Ирбиса на Алтае иногда называют хозяином гор, но на деле его положение очень ненадёжно. Снежный барс находится под угрозой уничтожения. Усилий специалистов-экологов недостаточно для спасения краснокнижного хищника, необходима широкая общественная поддержка. Чтобы люди больше узнали о проблемах вида, на Алтае с 2010 года отмечают День снежного барса.
Основные беды ирбиса связаны с человеком, привычно меняющим под себя окружающий мир. Зачастую люди не собираются вредить дикой кошке, но всё в природе взаимосвязано, и даже далёкая от охоты деятельность может поставить выживаемость вида под удар.
Сайлюгемский национальный парк. Фото: Михаил Фетисов
Александр Карнаухов, старший координатор проектов Представительства Всемирного фонда природы в Алтае-Саянском экорегионе
"Ареал снежного барса не единый, он состоит из отдельных группировок, которые зачастую плохо связаны друг с другом. Изоляция ограниченного числа ирбисов может привести к близкородственному скрещиванию. В частности, группировка снежного барса в Саяно-Шушенском заповеднике генетически заметно отличается от группировок Алтая и Тывы из-за длительной изоляции и отсутствия потомства от особей с других территорий. Если бы можно было исключить человеческий фактор, их снежные барсы ходили бы шире и добирались до соседних группировок. Но в прилежащей части Республики Тыва находится множество животноводческих стоянок, и скрытный хищник, избегающий людей, туда не пойдёт. Его могут попросту застрелить.
К счастью, после ужесточения законодательства, снежных барсов убивают ради шкуры всё реже и реже. Сейчас за добычу, покупку и продажу шкуры ирбиса можно получить серьёзное наказание, охотники предпочитают не рисковать. Но это не спасает ирбиса от другой опасности — петельного лова кабарги. Зачастую случайной жертвой становится именно снежный барс".
Ирбис. Фото: Аргут Кебереков
Денис Маликов, директор ФГБУ "Национальный парк "Сайлюгемский"
"Помимо петельного браконьерства, которое на данный момент представляет основную опасность для ирбиса, виду угрожает охота на козерога. Численность копытных заметно сокращается. Если на охраняемых территориях — в бассейне реки Аргут, где находится наш национальный парк, или в Шавлинском заказнике — козероги ещё есть, то в других местах снежному барсу остаётся немного добычи. Всё чаще встречаются маленькие стада всего на десять-двенадцать голов, без крупных самцов — их выбили в процессе охоты. Если горные козлы исчезнут, уйдёт и барс. Добывать аргали ему сложно — тот редко бывает в горах, в основном живёт на открытых пространствах, куда ирбисы не заходят. Это серьёзная проблема, пора задуматься о том, чтобы сократить лимит охоты на козерога в Республике Алтай, а то и вовсе приостановить её на время".
Сибирский горный козёл — копытное животное, которое обитает в горах на скалистых участках. Могут собираться в стада до 100, а то и 200 голов. Составляют основу кормовой базы снежного барса.
Владения снежного барса. Фото: Татьяна Шуките
Ещё одна проблема, из-за которой условия жизни ирбиса становятся некомфортными, — изменение климата.
Александр Карнаухов, старший координатор проектов Представительства Всемирного фонда природы в Алтае-Саянском экорегионе
"Снежный барс обитает в высокогорье, где климатические проблемы сказываются гораздо жёстче. Начинают массово таять ледники, постепенно меняется ландшафт, а соответственно, и растительность, что приводит к изменению в поведении копытных. Добыча снежного барса уходит с исторически сложившихся мест обитания, но хищник не сразу это понимает и начинает голодать. Из-за изменения климата чаще возникают чрезвычайные ситуации: сходят лавины, зимы становятся многоснежными. В последние годы у нас выпадает очень много снега, это губительно для снежного барса, просто катастрофа. Но на погоду мы повлиять не в состоянии, единственное, что можно сделать, — уменьшить угрозу со стороны человека".
В 2015 году WWF при поддержке компании Pernod Ricard Rouss начал вовлекать в природоохранные проекты охотников. Теперь вместо того, чтобы охотиться на барса, местные жители могут заработать, устанавливая и проверяя фотоловушки. На данный момент обучение по работе с камерами прошло шесть человек из семей потомственных "барсятников", теперь они участвуют в мероприятиях, проводимых по инициативе WWF.
Снежный барс. Фото: Аргут Кебереков
Александр Карнаухов, старший координатор проектов Представительства Всемирного фонда природы в Алтае-Саянском экорегионе
"Программа оказалась очень эффективной. Бывшие охотники не только работают с фотоловушками, но и уничтожают петли, которые ставят их земляки. Бывшие браконьеры знают, где их искать, куда лучше, чем многие специалисты по ирбисам. Да и времени на незаконную охоту у них при такой работе уже не остаётся. Мы планируем развивать этот проект и дальше.
Охранять снежного барса также помогают пограничники. Здесь нам повезло, что ареал обитания вида вытянут вдоль монгольской границы. Во-первых, это позволяет привлекать пограничную службу к защите ирбиса. Во-вторых, в погранзону так просто не попасть — необходимо соответствующее разрешение. Во многом благодаря этому редких кошек удаётся сохранить. К сожалению, границы многих наших заповедных территорий с точки зрения сохранения снежного барса очерчены не очень адекватно, многие ирбисы живут на земле, у которой нет никакого природоохранного статуса. В их число входят и ключевые группировки, например, на хребте Чихачёва. Эта территория фактически обеспечивает обмен особями между Россией и Монголией, позволяя избежать проблемы близкородственных связей и генетического вырождения. Но у хребта Чихачёва нет никакого охранного статуса, это общедоступные угодья. В последние три-четыре года мы работаем над тем, чтобы сделать там охранную зону Алтайского заповедника, но процесс идёт очень медленно".
Снежный барс. Фото: sailugem.ru
Снежный барс, или ирбис, — единственный крупный представитель семейства кошачьих, обитающий в высокогорьях Центральной Азии. По разным подсчётам, в дикой природе обитает около 4–7 тысяч ирбисов, при этом на территории России — всего 70–90 особей. Занесён в Красную книгу Российской Федерации как находящийся в уязвимом положении. Также занесён в Красный список Международного союза охраны природы в категории "уязвимый" и в Приложение I Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES).
Важную роль с точки зрения сохранения редкого вида играют и просветительские мероприятия. Чем лучше люди понимают необходимость защищать снежного барса, тем больше шансов увеличить численность редкого вида. День снежного барса на Алтае, который традиционно отмечается 26 мая, позволяет познакомить широкую публику с ирбисами и их проблемами.
Валентина Зяблицкая, заместитель директора по экологическому просвещению — начальник отдела ФГБУ "Национальный парк "Сайлюгемский"
"В этом году мы подготовили фотовыставку в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске: около 40 работ с пейзажами национального парка, изображениями ирбисов, аргали и козерогов, фотографиями наших сотрудников за работой. Из-за пандемии количество посетителей ограничено — не больше 50 участников одновременно. Но выставка будет экспонироваться в течение месяца, так что увидеть её успеют все желающие.
Фотовыставка в Горно-Алтайске. Фото: Любовь Ивашкина
Помимо торжественного открытия выставки в программу Дня снежного барса вошла презентация двухсерийного фильма "Территория ирбиса", снятого при грантовой поддержке РГО. Мы провели мастер-классы, тематические игры — например, дети должны были найти ответы на вопросы на фотографиях выставки. Ещё одно важное мероприятие — посвящение детей в экоклуб, в этом году к нам приехали учащиеся из трёх школ. Теперь у нас 16 таких клубов по всей Республике Алтай. Изначально мы запустили проект для детей нашего Кош-Агачского района. Постепенно клубов стало больше, подтянулись другие районы — Улаганский, Турочакский, Чемальский, Горно-Алтайск… Детям нравятся наши экологические уроки. Мы не только даём школам информационные материалы, но и организуем экспедиции в Сайлюгемский национальный парк, куда попадают самые активные участники. Три года назад членам одной из экспедиций даже удалось сфотографировать ирбиса, который добыл аргали и отдыхал после сытного обеда. Сотрудники парка порой годами ходят в поисках его следов и не могут встретить, а детям повезло".
Денис Маликов, директор ФГБУ "Национальный парк "Сайлюгемский"
"Работа с детьми — это благодатная почва. Они уже знают, что снежного барса надо сохранять, понимают почему, помнят точные цифры, например, сколько особей снежного барса в России. Наши специалисты проводят для них разные мастер-классы — в частности, по установке фотоловушек и работе с ними. Когда дети выезжают к нам на территорию, они воочию видят эту фотоловушку, непосредственно соприкасаются с нашей работой, знакомятся с национальным парком. Это работа на перспективу, ради того, чтобы в будущем у людей было фундаментальное понимание экологии и соответствующее отношение к редким видам — тому же снежному барсу".
День снежного барса на Алтае. Фото: Елена Харькова
Александр Карнаухов, старший координатор проектов Представительства Всемирного фонда природы в Алтае-Саянском экорегионе
"Такие мероприятия привлекают внимание людей к проблемам биоразнообразия в целом. Одни только специалисты и правоохранительные органы не в состоянии переломить проблему на системном уровне, необходимо участие населения, особенно молодёжи. Уже сейчас можно сказать, что отношение к снежному барсу меняется в лучшую сторону. Но экологическим просвещением надо заниматься постоянно. Работа со школьниками гарантирует, что через пять-десять лет на Алтае будет больше людей, понимающих ценность ирбиса и других редких видов, умеющих заботиться об экологии в целом".
Беседовала Ольга Ладыгина