Маяк Кастрикум

МАЯК КАСТРИКУМ
Карточка маяка:
Местоположение: Курильский городской округ Сахалинской области, мыс Кастрикум — северная оконечность острова Уруп Большой Курильской гряды
Координаты: 46°13,8' с. ш., 150°34,0' в. д.
Год основания: 1963-1966
Строитель маяка: Построен по типовому проекту шифр ТГ-106, разработанному в 1956 году Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Начальником института был Норовский, главным инженером института — С. Маречкин, главным инженером проекта — Голубев, проектировал Спивак.
Высота огня от уровня моря: 28 м
Высота маяка: 24,31 м
Дальность видимости: 19 миль
Описание: Круглая красная чугунная башня с фонарным сооружением
Современная эксплуатация: Действующий
/

Остров в разное время принадлежал России и Японии. Расположеный на цепи вулканических хребтов, маяк построен по типовому проекту 1960-х годов и очень ярко отражает дух XX века

Остров Уруп, маяк Кастрикум

Остров Раккошима

Уруп — один из островов юной группы Курильских. Геологически он является цепью вулканических хребтов, причём один из вулканов острова — Берга — действующий.

Уруп интересен и своей фауной. Там проживает три вида лис, орлан-белохвост, морские котики, нерпы, касатки, около восьми видов китов и три краснокнижных вида морских млекопитающих — калан, северный морской лев (сивуч) и курильский тюлень (антур). Японцы и сегодня называют Уруп «Раккошима» — «каланий остров».

До 1875 года на Урупе русские путешественники добывали шкуры каланов, причём с конца XVIII века промысел регулировался Российско-Американской компанией и периодически запрещался для восстановления популяции. После 1875 остров перешёл к Японии и на территории началось массовое истребление каланов, так как туда проникали многочисленные иностранные браконьеры — в основном голландцы и британцы. Каланы к началу XX века были почти полностью истреблены из-за драгоценного меха — на Земле их оставалось около 2 тысяч особей. К сегодняшнему дню популяция восстановилась.

Коренными жителями этой небольшой территории в 1450 км² были айны. Они занимались охотой и рыболовством, совершали жертвоприношения, связанные с культом медведя и орла — те символизировали дух охотника.

Посетители острова

Первый документированный визит европейцев на Уруп произошёл в 1643 году. Тогда на острове по дороге из Индонезии высадился вместе с экипажем «Кастрикума» голландский мореплаватель Маартен Герритсен де Фриз. В честь этого судна в XVIII веке участниками кругосветной экспедиции французского мореплавателя графа Лаперузо и был назван один из мысов Урупа.

В 1775 г. по распоряжению командира Камчатки — М. К. Бема — И. Антипин был назначен начальником экспедиции на дальние Курильские острова. В то время Российской империи было важно изучить отдалённые территории Урупа, Итурупа, Кунашира, Акиса и привести в подданство местных жителей, а также изучить возможность торговли с японцами.

На Урупе было решено основать первое русское поселение и экспедиция И. М. Антипина на судне «Св. Николай» отправилась в дальнее плавание. Судно разбилось о скалы острова и членам экспедиции пришлось остаться на зимовку. Им на помощь отправили вторую экспедицию «Св. Наталья» под руководством Д. Я. Шабалина — но её выбросило на берег острова во время сильного землетрясения и экипажу также пришлось остаться на зимовку. В итоге экспедициям всё же удалось обратить в российское подданство жителей нескольких островов Южных Курил, преодолев все погодные невзгоды. В начале XIX века Уруп был назван островом Александра в честь нового российского императора.

Но с течением времени курильские территории всё реже посещались российскими кораблями и всё активнее стали осваиваться Японией, а в 1855 году по Симодскому договору окончательно перешли в её владение.

От японцев к СССР

До 1945 года на острове базировалась японская дивизия, а гражданское население было переселено на Хоккайдо. Японцы активно осваивали Уруп — сквозь непроходимые заросли склонов гор были проложены дороги, был открыт лисий питомник для снабжения армии меховой верхней одеждой, а во время подготовки к войне был построен аэродром, который сохранился до сих пор в северной части острова. В освоении территории использовали пленных корейцев, американцев и голландцев.

На южной оконечности открыли существование двух крупных участков золотосеребряных руд — Данченковский и Айнский.

В апреле 1946 года на Южных Курилах японское управление было упразднено, а вместо него ввели советское гражданское управление с районным центром в селе Фурукамаппу (сегодня Южно-Курильск). В 1946–1991 годах на острове Уруп размещались погранвойска СССР. Освоение всех близлежащих островов и их заселение требовали создания навигационной сети, и советское руководство приняло решение о строительстве маяков.

Маяк Кастрикум

На острове Уруп установили два маяка — Ван-дер-Линда и Кастирикум на расстоянии около 120 км друг от друга.

Строительство маяка Ван дер Линда началось в 1957 строительной организацией флота, а Кастрикум строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом одноимённом мысе и предназначался для обеспечения мореплавания в проливе Уруп, который соединяет Охотское море и Тихий океан. До этих маяков никаких навигационных объектов на острове не было.

Строительство начали осуществлять в 1960-е годы, причём вблизи маяка решили соорудить несколько четырёхквартирных жилых домов для персонала, баню, склады и конюшню, а также в 85 метрах — маячно-техническое здание по проекту Плотницкого. К 1966 году маяк был окончательно возведён и введён в эксплуатацию. Дальность видимости огня 19 миль — 35 км. На верхней площадке установлен резервный маячный аппарат.

Современная ситуация

После распада советского союза воинскую часть передислоцировали и условия жизни для маячников стали ещё тяжелее. Маяк удалён на значительное расстояние не только от своей базы снабжения в городе Корсакове на Сахалине, но и от всех населённых пунктов. Доставка грузов производится судами по рейдовой выгрузке на берег, которая возможна только при благоприятных условиях, что редко бывает возле Урупа.

Более 6 месяцев в году на маяк невозможно попасть и с маяка невозможно уехать, так как с ноября по апрель дуют ветры силой от 7 баллов. К этому добавляются зимние шторма, землетрясения, цунами, а в летнее время — до месяца постоянных туманов. Маячники лишены всего обеспечения: медицины, торговли, среднего образования, почтовой связи.

Более 6 месяцев в году на маяк невозможно попасть и с маяка невозможно уехать, так как с ноября по апрель дуют ветры силой от 7 баллов. К этому добавляются зимние шторма, землетрясения, цунами, а в летнее время — до месяца постоянных туманов. Маячники лишены всего обеспечения: медицины, торговли, среднего образования, почтовой связи.

Маяк и маячный городок расположены на болотистой подтапливаемой территории. Из-за отсутствия подводного источника питьевой воды жителям приходилось собирать с крыш дождевую воду в специально установленную стальную цистерну.

В связи с непростыми условиями на острове нет постоянного населения — единственными жителями являются две семьи смотрителей Кастрикума и Ван-дер-Линда, разделённые 120 километрами. Кроме того, с 2006 года на острове работает ООО «Курилгео» — отделение горно-металлургической группы компаний Solway Investment Grоup, занимающееся золотодобычей.

Сегодня маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

О Проекте

/
Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка