Маяк Белый
Маяк Белый, «Эйфелева башня» в Российском Заполярье, расположен за северо-западе оконечности острова Белый, на низком обрывистом берегу протоки в расстоянии 200 м от радиостанции. Ажурная конструкция полностью деревянная, достаточно сложная, аналогов ее не встречается.
Остров Белый с территорией в 1900 кв. км расположен в Карском море и входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации. От полуострова Ямал его отделяет пролив Малыгина и делает его самой северной землей Ямало-Ненецкого автономного округа.
Остров очень аскетичен растительностью, но раньше самоеды — коренные народы севера, которых сейчас называют ненцами — выезжали сюда на звериный промысел. По заметкам этнографов XX века, близ острова располагалась песчаная отмель, на который самоеды по языческому обряду купались во время проезда и приносили жертву, бросая в море кусок меди, монету или оленей.
Для коренного населения Ямала необитаемый остров долгое время считался священным: ненцы располагали на нем святилища, названные в честь местных богов — Табелова–пага, Сидя–хаэн–саля, Салялекабтамбада. Хозяином Белого острова и до сих пор считается Сэрнго Ирико — главный дух Ямальских северных народов.
Сегодня возле Белого острова обитают атлантические моржи, которые занесены в Красную книгу, белоклювая гагара, гуси, казарки, сибирские гаги, малые лебеди — и еще большое количество разных видов уникальных птиц.
Также существует одноименный маяк на мысе Белый острова Вайгач, построенный на рубеже 1920-1930-х годов. Остров Вайгач находится на границе Баренцева и Карского морей.
Местоположение: | Ямало-Ненецкий автономный округ, о. Белый, Карское море |
Координаты: | 73.242268, 70.669963 |
Год основания: | 1934-1936 |
Высота огня от уровня моря: | 36,0 м |
Высота огня от основания знака: | 31,0 м |
Дальность видимости: | до 16 миль |
В 1737 геодезист Селифонтов В. М. после путешествия в составе западного отряда Великой Северной экспедиции составил карту северной части полуострова Ямал и отметил на нем священный остров. Так через Карское море стал прокладываться Северный Морской Путь из Европы в Азию.
В начале XX века экспедиции на полуостров возобновились. В 1910-21920-х годах, преодолевая отказы лодочников Ямала перевозить исследователей через пролив, о. Белый посетили Житков Б. Т. (зимой 1908) и Евладов В. П. (летом 1928): «На мое заявление о поездке на остров Белый Нгедруй Ядне сказал, что лодок нет и нам ехать нельзя. Я почувствовал в его объяснениях то же нежелание пустить нас на остров, которое помешало Б. М. Житкову в 1908 году углубиться на территорию острова и создало ряд препятствий штурману Иванову в 1828 году исследовать внутренность острова».
На острове Евладов В. П., Спицин Н. Н. и переводчик Ядопчев М. Ф. установили первые мореходные, астрономические и топографические знаки. Помимо исследования самого пути, отряд должен был изучить жизнь, быт, обычное право ямальских кочевников, флору и фауну местности, оленеводчество, пушной и рыбный промысел.
Участники экспедиции были первыми русскими, кто ступил на остров летом, записал топонимику внутренней части Белого острова, и смог попасть на западное побережье к святилищам.
Следом за отрядом Евладова к о. Белый отправили этнографо-археологическую экспедицию Котовщиковой Н. А., Чернецова В. Н. и зоолога Ратнера К. Я. Но на священный остров этнографы так и не попали — Котовщикова скончалась при не до конца выясненных обстоятельствах, а остальных не пустили из-за погодных условий.
В декабре 1932 года в Москве было создано Главное управление Северного морского пути, чтобы открыть Северный морской путь для снабжения российской Арктики. Обязательным условием безопасного судоходства стало установление навигационных и метеорологических станций на всем протяжении арктического побережья России. Убекосибири — управление по обеспечению безопасности кораблевождения в Карском море и устьях Сибирских рек — приняло решение поставить радиостанцию на острове Белом. «Остров Белый считают моряки кладбищем судов. Погибли: "Обь", "Енисей", "Альбатрос", "Белуха"… Поэтому там имеют большое значение радиомаяк и светомаяк в навигационный период».
В 1932 году был укомплектован штат станций, техническое оборудование. Убекосевер из Архангельска должен был доставить здания. Но произошла «какая-то неувязка» (дневник Сидорина, начальника станции зимовки 1933-1934), дома не были доставлены и штат с оборудованием уплыл обратно. В 1933 году Главсевморпуть повторил попытку Убеко, но судно прибыло поздно, и выгрузка произошла неудачно, поэтому первая зимовка не смогла выполнить все поставленные задачи.
Фото: Центр современной истории
И все же в зимовку 1933–1934 годов на северо-западной части острова отряд смог открыть гидрометеорологическую станцию «Остров Белый». Там установили первый в Арктике радиомаяк для обеспечения прохода судов по Северному морскому пути. Активное сооружение зданий станции началось в следующую зимовку — 1934-35 годов под руководством начальник станции И. Сидорина: «В процессе строительства выдвинулась дилемма: либо жалеть людей и дело сделать в масштабе малом, неудовлетворительном по качеству, с необходимостью переделок в последующем, в результате не создать условий для нормальной работы в следующие годы, либо нажать на свои силы и сделать все, что доступно физическим и моральным силам коллектива, чтобы создать в один год то, что, например Убеко, создавалось в 3-4 года, т. е. дать возможность последующим сменам работать в хороших условиях. Вопрос известный, грубый».
Путем огромных усилий всего научного и технического персонала станции на песчаном мысе острова, на низком обрывистом берегу протоки в расстоянии 300 м от рации, помимо прочего, установили маяк: четырехгранную деревянную ажурную усеченную пирамиду на бетонном основании. На вершине — шар, а под ним прямоугольный щит из железных пластин, где располагался сам маячный аппарат. Такая форма была стандартной для всех маяков 1930-1940х годов, поскольку ускоряла процесс строительства станций.
Незадолго до начала Второй Мировой и Великой Отечественной войн на остров приезжали немецкие ученые, которые под видом научных меорологических экспериментов готовились к операции «Вундерланд». Однако операция содержала ошибки, и в реальности бои проходили возле островов Вилькицкого и Диксон.
Расположенная на острове Белый метеостанция входила в сеть метеостанций Главного Управления Северного Морского Пути (ГУСМП) и обеспечивала конвои необходимой информацией о ледовой обстановке и погоде. Под руководством Полянского А.А. она оказывала огромную помощь в снабжении армии техникой и продовольствием по ленд-лизу.
После войны на острове размещалась воинская часть пограничных войск СССР и только в 1990-е годы отряды были передислоцированы, а все оборудование оставлено возле метеостанции. Деревянный маяк к тому времени обветшал. Продолжала работу на острове только метеостанция, которая с 1972 года носила имя своего основателя — Михаила Попова.
Из-за удаленности от крупных точек на острове Белом всегда должно было находиться оборудование, которое может обеспечить жизнь маячникам и воинским частям на продолжительный период. Для жизни, работы и службы требовалось много электричества, которое вырабатывалось генераторами на дизельном топливе. На протяжении 80 лет на территорию завозились строительные материалы, запасные части, различное оборудование — и ничего не вывозилось. В 2012–2016 годах группами волонтеров экосоциологической организации «Зеленая Арктика» при поддержке правительства ЯНАО были произведены работы по экологической очистке территории острова. За 2012–2016 годы было собрано более 1,2 тыс. т различного мусора.
В 2015 году поисковым отрядом проекта «Карские экспедиции» было обнаружено утраченное на острове захоронение жертв трагедии августа 1944 года. Тогда в шестидесяти милях от острова немецкая подводная лодка потопила пароход «Марина Раскова» с грузом для полярных станций, полярниками и их семьями, а также два сопровождавших этот корабль тральщика Северного флота «Т-114» и «Т-118».
Сотрудники метеостанции захоронили выброшенных на берег погибших людей рядом с лодкой, но следы могилы стерлись и были обнаружены совсем недавно. Эта братская могила (из более чем 400 человек выброшено на берег было всего 13) транспортного конвоя БД-5 — единственное воинское захоронение Ямала.
В 2009 году на острове установили памятный знак в память о погибших в Арктике в 1941–1945 годах, а через четыре года поставлена православная часовня с мемориальным комплексом «Колокола Памяти». Каждый из колоколов посвящен погибшим возле острова в разное время — полярникам, морякам и летчикам.
Фото: Центр современной истории
Специалисты Центра Современной истории в рамках историко-культурного проекта РГО «Маяки России» исследовали деревянный маяк летом 2021 года. В архивах удалось найти уникальные материалы, например, «Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934–1935 годы». Специалистами РГО были составлены чертежи, сделаны ряд фотографий с разных ракурсов, объект является частью историко-культурного наследия. В 2024 году по инициативе правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, некоммерческого партнерства «Российский центр освоения Арктики» стартовал проект по восстановлению маяка на острове Белый. Уже сейчас выбраны поставщики материалов и подрядчики, определены сроки строительства маяка на Большой земле. В 2025 году запланирована доставка конструкций на остров и сборка маяка на месте. На реализацию проекта Некоммерческому партнерству «Российский центр освоения Арктики» выделен грант Экспертного центра «Пора».
Маячный аппарат установлен на площадке на верху деревянной ажурной, четырехгранной усеченной пирамиды. Высота от основания составляет 31 м. В настоящее время маяк не функционирует.
Остров Белый — уникальная территория, которая и сегодня считается священной у коренных народов Ямала. Он был одной ключевых точек арктических исследований на протяжении нескольких веков, и при этом ученым приходилось преодолевать огромные трудности, чтобы хотя бы увидеть его с другого берега. И Белый маяк острова — форпост, который безмолвно хранит память о всех людях, что смогли побывать на этой удивительной территории. Сегодня на острове имеется спутниковая связь, выход в интернет, возможность для проживания и размещения исследовательского оборудования.
Научное обследование маяка. Фото: Центр современной истории
Маяк Белый — интереснейший туристический объект, своего рода изюминка арктических туров. Маяк по-своему уникальный. Во-первых, он полностью деревянный, во вторых, конструкция достаточно сложная, и аналоги ее нам не встречались. Известны деревянные маяки 30-х годов, но выглядят они совсем иначе — обычно это цилиндрические башни. А здесь — почти что ажурная конструкция из бревен, по-своему изящная. Это полноценное инженерное сооружение, хорошо продуманное, пропорциональное. Мы сделали полные обмеры объекта, тщательно его изучили. Увы, фундамент нуждается в замене, истлели первые венцы вышки. Планируем сделать полный чертеж маяка, что позволило бы воссоздать его. Фактически маяк нужно будет построить заново.
Характеристика огня на 1936 год: период огня 1 белый с проблеском.
Период: 20 мин. 00 сек. Пр. 20 сек., темн. 1 мин. 40 сек.
Дальность видимости в ясную погоду — 18 миль. На расстоянии до 2 миль огонь имеет постепенное усиление, а потом ослабление силы света.
Высота огня от уровня моря — 36 м.
Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Ostrov Belyy, Belyy Severnyy, N. point.
Координаты: 73° 28.1´ N, 70° 55.8´ E; белый, проблесковый огонь Fl.W., период 5 с.: fl. 0.5s, ec. 4.5s.
Черная рамочная башня с платформой / Black framework tower, platform.
Высота высота башни 69 футов.
Высота огня от уровня моря: 22 м / 72 фута.
Дальность видимости / Range (approximate) in nautical miles — 13 миль. Radar reflector.
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».