Как советские учёные на утлом судёнышке покорили Арктику

Как советские учёные на утлом судёнышке покорили Арктику Как советские учёные на утлом судёнышке покорили Арктику

Ещё страну раздирала Гражданская война, страшный голод бушевал в разных её регионах, ещё промышленность и сельское хозяйство лежали в руинах. А советское правительство во главе с Председателем Народных Комиссаров  РСФСР Владимиром Лениным подписало декрет о создании Плавучего научно-исследовательского института для проведения исследовательских работ в северных полярных морях. Плавморнин, как в духе времени окрестили новую организацию, стал первым НИИ в стране. 10 марта 1921 года считается днём рождения отечественной океанологии и началом систематического освоения Арктики нашей страной.

Время великих свершений

Это сейчас Арктика — русская, и современникам кажется диким, когда на наш Северный морской путь заглядываются западные соседи. Но так было не всегда. В начале ХХ века в Арктике шло противостояние за право обладать этими бескрайними ледяными просторами. Крушение Российской империи могло обернуться расколом страны на удельные княжества. И в таких условиях новому правительству, казалось бы, было не до Арктики. Но вместо этого правительство большевиков заложило основу для мощного научно-технического, промышленного и культурного рывка.

Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

Революция привела в науку романтиков, которые не могли получить хорошее образование при царской власти. И все эти свежие пассионарные силы были направлены в русло созидания. В одном только 1921 году стали издавать полное собрание сочинений русских классиков, во всю мощь заработала программа по ликвидации безграмотности — ликбез, а великий физиолог, академик Иван Павлов постановлением Ленина получил особый статус и создал научный институт в Колтушах. Плавморнин был лишь маленьким кирпичиком, заложенным в фундамент новой страны.

Разрушенная Гражданской войной экономика отчаянно нуждалась в ресурсах. Одним из их источников стал Северный Ледовитый океан и арктическое побережье страны.

"В целях всестороннего и планомерного исследования Северных морей, их островов, побережий, имеющих в настоящее время государственно-важное значение, учредить при Народном комиссариате просвещения Плавучий морской научный институт с отделениями: биологическим, гидрологическим, метеорологическим и геологическо-минералогическим. Районом деятельности Института определить Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР Европы и Азии".

Декрет об учреждении Плавучего морского научно-исследовательского института для исследования северных морей (Плавморнин)

Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

Декрету о создании Плавучего института предшествовала Северная научно-промысловая экспедиция (Севэкспедиция). Помимо научно-практических исследований учёные оценивали перспективу использования естественных производительных сил, "по преимуществу звериных, рыбных промыслов и оленеводства на Русском Севере". Задача Плавморнина касалась морей. Советские учёные должны были разведать районы промысла рыбы и морского зверя.

По воспоминаниям Алексея Трёшникова, идея создания института возникла в Московском университете: "Здесь, в Зоологическом музее, работала группа молодых гидрологов под руководством Ивана Месяцева. При институте организовали комитет, в который вошли учёные разных специальностей, имевшие тот или иной опыт полярных исследований".

В 1921 году Плавморнин организовал первую экспедицию в Баренцево и Карское моря на ледокольном пароходе "Малыгин". Осенью 1922 года институту было передано исследовательское судно "Персей".

"Персей" и его экипаж

Издание декрета не несло никакой экономической базы: ни судна, ни денег на его создание у советской власти не было. Тем не менее группа энтузиастов во главе с зоологом, руководителем Плавморнина Иваном Месяцевым стали искать возможность выполнить задачи.

Фото из архива Всеволода Васнецова

Фото из архива Всеволода Васнецова

В Архангельске учёные и инженеры нашли каркас недостроенной зверобойной шхуны онежского промышленника Могучего и причал с брошенными судами, после чего в течение года мастерили свой корабль. Деревянную парусно-паровую шхуну буквально своими руками строили первые сотрудники института из частей списанных судов. Его особенностью стал "ледовый пояс" из дубовых досок. Примечательно, что при достройке и оборудовании судна ориентировались на норвежские чертежи. Руководил работами корабельный мастер Владимир Гостев.

"Обводы корпуса судна были примерно такими же, как у нансеновского "Фрама", — вспоминал Алексей Трёшников. — Льды при сжатии должны были выжимать судно вверх. Но вследствие такой яйцевидной формы оно было подвержено сильной качке. Несмотря на небольшие размеры судна, на нем размещались 5 лабораторий, библиотека и помещения для 24 человек команды и для 16 человек научного состава".

От государства Плавморнин на время строительства получил по мешку картошки и ржаной муки. Денег катастрофически не хватало, учёные и инженеры делили между собой последнюю краюшку хлеба. Наконец судно было достроено. 7 ноября 1922 года на корме судна подняли флаг РСФСР, а 1 февраля 1923 года на гафеле появился собственный флаг судна — синий вымпел с изображением семи звёзд созвездия Персея. С тех пор этот вымпел первого советского научно-исследовательского судна стал эмблемой советских и российских научно-исследовательских институтов рыбной отрасли. Начальником гидрологического отдела стал впоследствии выдающийся полярный исследователь, океанолог, инженер-контр-адмирал Николай Николаевич Зубов.

Фото из архива Всеволода Васнецова

Фото из архива Всеволода Васнецова

В августе того же года судно "Персей" вышло в свой первый научный рейс и в течение многих лет бороздило Баренцево, Белое, Карское, Норвежское и Гренландское моря.

Мария Дукальская, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики, отмечает выдающуюся роль Севэкспедиции и Плавморнина в освоении Арктики. Практические задачи, поставленные им, — разведка и использование естественных природных ресурсов — были успешно решены.

Судно было настолько маленьким, что места для дров и запаса пресной воды не хватало. Экипаж регулярно делал остановки у островов арктических архипелагов, чтобы собрать плавник и набрать снега для котлов. Пресная вода была в дефиците, и учёные часто мылись солёной водой.

 В экспедициях этих организаций были получены совершенно новые знания о Советской Арктике — как об островах, архипелагах и побережьях материка, так и о морях, — говорит Мария Дукальская. — Сотрудниками Плавморнина, как и Севэкспедиции, были учёные-океанологи, метеорологи, геологи, биологи, многие из которых получили в дальнейшем мировое признание и стали основоположниками научных школ — например, Владимир Шулейкин, по учебникам которого учатся до сих пор. Сейчас мы знаем названия многих научно-исследовательских судов, но первое советское арктическое научно-исследовательское судно появилось именно в Плавморнине. Это был знаменитый "Персей".

Фото из архива Всеволода Васнецова

Фото из архива Всеволода Васнецова

Про Ивана Илларионовича Месяцева все отзывались как о человеке исключительной порядочности. Он привлекал к себе молодёжь, умел заражать её своим энтузиазмом и убеждать самоотверженно отдаваться работе, создал школу советских океанологов. Месяцев заложил основы отечественной океанологии, и дальнейшие её  успехи и процветание будут всегда связаны с его именем. Благодаря его усилиям за 18 лет работы по изучению северных морей пройдено 200 тысяч миль, создано 5325 научных станций.

В экспедициях участвовало около тысячи научных сотрудников и студентов. Впервые для наших морей исследовался сложный комплекс явлений, условно объединяемых понятием "полярный фронт": изучались процессы вертикальной циркуляции вод, образования ледовых полей, районы концентрации кормовой фауны и промысловых рыб и так далее.

Ещё одним из известных полярников, которые ходили на "Персее", был Всеволод Аполлинарьевич Васнецов. Сын известного художника избрал себе судьбу учёного. Он оставил книгу воспоминаний об этих экспедициях и своих коллегах.

Фото: wikipedia.org

Фото: wikipedia.org

"Следует рассказать и о научном снаряжении экспедиции. В то время оно было очень бедным, отечественная промышленность океанографических приборов не изготовляла, а получить что-либо из-за границы не представлялось возможным. Большинство приборов участники экспедиции доставали сами. Так, например, для гидрологических наблюдений А.И. Россолимо из Сельскохозяйственной академии и института ВОДГЕО достал во временное пользование шесть батометров, и все разных систем: Рутнера, Экмана и др., которые можно навешивать только на конец троса, но ни одного серийного. На каждый горизонт приходилось опускать в море лишь один батометр, что затрудняло работы и сильно растягивало время наблюдений на станциях. Трубка Бахмана для взятия образцов грунта имелась только одна, как и опрокидывающийся термометр Рихтера без атташе. В единственном экземпляре была у нас вертушка Экмана для наблюдений течений. Ручных вьюшек Томсона было четыре, но к ним только один блок-счётчик".

"Под звёздным флагом "Персея", Всеволод Васнецов

Николай Зубов писал, что на "Персее" обычно собирались в одну научную команду физики, химики, биологи, геологи, метеорологи: "В совместной работе отдельные учёные знакомились с достижениями родственных отраслей науки, обменивались опытом, обсуждали общие проблемы. Таким образом, "Персей" всегда был своеобразным морским университетом, особенно для плававших на нём студентов разных высших учебных заведений и разных специальностей. Неудивительно поэтому, что большинство ведущих советских исследователей моря некогда плавало на "Персее".

До своей гибели в результате немецкой бомбардировки в 1941 году "Персей" поучаствовал в 84 плаваниях.

Некоторые важные вехи в истории Плавморнина

1925 — Впервые для исследований в интересах рыбного хозяйства на Северном бассейне применена авиация с использованием самолета Ю-13.

1929 — По инициативе И.И. Месяцева Плавморнин реорганизован в Государственный океанографический институт (ГОИН).

1930 — Составлены первые батиметрические карты Баренцева моря в масштабе 1:2000000 (при участии Н.Н. Зубова).

1931 — Составлена первая карта грунтов 13 промысловых районов Баренцева моря (при участии М.В. Кленовой). 

1932 — Научно-исследовательское судно "Николай Книпович" впервые в истории мореплавания (в условиях потепления Арктики) обогнуло архипелаг Земля Франца-Иосифа (в рамках программы Второго международного полярного года).

1935 — Проведена первая океанографическая съёмка южной части Баренцева моря.

1939 — Экспедиция на НИС "Николай Книпович" (под руководством Ю.Ю. Марти) обнаружила в Медвежинско-Шпицбергенском районе Баренцева моря скопления крупной сельди, которую назвали "полярный залом".

1951 — Сотрудник ПИНРО В.И. Травин открыл и описал новый вид окуня-клювача в Баренцевом море.

1953 — Изданы первые промысловые карты Баренцева моря.

1956 — Начаты работы по акклиматизации дальневосточной горбуши.

 

Наши дни

Традиции Арктического плавучего университета по-прежнему живы. Первый рейс после перерыва состоялся в 2012 году. Это инновационный образовательный проект, во время которого молодые учёные — исследователи Арктики получают знания и навыки в реальных условиях северных морей. Русское географическое общество понимает значение этого уникального проекта и ежегодно поддерживает грантами. Перерыв в исследованиях случился только в 2020 году из-за пандемии COVID-19.

Арктический плавучий университет. Фото предоставлено участниками

Арктический плавучий университет. Фото предоставлено участниками

На время проведения проекта плавучим университетом становится научно-исследовательское судно Северного Росгидромета "Профессор Молчанов" — единственный в Европе корабль, совмещающий в себе уникальную лабораторию для проведения научных изысканий и практическую базу по подготовке специалистов-исследователей.

Проект воплощается совместными усилиями Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Архангельского отделения Русского географического общества.

 

Наталья Мозилова

Айвар Валеев