Затонувший пароход "Челюскин", вулканы и киты: экспедиция Северного флота и РГО продолжает исследовать Арктику

Затонувший пароход "Челюскин", вулканы и киты: экспедиция Северного флота и РГО продолжает исследовать Арктику Затонувший пароход "Челюскин", вулканы и киты: экспедиция Северного флота и РГО продолжает исследовать Арктику

Первый отряд Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества по исследованию островов арктических архипелагов планирует сделать первые в истории фото- и видеокадры парохода "Челюскин", затонувшего в Чукотском море в 1934 году. Об этом, а также исследованиях арктических вулканов и встречах с китами рассказал руководитель медиагруппы РГО Леонид Круглов.

 Леонид, пару слов о том, что сейчас исследует экспедиция.

Из района исследований P3 — восточного Таймыра от мыса Челюскин до бухты Прончищевой — мы прошли до Тикси, потом вдоль Новосибирских островов и Берингова пролива. Сейчас начинаем поиски ледокола "Челюскин". После этого выдвигаемся в сторону острова Врангеля.

"Челюскин" — советский грузопассажирский пароход, построенный в Дании в 1933 году. Пароход был предназначен для хождения между устьем Лены и Владивостоком. Он был усилен для навигации во льдах. Свое название получил в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Челюскина.

16 июля 1933 года пароход "Челюскин" под командованием первого капитана Петериса Безайса и начальника экспедиции Отто Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене. 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке "Челюскина" планировалось участие ледоколов.

Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался заблокирован. "Челюскин" дрейфовал в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами "Челюскин" вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении.

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (часть людей по разным причинам покинула пароход ещё раньше; один человек — завхоз Борис Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен палубным грузом). Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

 Какие у вас прогнозы по поиску и исследованию ледокола "Челюскин"?

"Челюскин" уже был обнаружен предыдущими экспедициями, так что нам известно, где он лежит. Но до сих пор никому не удавалось сделать ни одного кадра парохода — район, где затонул корабль, находится недалеко от Берингова пролива, а здесь очень мощное течение и мутная вода. Поэтому, будем надеяться, что нам повезёт с погодой. Пока штормит. Но если ветер немного успокоится, мы попробуем провести подводную видео- и фотосъёмку и в таком случае получим уникальные кадры.

Пароход

Пароход "Челюскин". Фото: wikimedia.org

 Насколько нам известно, у Вас есть всего полдня для работы на "Челюскине"?

Да, у нас всего несколько часов. Для нас выделили три дня на исследования всего района. Один день — это "Челюскин", второй — остров Врангеля и третий — для возвращения назад.

 Чем Вы занимаетесь в настоящее время?

Сейчас мы обрабатываем полученные в ходе экспедиции материалы. Наши сейсмологи и геофизики провели большую работу: у них была возможность устанавливать станции, которые записывали подземный эхо-сигнал и звуки нашей планеты на глубине десяти и более километров. Сегодня мы, например, слушали, какие звуки издает Земля в районах острова Таймыр, реки Енисей, Новосибирских островов. Где-то эти звуки похожи на стук сердца,  где-то — на звук автомобилей, где-то — на писк мышей. Думаю, вскоре мы получим результаты обработки этих данных. Команда в абсолютном восторге, потому что до этого подобные работы в Арктике не проводились. Арктическая сейсмология до сих пор не изучена.

 Каких зверей или морских млекопитающих вы встретили по пути?

Мы прошли Берингов пролив два раза — в сторону бухты Провидения и обратно, и увидели здесь огромное количество животных. В Беринговом проливе геологи и зоологи насчитали более сорока особей китов. Мы наблюдали сцену охоты косаток на одного кита. Видели очень много моржей на берегах и наблюдали лодки местных чукотских охотников.

Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

 Расскажите о погодных условиях.

В районе Берингова пролива холодная осенняя погода — -2 градуса, и сегодня очень сильно штормило. Когда мы возвращались через Берингов пролив, нас основательно потрепало штормом, корабль трясло, волны перекатывали через всё судно. Надеюсь, что погода не испортится окончательно и ещё позволит нам поработать.

 Какие интересные места вам ещё предстоит исследовать?

Остров Врангеля, труднодоступные острова Де-Лонга и архипелаг Северная Земля. К примеру, на островах Де-Лонга, в частности на острове Беннетта, несколько десятков лет назад по космическим снимкам была обнаружена вулканическая деятельность. Для Арктики это нечто сенсационное и неожиданное — вулканы среди вечных снегов. Если информация верна, на месте мы сможем обнаружить следы вулканической деятельности. Возможно, тогда у нас появятся ответы на загадку Земли Санникова. Вдруг именно с деятельностью подводных вулканов связано то, что люди видели в этом районе таинственную землю? Но пока это предположения.

Остров Врангеля. Фото: Андрей Паршин, участник фотоконкурса РГО

Остров Врангеля. Фото: Андрей Паршин, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

 Удаётся ли вам выспаться в такой длинный переход?

График, конечно, сбился, время спуталось. В течение всего дня члены команды в шутку приветствуют друг друга словами "Доброе утро". Сейчас здесь +8 часов по сравнению с Москвой, но, несмотря на это, мы живём в московском ритме. По ночам много работаем, в том числе проводим съёмки. Когда приходим на ту или иную точку, то, соответственно, и днём работаем много. Так что не всегда высыпаемся. Ещё несколько недель назад, у нас почти не было тёмного времени суток, то есть в два часа ночи темнело на один час. Сейчас с восьми вечера до пяти утра темно. Настоящая темнота, от которой мы уже успели отвыкнуть.

 Видели ли полярное сияние? Сейчас как раз сезон.

Да, сезон начался. В Беринговом проливе из-за плохой погоды северное сияние мы не видели, но пока шли вдоль берегов Якутии и Чукотки, почти каждую ночь наблюдали это невероятное явление. Каждый раз примерно в два часа ночи. Сияние пока ещё не очень сильное, но пару раз оно закрывало весь небосвод на пару минут. Мы сделали целую серию красивейших кадров.

Фото: Александр Краснов, участник фотоконкурса РГО

Фото: Александр Краснов, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

21 сентября 2020

Беседовала Анна Соколова

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Лектории
24 июля 2024
Ямал + Папуа: кочевые культуры севера и юга
Лекция руководителя компании Mzungu Expeditions и учёных-антропологов
Подробнее
18 июля 2024
По следам двух капитанов
Лекция об арктической авиаэкспедиции
Подробнее
21 мая 2024
Тысячи миль подо льдом: как подлодки Северного флота исследовали Мировой океан
Подробнее
08 мая 2024
Малышу скоро год: что известно о новом острове в Арктике, открытом экспедицией РГО
Подробнее
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
08 апреля 2024
РГО планирует создать научную лабораторию на Земле Франца-Иосифа
Что будут исследовать ученые на Арктике в 2024 году
Подробнее
05 апреля 2024
Как протестировать внедорожники в арктических пустынях и на Камчатке
Пять маршрутов для производителей и владельцев спецтехники
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
Показать еще Загрузка