Маяк Кастрикум

МАЯК КАСТРИКУМ

Маяк Кастрикум — один из самых труднодоступных маяков, установлен на обрывистом мысе острова Уруп южной группы Курильских островов. Он обеспечивает мореплавание в проливе Уруп, соединяющим Охотское море и Тихий океан. Ранее никаких навигационных объектов на острове не было. Летняя навигация открывается в конце мая, заканчивается в сентябре–октябре.

Геологически остров Уруп является цепью вулканических хребтов, причем один из вулканов острова — Берга — действующий. Остров вытянулся с юго-запада на северо-восток на 116 км, ширина в центральной части — около 20 км. Здесь отсутствуют дороги, большую часть года дуют сильные ветры, нередки землетрясения. Постоянного населения нет.

Уруп интересен и своей фауной. Там проживает три вида лис, орлан-белохвост, морские котики, нерпы, касатки, около восьми видов китов и три краснокнижных вида морских млекопитающих — калан, северный морской лев (сивуч) и курильский тюлень (антур). Японцы называют Уруп «Раккошима» — «каланий остров».

Чтобы попасть к маяку, сначала нужно добраться до Южно-Сахалинска или Корсакова. Оттуда можно пересесть на самолет или паром до Курильска на острове Утуруп, а затем нанять судно, которое доставит вас на мыс Кастрикум.

Карточка маяка:
Местоположение: Курильский городской округ Сахалинской области, мыс Кастрикум — северная оконечность острова Уруп Большой Курильской гряды
Координаты: 46.214481, 150.544951
Год основания: 1963-1966
Строитель маяка: Построен по типовому проекту шифр ТГ-106, разработанному в 1956 году Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Начальником института был Норовский, главным инженером института — С. Маречкин, главным инженером проекта — Голубев, проектировал Спивак
Высота огня от уровня моря: 28 м
Высота маяка: 24,31 м
Дальность видимости: 19 миль
Описание: Круглая красная чугунная башня с фонарным сооружением
Современная эксплуатация: Действующий

История маяка

До 1875 года на Урупе русские путешественники добывали шкуры каланов, причем с конца XVIII века промысел регулировался Российско-Американской компанией и периодически запрещался для восстановления популяции. После 1875 остров перешел к Японии и на территории началось массовое истребление каланов, так как туда проникали многочисленные иностранные браконьеры — в основном голландцы и британцы. Каланы к началу XX века были почти полностью истреблены из-за драгоценного меха — на Земле их оставалось около 2 тысяч особей. К сегодняшнему дню популяция восстановилась.

Коренными жителями этой небольшой территории в 1450 км² были айны. Они занимались охотой и рыболовством, совершали жертвоприношения, связанные с культом медведя и орла — те символизировали дух охотника.

Первозданная природа острова. Фото: Мария Коваленко

Первозданная природа острова. Фото: Мария Коваленко

Первый документированный визит европейцев на Уруп произошел в 1643 году. Тогда на острове по дороге из Индонезии высадился вместе с экипажем «Кастрикума» голландский мореплаватель Маартен Герритсен де Фриз. В честь этого судна в XVIII веке участниками кругосветной экспедиции французского мореплавателя графа Лаперузо и был назван один из мысов Урупа.

В 1732 году Витус Беринг предложил Адмиралтейств-коллегии проект Второй Камчатской экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Посещение Курильских островов и Японии закрепили за Мартыном Шпанбергом на бригантине «Архангел Михаил» и дубель-шлюпке «Надежда», которые были построены в Охотске. Во время экспедиции Мартын открыл 31 на тот момент никому неизвестный остров. На следующий год экспедиция повторилась и завершилась в Японии.

В 1775 г. по распоряжению командира Камчатки — М. К. Бема — И. Антипин был назначен начальником экспедиции на дальние Курильские острова. В то время Российской империи было важно изучить отдаленные территории Урупа, Итурупа, Кунашира, Акиса и привести в подданство местных жителей, а также изучить возможность торговли с японцами.

На Урупе было решено основать первое русское поселение и экспедиция И. М. Антипина на судне «Св. Николай» отправилась в дальнее плавание. Судно разбилось о скалы острова и членам экспедиции пришлось остаться на зимовку. Им на помощь отправили вторую экспедицию «Св. Наталья» под руководством Д. Я. Шабалина — но ее выбросило на берег острова во время сильного землетрясения и экипажу также пришлось остаться на зимовку. В итоге экспедициям все же удалось обратить в российское подданство жителей нескольких островов Южных Курил, преодолев все погодные невзгоды. В начале XIX века Уруп был назван островом Александра в честь нового российского императора. Но с течением времени курильские территории все реже посещались российскими кораблями и все активнее стали осваиваться Японией, а в 1855 году по Симодскому договору окончательно перешли в ее владение.

У далекого острова сложный характер. Фото: Даниил Годлевский

У далекого острова сложный характер. Фото: Даниил Годлевский

До 1945 года на острове базировалась японская дивизия, а гражданское население было переселено на Хоккайдо. Японцы активно осваивали Уруп — сквозь непроходимые заросли склонов гор были проложены дороги, был открыт лисий питомник для снабжения армии меховой верхней одеждой, а во время подготовки к войне был построен аэродром, который сохранился до сих пор в северной части острова. В освоении территории использовали пленных корейцев, американцев и голландцев. На южной оконечности открыли существование двух крупных участков золотосеребряных руд — Данченковский и Айнский.

На острове Уруп установили два маяка — Ван-дер-Линда и Кастирикум на расстоянии около 120 км друг от друга. Строительство маяка Ван дер Линда началось в 1957 строительной организацией флота, а Кастрикум строили с 1963 по 1966 год. Строительство начали осуществлять в 1960-е годы, причем вблизи маяка решили соорудить несколько четырехквартирных жилых домов для персонала, баню, склады и конюшню, а также в 85 метрах — маячно-техническое здание по проекту Плотницкого. 

С островом Уруп связаны две экспедиции Русского географического общества. В рамках проекта «Восточный бастион — Курильская гряда» ученые разных направлений выезжали изучать природу и историю Курил. А в ходе экспедиции «Маяки России» специалисты обследовали маяк Кастрикум.

На краю света. Фото: Максим Тарасов

На краю света. Фото: Максим Тарасов

Описание маяка

К 1966 году маяк был окончательно возведен и введен в эксплуатацию. Собран он из чугунных тюбингов, скрепленных мощными болтами. Высота тюбинга 1 м. вес — 520 кг. Башня состоит из 163 тюбингов. Внутри — металлическая винтовая лестница. Дальность видимости огня 19 миль — 35 км. На верхней площадке установлен резервный маячный аппарат.

После распада советского союза воинскую часть передислоцировали и условия жизни для маячников стали еще тяжелее. Маяк удален на значительное расстояние не только от своей базы снабжения в городе Корсакове на Сахалине, но и от всех населенных пунктов. Доставка грузов производится судами по рейдовой выгрузке на берег, которая возможна только при благоприятных условиях, что редко бывает возле Урупа.

Сегодня маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота

Сегодня маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота

Более шести месяцев в году на маяк невозможно попасть и с маяка невозможно уехать, так как с ноября по апрель дуют ветры силой от семи баллов. К этому добавляются зимние шторма, землетрясения, цунами, а в летнее время — до месяца постоянных туманов. Маячники лишены всего обеспечения: медицины, торговли, среднего образования, почтовой связи.

Маяк и маячный городок расположены на болотистой подтапливаемой территории. Из-за отсутствия подводного источника питьевой воды жителям приходилось собирать с крыш дождевую воду в специально установленную стальную цистерну.

В связи с непростыми условиями на острове нет постоянного населения — единственными жителями являются две семьи смотрителей Кастрикума и Ван-дер-Линда, разделенные 120 километрами. Кроме того, с 2006 года до недавнего времени на острове работало ООО «Курилгео» — отделение горно-металлургической группы компаний Solway Investment Grоup, занимающееся золотодобычей.

Сегодня маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота. После того как отсюда ушли военные и золотодобытчики, на Урупе живут четыре человека. Михаил Плотников и Лидия Фофонова много лет обеспечивают работу маяка на мысе Ван-дер-Линда на южной оконечности острова, а Игорь Грабарук и Антон Звягинцев (смотритель маяка, член Российского географического общества) обслуживают маяк Кастрикум на самом севере и присматривают за автономным маяком на мысе Черепаха, расположенном в 16 км восточнее.

Генератор дает энергию лампе, которую установили смотрители после 30-летнего перерыва 9 апреля 2021.

Маяк построен по типовому проекту 1960-х годов и очень ярко отражает дух XX века

Маяк построен по типовому проекту 1960-х годов и очень ярко отражает дух XX века

Характеристики маяка

Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Ostrov Urup (Kastrikum).

Координаты: 46° 13.9´ N, 150° 34.0´ E; белый, затмевающийся огонь Oc.W, период period 7.5s lt. 4.5s, ec. 3s.

Круглая красная чугунная башня / Red round metal tower.

Высота огня от основания / высота башни 75 футов.

Высота огня от уровня моря: 51 м / 167 футов.

Дальность видимости / Range (approximate) in nautical miles — 19 миль.

Видимость: 089°-049°.

Резервный огонь / Reserve light range 10M

Mys Kastrikum Light Station 46° 13.7´ N, 150° 34.0´ E, KU (– • — • • –). period 360s tr 60s si 300s.

О Проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».