Балтийский маяк

БАЛТИЙСКИЙ МАЯК

Балтийский маяк — самый западный маяк России. Здесь находится центр маячной службы Балтийского региона, на который возложены обязанности обеспечения навигационной безопасности региона и подхода к порту Балтийск. В режиме 9 секунд — свет, 3 секунды — темнота маяк и сегодня помогает морякам узнать родной берег. Построенный немецкими инженерами в 1813 году как маяк Пиллау, он был установлен у самого берега Балтийской косы, отделяющей Гданьский залив от бухты Приморская, в юго-восточной части Балтийского моря.

Створ балтийских маяков неоднократно перестраивался и состоит сегодня из двух маяков: маяк Балтийский Передний (белый ромб и белая трапеция с черной вертикальной полосой на ажурной четырехгранной башне) и Задний. Второй, в 4,4 кбт от Переднего — Задний створный маяк Балтийский — старейший и главный. Он стоит на пресечении асфальтированных улиц в сотне метров от причальных линий. Вместе маяки обозначают створ 302,1°-122,1°, ведущий в морской канал порта Балтийск.

Карточка маяка
Местоположение: Город Балтийск, Калининградская область
Координаты: 54.63879, 19.893397
Год основания: 1813
Строитель маяка: Гидроинженер Шульц, чертежи Карла Фридриха Шинкеля
Высота огня от уровня моря: 33,2 м
Дальность видимости: До 18 миль
Статус: Объект морского наследия России (2013)
Описание: Красно-белое сооружение (до 1930 года маяк был белого цвета, а затем верхняя часть его стала красной)
Современная эксплуатация: Действующий

История маяка
В. И. Овчиников. Картина «Маяк Балтийский»

В. И. Овчиников. Картина «Маяк Балтийский»

В древние времена Пиллау, как рыбацкая деревушка у морской протоки в Висленской косе, относилось к Самбии — территории прусских язычников, живших в бронзовый век. Языческой она оставалась до XIII века, когда в Самбию пришли рыцари Тевтонского ордена. Первые упоминания поселения относят к 1258 году. Старый Пиллау возник в 1363 году, и центром его стала гора Пфундебудеберг. На ней возвели осетровую избу, которая была и охотничьим домиков, и казармой, использовалась она и как молельный дом, и главное — как первый ориентир для кораблей, идущих в гавань.

Пролив, у которого образовывалось поселение сегодня не существует, его за долгие годы замыло песком и он зарос деревьями. Новый пролив образовался после ураганного шторма 10 сентября 1510 года. Это позволило в Пиллау строить гавань и принимать суда. Сегодня этот пролив — составная часть Калининградского морского канала. 

В городе возведена крепость Пиллау — уникальный памятник военно-оборонительного зодчества и старейшее фортификационное сооружение на территории Калининградской области. Эта морская крепость с самого начала была создана для защиты и первые работы по возведению крепостных валов начались уже в 1550 году. В 1650-е годы, во время прусско-шведской войны, из кирпичей замков Бальга и Лохштедт крепость Пиллау начали перестраивать, чтобы повысить ее обороноспособность. Затем при ней выстроили кирху взамен старой деревянной и небольшой деревянный маяк с керосиновым освещением. Возле маяка появился первый гостевой дом, а также цейхгауз — вещевой склад, а на самом деле первый бастион для защиты от шторма.

Балтийская крепость (Пиллау). Фото: Денис Ульянкин

Балтийская крепость (Пиллау). Фото: Денис Ульянкин

Во второй половине XVII века в Пиллау была построена верфь Курфюрста, а вокруг стали селиться мастера по изготовлению парусов, якорей и весел. Датой основания порта, как аванпоста крепости Кенингсберг, считают 1686 год. Флот креп, прусские капитаны отправлялись вплоть до берегов Мексиканского залива — Фридрих I даже стал называть Пиллау «маленьким Амстердамом». Маяк Пиллау встречал и русские корабли — в начале XVIII века городок несколько раз посещал Петр I.

Крепость Пиллау — пятиугольник с примерно одинаковой длиной сторон по 80 м. Самый старый бастион назывался Альбрехт по имени первого герцога Пруссии и последнего магистра Тевтонского ордена. Остальные четыре — Пруссия, Король, Королева и Кронпринц. За обводным рвом позже были построены пять равелинов: Людвиг, Штерхнест, Фаульвинкель, Кронверк, Шинкеншанц, и еще один — Контрегарде Кениг.

Гарнизон крепости формировался из наемных солдат, среди которых было много французов, голландцев, шведов и самих пруссов. Вместе с солдатами жили их жены и дети, посещавшие школу в церкви крепости.

В 1741 году в Пиллау появился новый деревянный маяк. Небольшую башенку с пристроенным балконом в сторону моря возвели на крыше осетровой избы на горе Пфундебудеберг. Для маяка использовались угли, а отражателем служила большая металлическая пластина, которая посылала отсвет в море. В 1804 году гора Пфундебудеберг была срыта — с нее можно было видеть расположение двора крепости, где готовились к отпору наполеоновских войск. Огонь, служивший маяком, был перенесён на гору Лемберг, а на горе Швальбенберг по проекту Шинкеля построили навигационный знак Ландмарк. Однако его было видно только с залива — и к 1813 году на горе возвели новый маяк.

Новый маяк построил гидроинженер Шульц по проекту Карла Шинкеля — известного немецкого архитектора. Фото: Андрей Стрельников

Новый маяк построил гидроинженер Шульц по проекту Карла Шинкеля — известного немецкого архитектора. Фото: Андрей Стрельников

Взамен прежнего маячного огня построили каменный. В музее Балтийского флота сохранились экспонаты, которые проливают свет на историю маяка в XIX веке и первой половине XX столетия, в первую очередь старые фотографии, где маяк венчает круглый купол фонарного сооружения. 

В 1807 году 8 июня вышел указ императора Александра I: для обеспечения безопасности мореплавания и надзора за правильным содержанием маяков все они были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства.

Полной модернизации крепость подверглась в 1871 году. На поверхности валов и во дворе располагалась артиллерия и траверсы — сооружения, предназначенные для подъёма боеприпасов из подземных хранилищ. Вокруг крепости возвели форты с казармами, складами, лазаретами и мастерскими.

Гавань Пиллау зимой 1945 года

Гавань Пиллау зимой 1945 года

Маяк, как и крепость, много раз перестраивался: последняя довоенная крупная реконструкция была произведена в 1902 году. Накануне второй мировой войны крепость Пиллау вновь менялась. Немецкое руководство возвело огромное количество долговременных огневых точек (ДОТ), а также подготовило простреливаемые просеки, перекрытые спиралями Бруно и проволокой на низких кольях. К началу Великой Отечественной войны маяк представлял собой сверху красную, а снизу белую круглую башню высотой 32 м с конусообразной крышей и двумя галереями.

В результате разгрома немецкой группировки «Земланд» 25 апреля 1945 года Пиллау был взят советскими войсками 3-го Белорусского фронта. 27 ноября 1946 года порт Пиллау был переименован в Балтийск и стал местом базирования кораблей Балтийского флота. При отступлении немцы разрушили часть помещений и советское руководство в ближайшие послевоенные годы проводило срочную реставрацию сооружения. Подземные переходы крепости были замурованы после войны, а входы в нижние этажи заминированы. До сих пор под полом казарм стоит вода, заполнившая пространства подземных этажей.

Сохранились две фотографии маяка с разницей в пять лет: 1948 и 1953 годов. На первом снимке за маяком стоят руины — жилые и хозяйственные постройки были полностью разрушены немцами при отступлении. Кроме того, они вывели маяк из строя и оставили на нем граффити с обращением читателю: «Победа или Сибирь?» (нем. Sieg oder Sibirien?) и на фоне этих слов полная разруха, руины и сгоревшие постройки. На второй фотографии — восстановленные постройки.

Следы от пуль и осколков до сих пор можно найти на уникальной линзе Френеля и каркасе оптического аппарата фирмы «Тейт-Майер». При реставрации маяка их решили оставить как памятный знак.

Вид на город со стороны Балтийской косы. Фото: Адриана Романова, участница конкурса РГО

Вид на город со стороны Балтийской косы. Фото: Адриана Романова, участница конкурса РГО "Самая красивая страна"

Описание маяка

Новый маяк построил гидроинженер Шульц по проекту Карла Шинкеля — известного немецкого архитектора. Существует версия о том, что инициатором строительства маяка был Иоганн Фридрих Петерсон — инспектор пиллауских гаваней. Под его началом также укрепили береговую черту и начали сооружение каменной гряды на косе Фрише-Нерунг.

Фундамент маяка состоит из тяжелых полевых камней, которые заложены между 1,5-метровыми сваями, связанными тяжелыми цепями. У основания стены маяка имеют толщину 1 м, но по мере увеличения высоты они утончаются.

В 1842 году были установлены новые лампы с зеркалами. Сначала свет маяка был виден только с моря — мигающий проблесковый огонь установлен в 1913 году. До 1910 года маяк был одновременно и лоцманской башней. В 1936 году рядом с маяком возвели отдельную каменную башню, которая служит и по сегодняшний день.

Свет маяка. Фото: Денис Ульянкин

Свет маяка. Фото: Денис Ульянкин

С набережной видно, что в фонарном сооружении маяка высотой 32 м стоит большая линза — это немецкий светооптический аппарат «Тейт-Майер» 1-го разряда. Это значит, что высота линзы составляет 2740 мм, а ее ширина — 1840 мм. Электропитание аппарата осуществлялось от отечественных дизель-агрегатов.

После реконструкции 1902 года крыша фонарного сооружения становится конусообразной, как предстает перед нами и сегодня. Не изменилась расцветка маяка: широкая белая полоса и в начале XX века, и 100 лет спустя хорошо выделяет маяк на фоне городской застройки и темных крыш, а узкая красная полоса ближе к вершине маяка заметно выделяет его на фоне пасмурного балтийского неба.

Во время войны маяк был существенно поврежден, и только к 1953 году его восстановили: были заново построены склад технического имущества и продовольствия и склад горюче-смазочных материалов. В 1951 году капитально отремонтирован одноквартирный жилой дом, примыкающий к башне маяка. В 1956 году штормовые стекла заменили новыми. 

Балкон на маяке. Фото: Андрей Стрельников

Балкон на маяке. Фото: Андрей Стрельников

Внутри башни маяка светло, а к его вершине ведут оранжевые металлические ступени. В подфонарном сооружении маяка — фрагмент навигационной карты с отмеченными по трафарету средствами навигационного оборудования. Можно выйти на балкон и с высоты 33,2 м над уровнем моря осмотреть, все ли буи и навигационные знаки работают в штатном режиме.

До створного маяка Балтийского Переднего можно пройти по Морскому бульвару 6,5 кабельтовых и посмотреть, как он светит затмевающимся белым огнем. Первый Передний маяк был установлен немцами еще приблизительно в 1927 году. Это была ажурная металлическая мачта с продольным деревянным щитом, реей, топовой фигурой в виде бочки и треугольника вершиной вниз. В довершение композиции на конусах реи были подвешены два черных шара: по одному с каждого края. Приставная металлическая лестница помогала обслуживать маяк: в 1950-х годах по ней поднимался начальник маяка главный старшина Винокуров и проверял исправность ацетиленового фонаря ФС-35, светившего на 12 морских миль. Рядом с маяком стояла деревянная будка для газобаллонов. Высота сооружения составляла 20,6 м. В 1958 году причудливую конструкцию Переднего маяка заменила типовая башня проекта 550Р. Именно она продолжает службу в наши дни. Четырехгранная ажурная металлическая башня с деревянным трапецеидальным щитом дневной видимости размером 6×10,5 м, над ним топовая фигура — ромб 4×4 м.

Рядом для персонала маяка в 1955 году был выстроен восьми-квартирный дом, а для хранения имущества и горючих материалов — склады. На оконечности северного мола установили наутофон и смонтировали радиомаяк для производства радиодевиационных работ.

В режиме 9 секунд – свет, 3 секунды – темнота маяк и сегодня помогает морякам узнать родной берег. Фото: Андрей Стрельников

В режиме 9 секунд – свет, 3 секунды – темнота маяк и сегодня помогает морякам узнать родной берег. Фото: Андрей Стрельников

8 июня 1997 года маячники России отметили впервые этот день как свой профессиональный праздник. Тогда во дворе маяка Балтийска была заложена в землю капсула с пожеланием потомкам. 8 июня 2027 года, когда исполнится 220 лет Российской маячной службе, капсулу надлежит открыть.

Маяк Пиллау за века повидал огромное количество солдат — французов, русских, немцев и шведов. Он освещал дорогу самым разным морякам, встречал русского этнографа Анучина, а цитадель Пиллау встречала Петра I громкими фейерверками. Но валы и брустверы сегодня разрушаются выросшими за послевоенные годы деревьями, а коридоры крепости так и хранят свои тайны и ждут, когда по ним снова смогут ходить новые путешественники.

Петр Никитович Белик проработал на маяке более 20 лет. Коллектив под его руководством неоднократно признавался лучшим на Балтийском флоте.

Сегодня Балтийский маяк представляет собой строение — каменную башню высотой 32 м, которая окрашена сверху красной, а снизу белой краской с конусообразной крышей и двумя галереями.

Характеристики маяка

Балтийский Передний: 54°38,6'N 19°53,1'E, БлЗтм12с (св 9.0 зтм 3.0), 12М. Два белых щита один над другим в виде ромба и трапеции с черной вертикальной полосой, укрепленные на ажурной четырехгранной башне. Высота сооружения — 21 м, высота огня —12м. Створ 302,1°—122,1°. Светит круглосуточно в секторе 12 по направлению створа.

Балтийский Задний: 54°38,3'N 19°53,6'E. В 4.4 кбт от переднего. БлЗтм12с (св 9.0 зтм 3.0), дальность видимости 16М (12М). Красно-белая круглая башня с двумя галереями и фонарным сооружением с конической крышей 32 м. Светит 85-10. Радиомаяк.

Характеристика огня Переднего маяка в англоязычной литературе: Baltiysk. Entrance Range. Oc.W (два проблеска), период 12s lt. 9s, ec. 3s, 12М. Red metal framework tower, white square and trapezoid daymarks, black stripe; 69 футов. Видимость: 116°06′-128°06. Shown 24 hours. Storm signals. Traffic signals.

Характеристика огня Заднего маяка в англоязычной литературе: Baltiysk. Rear. Oc.W (два проблеска), период 12s lt. 9s, ec. 3s, 16М. White round tower, red top, two galleries, 98 футов. Видимость: 265°-190°. Shown 24 hours. Synchronized with front.

О проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».

Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка