Маяк Мощный
Нестворный маяк Мощный находится на северной оконечности одноименного острова и представляет собою выкрашенную в красный цвет решетчатую башню. Непростое для морехода место — остров Мощный (Лавенсари) — находится в центре восточной части Финского залива, приблизительно между островами Гогланд и Сескар, и состоит из двух частей: сам Лавенсари и восточнее на 300 саженей через узкий перешеек — Суйсари. Вокруг острова множество мелких островков, обширные рифы, коварные банки, чем объясняется наличие не только маяка, но и многочисленных навигационных знаков. Здесь расположены три маяка, два из которых — створные.
Местоположение: | остров Мощный, Финский залив, Ленинградская область |
Координаты: | 60.036091, 27.826701 |
Год основания: | 1844, 1891, 1905 |
Высота огня от уровня моря: | 30 м |
Дальность видимости: | 15 миль |
Статус: | действующий |
Описание: | фонарное восьмигранное сооружение |
Фото: Андрей Стрельников
В лето 1844 года на Киркорви — северном мысе острова Лавенсари — была построена деревянная башня в виде четырехугольной пирамиды с железным флюгером на вершине. С северо-восточной и северо-западной стороны башня была выкрашена в белый цвет, а с противоположных сторон — в красный. Высота башни от основания достигала 80 футов (около 24 м), от уровня моря — 88 футов (около 27 м). Башня Лавенсари была заметная с расстояния 10 морских миль. На песчаном перешейке, соединяющем Лавенсари и Суйсари, поставлен деревянный знак в виде черного щита с белым квадратом в центре. Высота знака от основания составляла 28 футов (около 8,5 м) и 35 футов (около 10,5 м) над уровнем моря. Щит стоял на восьми раскосинах с центральным бревном и находился от башни Лавенсари в 4 верстах и 60 саженях. Знак был заметен с расстояния 6,8 морской мили и поставлен для ограждения трехфутовой банки Таука-матала.
Спустя четыре года выборгский губернатор писал в Гидрографический департамент, что маяк кажется ветхим, а с вершины его отпали деревянные доски; деревянный знак на перешейке между Лавенсари и Суйсари вовсе снесен. В конце мая из Гидрографического департамента с распоряжением при первом удобном случае осмотреть башню и знак обращались к начальнику судов по съемке и промеру Финского залива капитану 2 ранга Михаилу Рейнеке. В начале сентября гидрограф отвечал, что не высаживался на остров, но проходил мимо 26 августа и заметил незначительные повреждения башни Лавенсари: с северо-восточной и северно-западной стороны оторвались деревянные доски, составлявшие обшивку, остался лишь один пояс. Вывод гидрографа: «Это повреждение может быть исправлено при случае одним из судов, направляющихся к острову. Впрочем, башня стоит хорошо».
Судя по описям фонда Управления морской строительной частью, деревянную башню перестраивали в 1870-х годах, тогда же случился любопытный спор крестьян Нарвской волости и жителей Лавенсари о том, кто из них имеет право ловить рыбу в районе Курголовского рифа. Начало 90-х годов XIX века было отмечено уже более серьезным происшествием.
20 июня 1890 года башня на острове Лавенсари была свалена и разрушена ураганоподобным шквалом. Как только телеграмма пришла в Петербург из Гельсингфорса, Главное гидрографическое управление издало циркуляр №133 о разрушении башни на острове Лавенсари и принялось строить, но пока не новую башню, а планы ее восстановления к лету следующего года. Главным стал вопрос: из какого материала на этот раз возводить башню. Будет ли это деревянная башня на каменном фундаменте за 5000 рублей или железная из старых рельс за 11000 рублей. Громадная разница в цене и ограниченность бюджета на 1891 год вынудила Гидрографическое управление выбрать деревянную башню.
Фото: Андрей Стрельников
Видимо, таким маяк застала следующая история из его службы. На маяках внешних островов залива также работали команды из финнов. В 1903 году в общую телеграфную сеть империи были включены важнейшие маяки и некоторые прибрежные пункты Финского залива. Телефонное сообщение было установлено между маяком Нерва и островом Лавенсари с Нарвской почтово-телеграфной конторой. Кабель проложили от Кургальского мыса на маяк Нерва через остров Лавенсари. Заведовать телефонным отделением на Нерве стал смотритель маяка, а на острове Лавенсари не было ни людей, ни помещений, принадлежавших морскому ведомству. Тогда эту работу взял на себя местный житель острова — таможенный надзиратель и смотритель станции производства туманных сигналов Сэдерлунд. Каждые 10 минут во время тумана был слышен один выстрел, который смотритель производил с помощью взрыва пироксилиновых патронов. Зимой три выстрела один за другим были предупреждением для рыбаков: «Угрожает опасность, спешите домой!»
До ноября 1907 года Сэдерлунд усердно ведал работой туманной станции и телефонного отделения. Но 4 ноября телефонограмма №55583, адресованная по-русски на маяк с Кургальского мыса из Нарвы, несмотря на исправное состояние кабеля с Лавенсари и Нервой, не была передана. Дело в том, что служащие на маяках совершенно не понимали русского языка, а чины Нарвской конторы в свою очередь не знали финского языка. Директор маяков и лоции Балтийского моря был вынужден оправдываться, что все смотрители вверенной ему дирекции знают русский язык, а казус на маяке Нерва и острове Лавенсари — случайность. Тут же на острове Лавенсари нашлось подходящее помещение и обнаружился способный к русскому языку столяр Биркбаум, согласившийся взять на себя ведение переговоров по телефону за плату 20 рублей в месяц. Однако оказалось, что жалованье Сэдерлунду за четыре года службы так и не было выплачено.
Эта история началась еще 13 февраля 1903 года, когда директор лоцманского и маячного ведомства Финляндии предложил нанять человека из местных, услужливого и пользующегося уважением жителей острова, заведовать телефонным отделением. Таким человеком стал бывший шкипер дальнего плавания, в то время ведавший местной станцией Финляндского общества спасания на водах и станцией производства туманных сигналов — Г. Н. Сэдерлунд. В ответном письме с предложением службы он писал: «Ради пользы дела и, если только к тому способен, хотя и не знаю русского языка, имею честь объявить себя согласным взять надзор за телефонным проводом, который будет проведен на остров Лавенсари».
Фото: Андрей Стрельников
Директор лоцманского и маячного ведомства Финляндии заявил, что размер вознаграждения за эту работу будет определен впоследствии. Но именно это положение через несколько лет стало причиной конфликта. Как только Биркбаум стал заведовать телефонной станцией, прежде выполнявший эту работу почти пять лет Сэдерлунд, был вынужден отстаивать право на выплату вознаграждения за все время службы. От дома до телефонной станции ему доводилось всякий раз проходить расстояние 5 верст (до будки на острове Сувисаари). Когда у самого Сэдерлунда не было на это времени, приходилось нанимать другого, кому он должен был всякий раз платить по 60 копеек.
Неоднократно случалось, что деревья валились на провода и их нужно было убирать, что невозможно сделать без расходов. Основная служба Сэдерлунда проходила большей частью вне дома, а требовать от жены всегда быть наготове в случае звонка бежать к телефонному отделению, он не мог. Поэтому Сэдерлунд был вынужден нанять служанку с жалованьем и со столом для исполнения работы на телефонном отделении. В ответ на все доводы Главный морской штаб не удовлетворил ходатайство бывшего служащего. В силу скромности герой этой истории не стал дальше требовать выплаты жалованья, а утомившись терпеть отказы в выплате жалованья от ведомства, он решил вовсе уйти в отставку и покончить со всеми делами на острове. Только в июне 1909 года после распоряжения великого князя Николая Николаевича и с согласия товарища (заместителя) морского министра Сэдерлунд все же был удостоен выплаты 400 рублей за несколько лет службы.
Фото: Андрей Стрельников
Люди, служившие на внешних островах Финского залива далеко от большой земли, зачастую оказывались оставленными всеми и были вынуждены справляться с лишениями. Вольнонаемные телефонной станции Лавенсари отчаянно телеграфировали в Петроград о бедственном положении и просили выплатить жалованье за службу с 1 июня 1917 года по 1 января 1918 года: «…Ездили лично в Петроград, обращались в Ликвидационное бюро порта, где нам почему-то отказали. Здесь же доношу до сведения Главного гидрографического управления, что нахожусь в настоящее время совершенно больным, с марта имею семь человек семейства, не имея ни копейки денег, приезжая дважды в Петроград, где отказываются выдать трудовые копейки».
Во время Великой Отечественной войны остров Лавенсаари с 7 декабря 1941 г. стал самой западной точкой обороны РККФ. Осенью 1942 на Лавансаари был построен аэродром. В 1942 году на острове установили радиолокатор дальнего обнаружения РУС-2, а в 1943 РЛС орудийной наводки СОН-2.
Фото: Андрей Стрельников
На траверсе острова Мощный врагом был потоплен советский транспорт «Выборг», который шел без какого-либо сопровождения в Таллин, чтобы эвакуировать оттуда зерно в Ленинград и пытался оторваться от субмарин, но торпеда, попавшая в корму, отправила его на дно. Все члены команды «Выборга» (предположительно, судно шло без груза и пассажиров) спаслись на острове Мощном. Затонувший транспорт был обнаружен поисковым катером компании «Фертоинг» в мае 2022 года при поддержке РГО и Фонда президентских грантов. Обнаруженное судно находится на 50-метровой глубине.
Еще одно судно, госпитальное «ВТ-524», идущее в составе конвоя №1, было потоплено германской авиацией в 16 часов 45 минут 29 августа 1941 года юго-западнее острова Мощный. Впервые корпус судна был обнаружен в 2019 году экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» во время поиска подводной лодки М-96, но обследован был только специалистами морской инженерной компании «Фертоинг» в ходе подводно-поисковой экспедиции «180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте. Комплексное подводное исследование к 80-летию Таллинского перехода» в 2021 году.
Фокальная плоскость маяка Мощный находится на высоте 30 м и дает три белых вспышки каждые 10 сек. Створные маяки расположены на юго-западном конце острова и на восточном — на полуострове Промежуточном. Первый из них состоит из двух башен: передней каменной, высотою в 19 м, и задней решетчатой — в 29 м. Обе башни зажигают свет на 1,5 сек. через каждые 1,5 сек. Второй створный маяк состоит из двух решетчатых башен в 16 (передняя) и 26 (задняя) метров. Передняя башня быстро мигает белым светом, задняя светит 2 сек. через 2 сек.
Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Moshchnyy-Bashnya (остров Мощный)
Координаты: 60° 02.2´ N 27° 49.6´ E.
Огонь проблесковый белый (Бл Пр (3) 10 с / Fl. (3)W), период 10s fl. 1s, ec. 1s, fl. 1s, ec. 1s, fl. 1s, ec. 5s; дальность видимости 15М.
Красная восьмиугольная башня с металлическим каркасом / Red octagonal metal framework tower. 95 футов.
Резервный огонь / Reserve light Fl.W. 2s дальность видимости 7M.
Радиолокационный маяк / RACON позывной Z (– — • •) дальность 18M.
Фото: Андрей Стрельников
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».