Маяк Белый

МАЯК БЕЛЫЙ

Маяк Белый, «Эйфелева башня» в Российском Заполярье, расположен за северо-западе оконечности острова Белый, на низком обрывистом берегу протоки в расстоянии 200 м от радиостанции. Ажурная конструкция полностью деревянная, достаточно сложная, аналогов ее не встречается. 

Остров Белый с территорией в 1900 кв. км расположен в Карском море и входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации. От полуострова Ямал его отделяет пролив Малыгина и делает его самой северной землей Ямало-Ненецкого автономного округа. 

Остров очень аскетичен растительностью, но раньше самоеды — коренные народы севера, которых сейчас называют ненцами — выезжали сюда на звериный промысел. По заметкам этнографов XX века, близ острова располагалась песчаная отмель, на который самоеды по языческому обряду купались во время проезда и приносили жертву, бросая в море кусок меди, монету или оленей.

Для коренного населения Ямала необитаемый остров долгое время считался священным: ненцы располагали на нем святилища, названные в честь местных богов — Табелова–пага, Сидя–хаэн–саля, Салялекабтамбада. Хозяином Белого острова и до сих пор считается Сэрнго Ирико — главный дух Ямальских северных народов.

Сегодня возле Белого острова обитают атлантические моржи, которые занесены в Красную книгу, белоклювая гагара, гуси, казарки, сибирские гаги, малые лебеди — и еще большое количество разных видов уникальных птиц.

Также существует одноименный маяк на мысе Белый острова Вайгач, построенный на рубеже 1920-1930-х годов. Остров Вайгач находится на границе Баренцева и Карского морей.

Карточка маяка
Местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, о. Белый, Карское море
Координаты:  73.242268, 70.669963
Год основания: 1934-1936
Высота огня от уровня моря: 36,0 м
Высота огня от основания знака: 31,0 м
Дальность видимости: до 16 миль

История маяка

В 1737 геодезист Селифонтов В. М. после путешествия в составе западного отряда Великой Северной экспедиции составил карту северной части полуострова Ямал и отметил на нем священный остров. Так через Карское море стал прокладываться Северный Морской Путь из Европы в Азию.

В начале XX века экспедиции на полуостров возобновились. В 1910-21920-х годах, преодолевая отказы лодочников Ямала перевозить исследователей через пролив, о. Белый посетили Житков Б. Т. (зимой 1908) и Евладов В. П. (летом 1928): «На мое заявление о поездке на остров Белый Нгедруй Ядне сказал, что лодок нет и нам ехать нельзя. Я почувствовал в его объяснениях то же нежелание пустить нас на остров, которое помешало Б. М. Житкову в 1908 году углубиться на территорию острова и создало ряд препятствий штурману Иванову в 1828 году исследовать внутренность острова».

На острове Евладов В. П., Спицин Н. Н. и переводчик Ядопчев М. Ф. установили первые мореходные, астрономические и топографические знаки. Помимо исследования самого пути, отряд должен был изучить жизнь, быт, обычное право ямальских кочевников, флору и фауну местности, оленеводчество, пушной и рыбный промысел.

Участники экспедиции были первыми русскими, кто ступил на остров летом, записал топонимику внутренней части Белого острова, и смог попасть на западное побережье к святилищам.

Следом за отрядом Евладова к о. Белый отправили этнографо-археологическую экспедицию Котовщиковой Н. А., Чернецова В. Н. и зоолога Ратнера К. Я. Но на священный остров этнографы так и не попали — Котовщикова скончалась при не до конца выясненных обстоятельствах, а остальных не пустили из-за погодных условий.

Посмотреть видео

В декабре 1932 года в Москве было создано Главное управление Северного морского пути, чтобы открыть Северный морской путь для снабжения российской Арктики. Обязательным условием безопасного судоходства стало установление навигационных и метеорологических станций на всем протяжении арктического побережья России. Убекосибири — управление по обеспечению безопасности кораблевождения в Карском море и устьях Сибирских рек — приняло решение поставить радиостанцию на острове Белом. «Остров Белый считают моряки кладбищем судов. Погибли: "Обь", "Енисей", "Альбатрос", "Белуха"… Поэтому там имеют большое значение радиомаяк и светомаяк в навигационный период».

В 1932 году был укомплектован штат станций, техническое оборудование. Убекосевер из Архангельска должен был доставить здания. Но произошла «какая-то неувязка» (дневник Сидорина, начальника станции зимовки 1933-1934), дома не были доставлены и штат с оборудованием уплыл обратно. В 1933 году Главсевморпуть повторил попытку Убеко, но судно прибыло поздно, и выгрузка произошла неудачно, поэтому первая зимовка не смогла выполнить все поставленные задачи.

Фото: Центр современной истории

Фото: Центр современной истории

И все же в зимовку 1933–1934 годов на северо-западной части острова отряд смог открыть гидрометеорологическую станцию «Остров Белый». Там установили первый в Арктике радиомаяк для обеспечения прохода судов по Северному морскому пути. Активное сооружение зданий станции началось в следующую зимовку — 1934-35 годов под руководством начальник станции И. Сидорина: «В процессе строительства выдвинулась дилемма: либо жалеть людей и дело сделать в масштабе малом, неудовлетворительном по качеству, с необходимостью переделок в последующем, в результате не создать условий для нормальной работы в следующие годы, либо нажать на свои силы и сделать все, что доступно физическим и моральным силам коллектива, чтобы создать в один год то, что, например Убеко, создавалось в 3-4 года, т. е. дать возможность последующим сменам работать в хороших условиях. Вопрос известный, грубый».

Путем огромных усилий всего научного и технического персонала станции на песчаном мысе острова, на низком обрывистом берегу протоки в расстоянии 300 м от рации, помимо прочего, установили маяк: четырехгранную деревянную ажурную усеченную пирамиду на бетонном основании. На вершине — шар, а под ним прямоугольный щит из железных пластин, где располагался сам маячный аппарат. Такая форма была стандартной для всех маяков 1930-1940х годов, поскольку ускоряла процесс строительства станций.

Незадолго до начала Второй Мировой и Великой Отечественной войн на остров приезжали немецкие ученые, которые под видом научных меорологических экспериментов готовились к операции «Вундерланд». Однако операция содержала ошибки, и в реальности бои проходили возле островов Вилькицкого и Диксон.

Расположенная на острове Белый метеостанция входила в сеть метеостанций Главного Управления Северного Морского Пути (ГУСМП) и обеспечивала конвои необходимой информацией о ледовой обстановке и погоде. Под руководством Полянского А.А. она оказывала огромную помощь в снабжении армии техникой и продовольствием по ленд-лизу.

После войны на острове размещалась воинская часть пограничных войск СССР и только в 1990-е годы отряды были передислоцированы, а все оборудование оставлено возле метеостанции. Деревянный маяк к тому времени обветшал. Продолжала работу на острове только метеостанция, которая с 1972 года носила имя своего основателя — Михаила Попова.

Из-за удаленности от крупных точек на острове Белом всегда должно было находиться оборудование, которое может обеспечить жизнь маячникам и воинским частям на продолжительный период. Для жизни, работы и службы требовалось много электричества, которое вырабатывалось генераторами на дизельном топливе. На протяжении 80 лет на территорию завозились строительные материалы, запасные части, различное оборудование — и ничего не вывозилось. В 2012–2016 годах группами волонтеров экосоциологической организации «Зеленая Арктика» при поддержке правительства ЯНАО были произведены работы по экологической очистке территории острова. За 2012–2016 годы было собрано более 1,2 тыс. т различного мусора.

В 2015 году поисковым отрядом проекта «Карские экспедиции» было обнаружено утраченное на острове захоронение жертв трагедии августа 1944 года. Тогда в шестидесяти милях от острова немецкая подводная лодка потопила пароход «Марина Раскова» с грузом для полярных станций, полярниками и их семьями, а также два сопровождавших этот корабль тральщика Северного флота «Т-114» и «Т-118».

Сотрудники метеостанции захоронили выброшенных на берег погибших людей рядом с лодкой, но следы могилы стерлись и были обнаружены совсем недавно. Эта братская могила (из более чем 400 человек выброшено на берег было всего 13) транспортного конвоя БД-5 — единственное воинское захоронение Ямала.

В 2009 году на острове установили памятный знак в память о погибших в Арктике в 1941–1945 годах, а через четыре года поставлена православная часовня с мемориальным комплексом «Колокола Памяти». Каждый из колоколов посвящен погибшим возле острова в разное время — полярникам, морякам и летчикам.

Фото: Центр современной истории

Фото: Центр современной истории

Специалисты Центра Современной истории в рамках историко-культурного проекта РГО «Маяки России» исследовали деревянный маяк летом 2021 года. В архивах удалось найти уникальные материалы, например, «Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934–1935 годы». Специалистами РГО были составлены чертежи, сделаны ряд фотографий с разных ракурсов, объект является частью историко-культурного наследия. В 2024 году по инициативе правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, некоммерческого партнерства «Российский центр освоения Арктики» стартовал проект по восстановлению маяка на острове Белый. Уже сейчас выбраны поставщики материалов и подрядчики, определены сроки строительства маяка на Большой земле. В 2025 году запланирована доставка конструкций на остров и сборка маяка на месте. На реализацию проекта Некоммерческому партнерству «Российский центр освоения Арктики» выделен грант Экспертного центра «Пора».

РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.
/
Описание маяка

Маячный аппарат установлен на площадке на верху деревянной ажурной, четырехгранной усеченной пирамиды. Высота от основания составляет 31 м. В настоящее время маяк не функционирует.

Остров Белый — уникальная территория, которая и сегодня считается священной у коренных народов Ямала. Он был одной ключевых точек арктических исследований на протяжении нескольких веков, и при этом ученым приходилось преодолевать огромные трудности, чтобы хотя бы увидеть его с другого берега. И Белый маяк острова — форпост, который безмолвно хранит память о всех людях, что смогли побывать на этой удивительной территории. Сегодня на острове имеется спутниковая связь, выход в интернет, возможность для проживания и размещения исследовательского оборудования. 

Научное обследование маяка. Фото: Центр современной истории

Научное обследование маяка. Фото: Центр современной истории

Маяк Белый — интереснейший туристический объект, своего рода изюминка арктических туров. Маяк по-своему уникальный. Во-первых, он полностью деревянный, во вторых, конструкция достаточно сложная, и аналоги ее нам не встречались. Известны деревянные маяки 30-х годов, но выглядят они совсем иначе — обычно это цилиндрические башни. А здесь — почти что ажурная конструкция из бревен, по-своему изящная. Это полноценное инженерное сооружение, хорошо продуманное, пропорциональное. Мы сделали полные обмеры объекта, тщательно его изучили. Увы, фундамент нуждается в замене, истлели первые венцы вышки. Планируем сделать полный чертеж маяка, что позволило бы воссоздать его. Фактически маяк нужно будет построить заново. 

Руководитель экспедиции «Маяки России» и директор Центра современной истории Иван Анохин

Характеристики маяка

Характеристика огня на 1936 год: период огня 1 белый с проблеском.

Период: 20 мин. 00 сек. Пр. 20 сек., темн. 1 мин. 40 сек.

Дальность видимости в ясную погоду — 18 миль. На расстоянии до 2 миль огонь имеет постепенное усиление, а потом ослабление силы света.

Высота огня от уровня моря — 36 м.

Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Ostrov Belyy, Belyy Severnyy, N. point.

Координаты: 73° 28.1´ N, 70° 55.8´ E; белый, проблесковый огонь Fl.W., период 5 с.: fl. 0.5s, ec. 4.5s.

Черная рамочная башня с платформой / Black framework tower, platform.

Высота высота башни 69 футов.

Высота огня от уровня моря: 22 м / 72 фута.

Дальность видимости / Range (approximate) in nautical miles — 13 миль. Radar reflector.

О проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».

Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка