Саяно-Шушенском заповеднике.

Вид внесен в Красный список Международного союза охраны природы, Красную книгу России, а также в охранные документы других стран и в Приложение I Конвенции CITES (международный запрет на торговлю исчезающими видами животных и их частями). Охота на снежного барса запрещена по всему миру.

Вернуть все, как было

Снежные барсы обитали на Алтае и в Монголии с доисторических времен — окаменелости, подтверждающие этот факт, относятся к периоду плейстоцена. Ученые считают, что предки ирбисов отделились от предков тигров примерно 1,67 млн лет назад, это и положило начало виду. Чтобы он не исчез с лица земли, все 12 стран, где встречается ирбис, следуют Глобальной программе по сохранению снежного барса и его экосистем, принятой в 2013 году.

Помимо браконьеров, зверю угрожают и другие опасности — например, сокращение численности копытных. Именно они составляют кормовую базу хищника, и, если по какой-то причине добычи ему не хватает, он вынужден отправляться в путь на поиски пищи. Порой, чтобы избежать голодной смерти, хищник нападает на домашний скот. Чабаны, защищая стада, тоже могут убить краснокнижного зверя. Бывает, что снежный барс покидает родные земли из-за антропогенной деятельности — чуткому и осторожному зверю не нравится, когда у него под боком начинают строить дороги, ЛЭП или трубопроводы. Изменение климата вносит свою лепту — по мере того как смещаются границы травяного покрова, меняются миграционные пути копытных, за которыми следуют ирбисы.

Лучше всего животные чувствуют себя на охраняемых территориях, где вмешательство человека минимально, а с браконьерами ведется постоянная борьба. Именно в заповедниках — Сайлюгемском, Саяно-Шушенском, Хакасском и др. — обитают уникальные краснокнижные кошки.

Снежные барсы в безопасности на просторах национального парка «‎Сайлюгемский»‎. Видео предоставлено пресс-службой национального парка «‎Сайлюгемский»‎

В 2023 году встал вопрос о создании новой особо охраняемой природной территории федерального значения на хребте Чихачева в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Волонтеры социально-экологического проекта «По следам снежного барса», занимающиеся мониторингом вида с 2015 года, отмечали по обе стороны хребта от девяти до 16 особей краснокнижных хищников. К лету 2018 года их стало 22, но в 2021 году количество ирбисов катастрофически снизилось: исследователи сумели зафиксировать лишь одного. Проблема возникла из-за активной охоты на копытных — снежным барсам стало не хватать пищи.

Однако условия для обитания и размножения излюбленной добычи барсов на хребте Чихачева близки к идеальным, и, если перестать на них охотиться, популяция сибирских горных козлов и аргали вскоре вырастет, а за ними, по всей видимости, вернутся и снежные барсы. Хребет проходит по границе Республики Алтай и Тувы, а также по границе России и Монголии, из которой ирбисы вполне могут перебраться к нам. Если популяцию удастся восстановить, снежные барсы будут расселяться через Курайский хребет на Северо-Чуйский хребет и дальше, в другие подходящие для их обитания места.

Снимок сделанный с одной из грив хребта Чихачёва во время IX Добровольческой экспедиции "По следам снежного барса". 
Фото: Вячеслав Заметня, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Снимок сделанный с одной из грив хребта Чихачёва во время IX Добровольческой экспедиции "По следам снежного барса". Фото: Вячеслав Заметня, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Как бы ни радовали стабильные группировки ирбисов на реке Аргут, где их насчитывается около двух десятков, или в том же Саяно-Шушенском, пока численность ирбисов далека от идеала. И создание новой ООПТ может если не решить проблему, то заметно помочь в восстановлении численности вида. Не хотелось бы, чтобы редкий и красивый зверь через несколько десятилетий остался лишь на видеозаписях и в старинных легендах.

Тибетская легенда о снежном барсе

В XI веке легендарный монах Миларепа странствовал по горам и зашел в отдаленную деревню, некоторые из жителей которой стали его учениками. Чтобы не поддаваться мирским соблазнам, монах не стал останавливаться в деревне, а поселился в горах, в Пещере завоевания демонов. Зима была суровой, сильный снегопад, не прекращавшийся 18 дней, не позволил добраться до пещеры, чтобы передать провизию. Только весной ученики Миларепы смогли покинуть деревню. Они были уверены, что их учитель погиб, и отправились за его телом. У пещеры они увидели вышедшего оттуда снежного барса, который поднялся вверх по скале. Ученики утвердились в мысли, что Миларепы больше нет — все указывало на то, что он стал добычей хищника. Однако, подойдя ближе, они услышали пение монаха. Войдя в пещеру, удивленные ученики обнаружили своего учителя целым и невредимым. Они спросили его об ирбисе, и Миларепа ответил: «Я и был этим снежным барсом».

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Показать еще Загрузка