Представители Красноярского краевого отделения Русского географического общества наметили планы интерактивного оснащения легендарного «Борта Тюрикова», реставрация которого продолжается в Новосибирске. На самолет «Дуглас» С-47, который должен стать экспонатом Музея освоения Севера, могут установить специальные звуковые и световые устройства. Они позволят воспроизвести ощущения полета, а также познакомят гостей экспозиции с интересными фактами из богатой биографии воздушного судна.
По словам руководителя Комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александра Матвеева, сейчас реставраторы сосредоточились на оборудовании внутренней части фюзеляжа «Борта Тюрикова».
— Некоторые затруднения реставрации были связаны со сложностью получения оригинальных приборов для укомплектования основной приборной доски «Дугласа» и общим подорожанием материалов для реставрации. В настоящее время приборная панель самолета полностью укомплектована приборами. Утраченные и сильно поврежденные части панели заменены новыми, специально изготовленными реставраторами. После финальной покраски панель будет готова к установке, — рассказал Александр Матвеев.
Немало хлопот доставила реставрация пилотских кресел. Однако сейчас их силовой металлический каркас полностью восстановлен и покрашен.
— Сложность состоит в восстановлении мягкой части сидений. Оригинальная конструкция представляла собой материал, напоминающий многослойный картон. Под атмосферным воздействием в открытой кабине материал полностью разложился. Сейчас реставраторы ищут подходящую по прочности замену, — отметил Матвеев.

Механизм автопилота, рычаг, штурвал. Фото: Александр Матвеев / Красноярское краевое отделение РГО
Уже полностью готова панель управления топливными помпами и циркуляцией топлива, изготавливаются элементы оборудования кабины. Покрашены и подготовлены к установке восстановленные штурвалы, рычаги, механизм автопилота.
— Внутренние помещения отсеков радиста и штурмана закрыты теплозвукоизоляционными покрытиями, восстановленными по фрагментам оригинальных материалов. На верхней части фюзеляжа установлены астрокупол и мачта, на которой смонтированы радиоантенны связного приемника. Продолжается оснащение радиорубки восстановленными оригинальными блоками. Подготовлено большое количество панелей для покрытия полов кабины и отсеков. Кроме знакомства с выполненными работами, во время нашей поездки в Новосибирск обсуждались планы по дальнейшему интерактивному оснащению экспоната звуковыми и световыми устройствами, позволяющими при знакомстве с экспонатом погружаться в атмосферу полета и воспроизводить исторические материалы, связанные с биографией самолета, — добавил Александр Матвеев.
Реставрацию самолета планируется завершить в 2025 году. После этого «Борт Тюрикова» вернется в Красноярск в качестве интерактивного экспоната будущего Музея освоения Севера на историческом острове Молокова.

Приборная панель. Фото: Александр Матвеев / Красноярское краевое отделение РГО
Воздушное судно, которое эвакуировали из таймырской тундры в рамках проекта Русского географического общества, бережно реставрируют специалисты новосибирской компании «Геликоптер» в специальном ангаре на территории аэродрома Мочище. Исторический облик самолету «Дуглас» С-47 возвращают по архивным документам. Координацией работ занимается Красноярское краевое отделение Русского географического общества.