21 мая Россия уже в 10-й раз отметит профессиональный праздник бесстрашных исследователей высоких широт планеты. В День полярника мы вспоминаем славные дела первопроходцев прошлого, расширявших границы обитаемого мира и прославлявших своё Отечество. Мы поздравляем ветеранов и современных героев, самоотверженных тружеников, мужественных покорителей ледовых просторов, моряков и лётчиков, учёных и строителей, врачей и связистов, геологов и географов, представителей всех профессий, чья жизнь и работа связана с Арктикой и Антарктикой.
День полярника был учреждён указом Президента Российской Федерации в 2013 году. С инициативой учреждения этого профессионального праздника выступил Первый Вице-президент Русского географического общества, депутат Государственной думы Российской Федерации, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров.
Российская история освоения Арктики началась около 400 лет назад, во времена, когда наши предки выходили в беспокойные воды Студёного моря на небольших деревянных судах. Весь мир знает имена Семёна Дежнёва, Витуса Беринга, Харитона Лаптева, Семёна Челюскина и многих других отважных путешественников прошлого. Сейчас их дело продолжают потомки, в распоряжении которых есть самые современные атомные ледоколы и специальные научные суда, всепогодная авиация и точнейшие приборы, последние достижения науки и техники. Но главным активом настоящего полярника по-прежнему остаётся личное мужество, верность долгу и стремление к поставленным целям.
Для празднования Дня полярника была выбрана знаменательная дата в отечественной истории. 21 мая 1937 года на льдину в районе Северного полюса совершил посадку самолёт АНТ-6 под управлением лётчика Михаила Водопьянова. На борту крылатой машины находились участники первой советской дрейфующей полярной станции.
Руководитель и пилоты самолётов экспедиции "Северный полюс — 1" (слева направо): И. Т. Спирин, М. И. Шевелёв, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков. Фото: wikipedia.org
Беспримерный дрейф четвёрки полярников — Ивана Папанина, Петра Ширшова, Эрнста Кренкеля и Евгения Фёдорова — продолжался 274 дня. За это время льдина прошла более 2000 км. В крайне тяжёлых условиях, каждый день рискуя жизнью, борясь с холодом и штормами, подтоплениями и разрушением льда, советские исследователи первыми в мире собрали уникальный научный материал. За свой подвиг папанинцы и лётчики, доставившие экспедицию на льдину, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Экспедиция "Северный полюс — 1" стала первой в программе советских дрейфующих полярных станций. С тех пор они практически без перерывов вели круглогодичные исследования в области океанологии, динамики льдов, метеорологии, геофизики, гидрохимии и гидрофизики, биологии и других наук. В среднем на льдине за год производились около 600 измерений глубины океана, почти 4 тыс. погодных наблюдений, до 1,3 тыс. измерений температуры и заборов проб морской воды для анализа, запускалось более 600 метеозондов. Однако в 2013 году проект дрейфующих станций пришлось приостановить из-за изменений ледовых условий. Программа возобновилась после постройки уникального научного судна — ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс".
В 2022 году в День полярника платформа "Северный полюс" впервые вышла с Адмиралтейских верфей на ходовые испытания. Минувшей осенью стартовала новая экспедиция, получившая свой уникальный порядковый номер — "Северный полюс — 41".
Экспедиция "Северный полюс — 41". Фото: Александр Зубков / ААНИИ
— Сегодня наш институт продолжает фундаментальные и прикладные исследования полярных областей Земли и организует практически все крупнейшие российские высокоширотные экспедиции. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт продолжает традиции поколений смелых и отважных полярников, исследуя их опыт, привнося самые современные разработки и технологии в освоение высоких широт, которые находятся в центре внимания мирового сообщества, — подчеркнул директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Новое судно существенно облегчило жизнь полярников, хотя основные исследования, как и 86 лет назад, проводятся на льду. Однако после трудной работы их ждёт практически домашний уют: комфортабельные каюты, столовые, спортзал, современный медицинский центр и многие другие блага цивилизации.
Сейчас экспедиция "Северный полюс — 41" поднялась выше 87° с. ш. Предполагаемый маршрут дрейфа проходит через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама научно-исследовательское судно "Северный полюс" своим ходом должно вернуться в Мурманск.
В преддверии Дня полярника Русское географическое общество открыло памятную доску в честь одного из героев дрейфа станции "Северный полюс — 1" Евгения Фёдорова. Мемориальный знак установлен на фасаде жилого дома на Ленинском проспекте в Москве.