Маяк Ай-Тодор
Маяк Айтодорский — один из старейших маяков, назван по имени мыса и средневекового монастыря на нем, название которого с греческого переводится как «Святой Федор». Расположен на берегу Черного моря в поселке Гаспра, на западном выступе (утесе) мыса Ай-Тодор. На восточном выступе стоит «Ласточкино гнездо» — сооружение замкового типа. Маяк служит для обеспечения безопасности плавания судов вдоль Крымского побережья на подходе к Ялте. В античные временна здесь также стоял каменный маяк, указывающий путь для кораблей, которые шли из Константинополя в Ялту, Феодосию, а также судов следовавших из Одессы и Севастополя в порты Азовского моря. Здесь проходил древний морской путь из Херсонеса в Паннтикапею (Керчь) и Феодосию. Мыс Ай-Тодор — крайняя сухопутная точка горы Могаби, разделяющая Ялтинский и Гаспринский заливы.
Местоположение: | Крым, мыс Ай-Тодор, поселок Гаспра |
Координаты: | 44.428458, 34.122387 |
Год основания: | 1835 |
Строитель маяка: | Архитектор Чарльз Эч-ройд |
Смотритель маяка: | Ю. И. Тюрин |
Высота огня от уровня моря: | 87 м |
Высота маяка: | 9 м |
Дальность видимости: | 24 морских миль, цвет проблеска — зеленый |
Статус: | Объект культурного наследия народов РФ регионального значения |
Современная эксплуатация: | Действующий |
Иллюстрация: wikimedia.org
Еще в I веке н. э. при риском императоре Веспасиане в гавань под Аврориной скалой вошли римские корабли и высадили на берег моряков Равенской эскадры. В 70-х годах I века нашей эры на территории древнего таврского поселения было основано римское поселение городского типа (укрепленный военный лагерь) — крепость Харакас (в переводе с греческого — «форт»). Позже здесь был построен монастырь св. Феодора Тирона, который и дал название всему мысу [6, С. 140]. Упоминания об этом монастыре встречаются на генуэзских картах XIV–XVI веков (Морская карта Пьетро Весконте 1311 года: Santodaro; Морской атлас Пьетро Весконте 1318 года: Cauo Sti Todari; Морская карта Франческо Пицигано 1367 года: Scoroadoro; Каталанский атлас Абрахама Креска 1375 года: Scō Dero; Морской атлас Николо Пасквалини 1408 года: S. Todero; Морская карта Джакомо де Джирольди 1426 года: Scō Todaro; Морская карта Баттиста Аньезе 1536 /1539–1540 годов, Морская карта Диогу Хомема 1561 года: S. Todaro и др.; мыс Sco. Todaro).
О существовании старинных римских построек говорят находки с раскопок графа Шувалова 1849 года. Тогда были найдены водопроводные трубы с бассейном и мраморная статуя. С тех пор возле Ай-Тодора проводили регулярные раскопки, во многих из которых участвовал великий князь Александр Михайлович. В начале XX века экспедиция под руководством профессора М. Ростовцева обнаружила две крепостные стены с башнями и воротами, пост бенефициариев, святилище, резервуар для воды, жилые здания, акведук, некрополь и термы, большое количество римских бронзовых монет и керамических изделий, а также новые обломки мраморной статуи.
Фото: Центр современной истории
Маяк построен по инициативе Новоросийского и Бессарабского геннерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова. Предложение было сделано в феврале 1834 года.
21 февраля 1835 года вице-адмирал Михаил Петрович Лазарев — мореплаватель, исследователь и главный командир Черноморского флота и портов, письменно доложил начальнику Главного морского штаба, о предложении М. С. Воронцова учредить на месте старой римской сигнальной башни мыса Ай-Тодор новый маяк. По поручению М. П. Лазарева мыс Ай-Тодор был обследован директором маяков Черного и Азовского морей генерал-майором М. Б. Берхом для выбора удобного места возведения маяка. План строительства разработал архитектор Аркойдом. Круглый маяк с контрафорсами построили из камня.
У стен маяка помимо можжевеловых, оливковых и фисташковых рощ, оливковых растет гигантское фисташковое дерево «Юстиниана» возрастом более 1000 лет — одно из самых древнейших в Крыму и также служившее навигационным знаком в древности. Это ботанический памятник природы, который внесен в книгу рекордов Гиннеса.
В октябре 1871 года согласно отчету, «означенный маяк удостоен был посещением Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы со всеми Членами Императорской фамилии, во время пребывания Их Величеств на Южном берегу Крыма». Также Императорская фамилия посетила маяк 4 ноября 1891 года в сопровождении Его Императорского Высочества Государя Великого князя Наследника Цесаревича и Их Императорских Высочеств Князей, Великой Княжны Ксении Александровны и Принцессы Уэльской, а также Королем и Королевой Датскими.
Маяк пережил три войны: Крымскую 1854–1855 годов, русско-турецкую 1877 и Великую Отечественную 1941 — 1944.
Маяк всегда привлекал внимание путешественников. Его посетили и осмотрели в 1879 году А. П. Чехов, в 1901 году Л. Н. Толстой, в 1926 году — В. В. Маяковский.
Основание башни маяка имеет высоту 78 м над уровнем моря или 350 футов. Высота самой башни 38,5 футов, новой белой башни с 1876 года — 11,4 м. В первой лоции Черного моря 1851 года есть описание: «Ай-Тодорский маяк — огонь постоянный, высота его 287 футов от поверхности моря, горизонт 19¼ мили». На маяке был установлен источник света — катопрический (отражательный) осветительный аппарат с шестью масляными лампами и шестью рефлекторами.
В 1865 году вместо шести рефлекторов установили 11, «с приспособленными к ним лампами для освещения их петролеумом. Притом железный корпус, а котором привешивались прежние рефлекторы, заменен новым, улучшенным». Маяк светил постоянным белым огнем на дальность 19,6 итальянских миль.
После шторма 13 марта 1867 года была настлана новая крыша, после штормов устраивались капитальные исправления построек. В 1873 году к маяку проложили дорогу, соединяющуюся с дорогой на Ялту. Новый диоптрический осветительный аппарат для Ай-Тодорского маяка заказали в Бирменгеме на заводе братьев Чанс и К° с доставкой в Николаев к 1875 году. Дальность нового аппарата, установленного в 1876 году — 16 миль.
Фото: wikimedia.org
В 1876 году маяк вновь перестроен — на месте старого возникла новая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением кругового остекления. Ай-Тодорский — единственный в России маяк, украшенный ромбовидными стеклами английского производства.
После объявления войны Турции в апреле 1877 года Ай-Тодорский маяк перекрасили, как и многие другие маяки. В 1893–1894 годах начата замена деревянных галерей металлическими с полным капитальным ремонтом дома.
В 1904 году вместо керосинофитильной горелки в осветительном аппарате установили керосинокалильную установку с большой силой света. В 1905 году построили хранения пироксилина погреб и установили аппарат для взрыва пироксилиновых патронов для подачи туманных сигналов. Эта технология не прижилась и стали для этого использовать колокол.
В 1923 году характеристики маяка Ай-Тодор были следующими: Френелевский осветительный аппарат 1-го разряда. Огонь белый, постоянный. Туманный сигнал — автоматический колокол каждые 9 с 2 удара. Есть телефон для передачи телеграмм. Дальность видимости огня — 24,9 мили. Высота огня от уровня моря — 315 футов. Высота огня от основания — 36 футов. Башня желтая, восьмиугольная, одноэтажная, 330 футов. Время учреждения 1835, 1904 годы. В чьем веденни — УБеКо (местное управление по обеспечению безопасности кораблевождения). Светит от 37 ¾º до 253º, к N от 43º30'' закрывается горой Могаби.
В Лоции Черного моря указано, что башня одноэтажная, восьмигранная, белого цвета.
Мыс и маяк Св. Феодора. Боссоли, Карло, 1815-1884 (чертежник); Уокер, Эдмунд, работал в 1836-1882 (литограф)
В 1940 году на маяке действовал радиомаяк и колокол. Огонь был с характеристикой: П Пр 25 М — постоянный с проблеском, дальность видимости 25 миль. Башня оставалась белой, восьмигранной, одноэтажной, с высотой от основания 11 м. Во время Великой Отечественной Войны маяк был разрушен, но в 1944 году восстановил работу. 15 января 1945 года заработал радиомаяк «Штурман». В 1947 году установили радиомаяк «Пан-Америкен». В следующем году дополнительно установили радиомаяк РМС-3М лаборатории А. Ф. Смирновского с дальностью 50 миль.
В 1947–1948 годах башня, жилое здание и маячные службы отреставрировали и отремонтировали, а в 1950-е годы установили современный светооптический аппарат ЭМВ-930, обеспечивающий дальность действия огня маяка 24 мили. В 1984 в техническом здании недалеко от маяка смонтировали новый радиомаяк «Зверь» КРМ-300 с дальностью действия 150 миль. Тогда же при маяке открылся Музей маячной службы и кругосветной Арктической экспедиции 1982–1983 годов.
В 1954 году на Айтодорском маяке установлен новый светооптический аппарат с красным проблесковым огнем на высоте 87 м от уровня моря с дальностью видимости 45-50 км.
С момента постройки маяк обслуживали смотритель и четыре нижних чина, которые жили в доме у маяка. Из деревни Гаспры «на вьюках» доставлялась пресная вода. От маяка до деревни по непроезжей местности было три версты.
В 1866 году ввели обслуживание вольнонаемным личным составом. С начала Русско-Турецкой войны 1877 года для охранения маяка назначены 5 нижних чинов местных войск при унтер-офицере.
Фото: Центр современной истории
С 1879 года на маяке работает метеорологическая станция с наблюдениями по инструкции Главной физической обсерватории. Здесь наблюдали и за перелетом птиц с занесением данных в журналы для профильных ведомств. Также действовала телеграфная станция с возможностью передавать телеграммы любым адресатам.
В 1894 году смотрителем маяка был капитан II ранга в отставке Федоров. По окончании Великой Отечественной Войны руководителем стал Сергей Васильевич Лисогор. Он вел работы по восстановлению маяка и прослужил на нем более 25 лет. С 1949 по 1960 год начальником маяка был потомственный маячник Андрей Ильич Дударь с общим стажем более 50 лет работы. В память об этом установлена памятная доска. Иван Денисович Ганоцкий возглавлял коллектив маяка 12 лет — с 1966 по 1978 с общим стажем в гидрографической службе более 35 лет, а его сын Александр много лет проработал на маяке техником.
Уже более 40 лет, с 1977 года на маяке бессменно работает один смотритель — капитан II ранга в отставке, ветеран-гидрограф Юрий Иванович Тюрин. Он основал при маяке музей, где хранятся судовые фонари, колокола, якоря. В музее представлены 22 якоря самых разных времен и конструкций: Адмиралтейские, в том числе весом 2,5 т, якоря английского капитана Холла и даже каменные и свинцовые; однолапый, двух-, трех- и четырехлапые. Некоторые экспонаты Ю. И. Тюрин привез из кругосветной Арктической экспедиции. В музее также представлены гидрографические карты, редкие книги, уникальное навигационное оборудование и капсулы с морской водой, привезенной из Антарктиды.
В настоящее время на маяке представлены следующие типы оборудования:
- светооптический аппарат ЭМВ-930М с дальностью видимости зеленого проблескового огня 24 мили;
- резервный светооптический аппарат ЭМ-500 с дальностью видимости огня 10 миль;
- круговой радиомаяк КРМ-300 с дальностью действия 150 миль;
- дизель-электрические станции;
- радиопередатчик, радиоприемник и телефон.
Маяк Ай-Тодор не только несет свою службу по безопасности мореплавания, но и выполняет большие просветительские и образовательные задачи.
Современная характеристика огня маяка: 3л Пр (2) 6 с 24 М — зеленый, проблесковый (два проблеска), период 6 с (пр 0,2 темн 1,3 пр 0,2 темн 4,3); дальность видимости 24 мили [4, С. 194].
В англоязычной литературе: Mys Aytodor Fl. (2)G, period 6s, fl. 0.2s, ec. 1.3s, fl. 0.2s, ec. 4.3s. White octagonal stone tower. Visible 232°-071°. Range (approximate) in nautical miles — 24. Reserve light F.G. 10M. Radiobeacon (AT: •– –)
Фото: wikimedia.org
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».