head-bg-picture

Реставрацию «Борта Тюрикова» планируют завершить в 2024 году

Процесс реставрации «Борта Тюрикова». Фото: компания «Геликоптер»

Процесс реставрации «Борта Тюрикова». Фото: компания «Геликоптер»

Реставрацию «Борта Тюрикова» планируют завершить в 2024 году Реставрацию «Борта Тюрикова» планируют завершить в 2024 году

Работы по восстановлению легендарного самолета «Дуглас» С-47, доставленного в Советский Союз по трассе Алсиб в годы Великой Отечественной войны, планируется завершить уже в нынешнем году. Воздушное судно, которое эвакуировали из таймырской тундры в рамках проекта Русского географического общества, бережно реставрируют специалисты новосибирской компании «Геликоптер» в специальном ангаре на территории аэродрома Мочище. Будущему музейному экспонату вернут исторический облик по архивным документам. Координацией работ занимается Красноярское краевое отделение РГО.

— Работа ведется в сложных условиях с учетом удорожания деталей и возникших трудностей по доставке оригинальных материалов из-за рубежа. Но реставрация не останавливается, и мы рассчитываем получить самолет в конце 2024 года. После этого «Борт Тюрикова» вернется в Красноярск в качестве интерактивного музейного экспоната. В течение всего времени мы помогаем в восстановлении «Борта Тюрикова» своим новосибирским коллегам. Большое спасибо компании «Роснефть» и лично Игорю Ивановичу Сечину за финансовую поддержку в реставрации самолета, — отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

Бережно восстанавливается исторический облик самолета.  Фото: компания «Геликоптер»

Бережно восстанавливается исторический облик самолета. Фото: компания «Геликоптер»

Специалисты компании «Геликоптер» уже выполнили большой объем реставрационных работ. Восстановление ведется строго по историческим свидетельствам, чтобы самолет выглядел в точности так, как и почти 80 лет назад.

— Полностью завершена реставрация консольных частей крыльев, целиком покрашены крылья самолета. Согласована схема нанесения обозначений на фюзеляж и крылья «Дугласа». Решено, что они будут наносится согласно схеме, относящейся ко времени работы самолета в составе 26-го транспортного авиаотряда Красноярского управления гражданского воздушного флота СССР (1947 год). Схема составлена на основании исторических фотографий аналогичной техники, относящихся к 1946–1947 годам, а также следов прежних обозначений, зафиксированных на поверхности самолета. Внутренний объем фюзеляжа окрашен финальным цветом, восстановлены мелкие элементы оборудования и окраски грузовой кабины (пряжки привязных ремней, заглушки оконных отверстий, рукоятки дверей и т. д.). Началась работа по изготовлению окон грузовой кабины. Кроме того, уже началась окраска наружной поверхности фюзеляжа. В носовой части полностью закончен монтаж силового набора, восстановлен пол кабины пилотов, продолжается установка наружных панелей носовой части. Реставраторы продолжают восстановление приборных панелей пилотской кабины, — рассказал руководитель комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александр Матвеев.

Работы планируется завершить до конца 2024 года. Фото: компания «Геликоптер»

Работы планируется завершить до конца 2024 года. Фото: компания «Геликоптер»

Ранее реставраторы полностью восстановили до состояния музейного экспоната оба двигателя и воздушные винты. Моторы самолета исторически достоверно окрашены, налажены все вспомогательные агрегаты (стартеры, генераторы, маслонасосы) и даже маркировка производителя.

Проект «Борт Тюрикова. Возвращение» — масштабная международная экспедиция Русского географического общества по эвакуации в 2016–2017 годах из таймырской тундры уникального самолёта «Дуглас» С-47, который во время Великой Отечественной войны был доставлен в СССР из США по трассе Алсиб в рамках программы ленд-лиза.

В 1947 году «Дуглас» совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, при этом удалось спасти всех находившихся на борту. Командир экипажа Максим Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски подмоги и трагически погибли. Оставшиеся люди три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи.

В 2018 году проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России». Премию РГО руководителю экспедиции Игорю Спириденко вручил президент России, Председатель Попечительского совета Русского географического общества Владимир Путин.

 

Эвакуация «Борта Тюрикова» в 2016 году. Фото: Семен Алексеев

Эвакуация «Борта Тюрикова» в 2016 году. Фото: Семен Алексеев