В Новосибирске продолжается реставрация легендарного "Борта Тюрикова" — самолёта С-47 DL "Дуглас" (СССР Л-1204), эвакуированного из таймырской тундры экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического общества. С прошлого декабря в специальном ангаре на территории аэродрома Мочище воздушное судно кропотливо исследуют и приводят в порядок специалисты компании "Геликоптер". Сейчас они сосредоточили усилия на восстановлении носовой части фюзеляжа, серьёзно повреждённой при вынужденной посадке в 1947 году.
— Изготовлены два новых шпангоута взамен сильно пострадавших при деформации носовой части. Произведена правка оригинальных листов обшивки нижней части фюзеляжа. Оборудование кабины, штурвальная рама, каркасы пилотских кресел очищены и подготовлены под покраску, — рассказал руководитель комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александр Матвеев.
Параллельно успешно продвигаются работы по реставрации хвоста и мотора самолёта. Стартовал процесс покраски некоторых деталей по ранее согласованной схеме в соответствии с историческим обликом "Дугласа" на момент поступления в СССР.
— Кроме того, применение нового парогенератора позволило качественно очистить восстанавливаемый двигатель и начать работы по покраске отдельных элементов и навесного оборудования двигателя. Также на хвостовую часть фюзеляжа уже установлен отреставрированный киль, — добавил Матвеев.
Восстановительные работы. Фото Красноярского краевого отделения РГО
Предполагается, что реставрация самолёта в Новосибирске займёт до двух лет. После этого "Борт Тюрикова" вернётся в Красноярск в качестве интерактивного музейного экспоната. Красноярское краевое отделение РГО в течение всего этого времени будет помогать в восстановлении крылатой машины своим новосибирским коллегам.
Хвост "Дугласа". Фото Красноярского краевого отделения РГО
Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" — масштабная международная экспедиция по эвакуации из таймырской тундры "Дугласа С-47", который во время Великой Отечественной войны перегнали по трассе Алсиб в СССР из США в рамках программы ленд-лиза. В 1947 году самолёт совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 км севернее посёлка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Сам Тюриков и часть экипажа отправились за подмогой и трагически погибли. Оставшиеся у самолёта около трёх недель выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи.
Эвакуация самолёта из тундры не имела аналогов в истории России. Руководил работами председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко. В результате слаженных действий участников экспедиции в 2016 году в Красноярск доставили сам самолёт, а год спустя — его крылья. В декабре 2021 года "Дуглас" перевезли из Красноярска в Новосибирск на реставрацию.
В июне нынешнего года программа реставрации самолёта была скорректирована с учётом выявленных при детальном обследовании неисправностей, а также удорожания деталей и трудностей по доставке оригинальных материалов из-за рубежа. Несмотря на это, работы идут в соответствии с графиком.