Маяк на мысе Слепиковского

МАЯК НА МЫСЕ СЛЕПИКОВСКОГО

Маяк на мысе Слепиковского — башня, возведенная на Сахалине в 1943 году инженером Синобу Миурой (он же построил в 1939 году маяк Анива). Маяк стоит посреди песчаных дюн на берегу Тихого океана. Помимо своих конструктивных особенностей, маяк интересен и продуманными техническими решениями: башня и маячный городок соединены крытыми коридорами из монолитного железобетона и фактически являются единым сооружением. В случае непогоды, которая на архипелаге не редкость, сотрудники могут обслуживать маяк, не выходя на улицу. Для них здесь предусмотрены две квартиры, служебные помещения, мастерские, колодец и система по сбору дождевой воды.

В это время на берегах острова были построены маяки Хиноде-Бана (1914 год), Крильон (1914 год), Сони (1914 год), Киннуси (мыс Лопаткина, 1919 год), маяк на мысе Тонин (1935 год), Ламанон (1940 год). 

Маяк территориально расположен на побережье самого крупного в Северной Пацифике пролива, отделяющего остров Сахалин от материка. Этот пролив состоит из четырех акваторий: Татарский пролив, пролив Невельского (Геннадий Невельской открыл этот пролив), Амурский лиман и Сахалинский залив. Единая проливная система имеет протяженность 948 км, по ней осуществляется сквозное сообщение — проход судов малого и среднего тоннажа между Японским и Охотским морями. В северной части Холмского городского округа расположен аккумулятивный выступ мыса Слепиковского из серии береговых валов с дюнными массивами и озерами. Побережье округа является самым теплым на острове

Здесь, на горных склонах, обращенных к морю, распространены темнохвойные леса (пихта сахалинская и ель аянская), деревья и лианы южных широт: бархат сахалинский, ясень маньчжурский, аралия, лимонник, элеутерококк и др. в сочетании со знаменитым сахалинским высокотравьем.

Сегодня два маяка — Холмск и мыс Слепиковского — являются частью круглогодичной навигационно-гридрографической подсистемы. Маяк Слепиковского до настоящего времени несет свою службу и привлекателен как произведение инженерного искусства для посещения туристами, но требует защиты вследствие активного разрушения берега. Функционирование туристического маршрута «Мыс Слепиковского и маяк Слепиковского» возможно с мая по октябрь.

Карточка маяка
Местоположение: Сахалинская область, Холмский городской округ, мыс Слепиковского
Координаты: 47.302743, 141.967177
Год основания: 1943
Строитель маяка: Синобу Миура
Смотритель маяка: Юрий Гаспаров
Высота огня от уровня моря: 23,6 м
Дальность видимости: 16 миль (30 км)
Современная эксплуатация: действующий
История маяка

21 мая 1870 года был основан русский военный пост Маука — в этот день со шхуны «Восток» на западный берег острова Сахалин с инструментом и запасами продовольствия сошли 10 человек: унтер-офицер и 9 солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона. Выбор места для строительства поста чуть севернее айнского селения было возложено на поручика В. Т. Фирсова.

Маяк Коноторо (до 1945 года) на мысе Слепиковского (Ноторо) был построен в 1943 году японцами как один из 25 маяков и створных знаков, установленных на южной части Сахалина в ходе правления японского губернаторства Карафуто (японское название острова Сахалин) в период с 1905 по 1945 годы.

Маяк Коноторо. Из архива Береговой охраны Японии

Маяк Коноторо. Из архива Береговой охраны Японии

После принятия маяка в ведение Гидрографической службы флота СССР мыс Коноторо получил нынешнее его название — Мыс Слепиковского, а в след за ним был переименован и маяк. 12 октября 1948 года в Извещении мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота №420 было объявлено о переименовании «маяка Коноторо» в «маяк Слепиковского». Так, мыс и маяк были названы в честь командира русского Чиписанского партизанского отряда штабс-капитана Бронислава Владиславовича Гротто-Слепиковского, сражавшегося во время русско-японской войны и погибшего в 1905 году в бою с японским десантом на южном Сахалине у озера Тунайча. Южный Сахалин обороняли несколько партизанских отрядов общей численностью 1363 человека и 198 лощадей (по состоянию на июнь 1905 года). В Чеписанском отряде штабс-капитана Гротто-Слепиковского насчитывалось 175 человек, 36 лошадей и один пулемет.

Фото: wikimedia.org

Фото: wikimedia.org

23 июня на мысе Крильон появилась японская береговая эскадра, состоявшая из 53 судов с десантом из дивизии пехоты, четырех орудийных батарей и нескольких эскадронов кавалерии. Отряд Слепиковского на момент высадки японского десанта находился в деревне Чеписани на берегу Анивского залива в 10-15 верстах от места высадки десанта. Партизаны под командованием Слепиковского держали оборону в течение 35 дней. Чтобы покончить с дружиной Слепиковского японцы назначили особый отряд и придали ему батарею скорострельной артиллерии из восьми орудий. 28 июля русские партизаны были окружены. М. Андреев 28 октября 1905 года из Хабаровска докладывал: «Штабс-капитан Слепиковский с биноклем в руках стоял на валу и бесстрашно наблюдал за огнем, ободряя людей. Более двух часов длилось обстреливание. Около девяти часов утра одним из с нарядов Слепиковский был поражен в поясницу и убит на месте; с ним поражено осколками четыре дружинника. Так пал этот честный воин — одиноко со своей дружиною державшийся 35 дней в дебрях пустынного острова за 10 000 верст от родины и сражавшийся без всякой надежды на помощь, которая ниоткуда и никоим образом не могла к нему явиться». На месте гибели партизанского отряда проводились поисковые экспедиции. В 1989 и в 1990 годах на месте боев были обнаружены остатки по меньшей мере 65 человек, которые были с почестями захоронены в девяти братских могилах.

Первоначально оптическая система японского производства диаметром 600 мм оснащалась керосинокалильными, затем ацетиленовыми горелками, впоследствии замененными электрическими лампами. Вращение осветительного аппарата осуществлялось при помощи часового механизма.

Маяку на мысе Слепиковского в 2023 году исполнилось 80 лет. Фото: Марина Круглякова

Маяку на мысе Слепиковского в 2023 году исполнилось 80 лет. Фото: Марина Круглякова

В 1951–1952 годах было проведено переоснащение маяка — он был переведен на автономное электрическое освещение. 8 июля 1952 года Извещением Гидрографической службы Тихоокеанского флота №249 было объявлено о вводе в действие электрического маяка вместо ацетиленового. Маяк начал светить с характеристикой: свет 1 сек + темн. 14 секунд — период 15 секунд, то есть 4 проблеска в минуту. Дальность видимости огня таким образом увеличилась до 16 миль (30 км). Также на маяке был установлен новый светооптический вращающийся аппарат марки ЭМ 35/1 с лампой марки ММ-9 мощностью 50 ватт. Аппарат был изготовлен на заводе №338 ВМС (позднее назывался «Завод штурманских приборов») в Ленинграде. В аппарате были установлены 4 дисковые линзы марки Л-350. Сила света маяка составила 166 тыс. свечей, а сила света лампы 1040 свечей. Вращение аппарата производилось электромотором мощностью 125 ватт. Для электропитания маяка были установлены два бензиноэлектрических аппарата марки Л-3/2 с моторами мощностью по 3 л. с. и генераторами мощностью по 1,5 квт. Прежний световой фонарь при этом остался в качестве резервного.

Новому переоснащению маяк подвергся уже в 1962 году. В фонарном сооружении вместо аппарата ЭМ-35/1 на тумбе и подъемно-фокусирующем устройстве была установлена цилиндрическая линза марки Л-500, выпущенная Горьковским стекольным заводом. Наружный диаметр линзы составлял 608 мм, высота — 510 мм, фокусное расстояние — 250 мм. Новым источником света стала электролампа марки ММ-16 мощностью 250 ватт. Эффективная сила света маячного огня таким образом составила 17 577 свечей. Дальность видимости огня при этом сохранилась прежней. Изменилась при этом светотехническая характеристика маяка: свет 1,5 сек. + темн. 10,5 сек — период 12 сек., то есть 5 проблесков в минуту.

Маяк делает пять проблесков в минуту. Фото: Марина Круглякова

Маяк делает пять проблесков в минуту. Фото: Марина Круглякова

Помимо новых источника света и оптического устройства в 1961 году маяк получил и новый источник питания — был установлен ветроэлектрогенератор марки ВЭ-5 мощностью 1,60 квт и 12 аккумуляторов марки 6 СТЭ-128. Ветряной источник энергии проработал до 1967 года. В качестве резервного источника в это время применялся бензоэлектрический аппарат марки Л-6/3 с двигателем мощностью 6 л. с. и генератором мощностью 2,80 квт постоянного тока.

В 1973 году маяк получил новый светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 ватт. В качестве источника электропитания была установлена автоматическая ветровая электростанция марки АВЭС-1-5 мощностью 1 квт. К сожалению, как и предыдущая ветровая установка, она проработала недолго — из-за сильных штормовых ветров она довольно быстро вышла из строя. Маяк продолжил работать, получая электропитание от двух дизель-электрических агрегатов мощностью 20 и 10 квт.

В 1990 году снова изменилась светотехническая характеристика проблескового огня: свет 3 сек. + темн. 9 сек — период 12 сек, то есть при сохранении прежней частоты 5 проблесков в минуту была вдвое увеличена длительность проблеска. Наконец, в 1991 году маяк был переведен с автономного энергообеспечения на постоянное — Холмской западной электросетью была построена воздушная ЛЭП длиной в 3 км и маяк был подключен к государственной системе электроснабжения острова Сахалин.

Команда проекта Русского географического общества и Центра Современной Истории по изучению исторических маяков России в августе 2023 года поработала на острове Сахалин и обследовала маяк.

План жилого дома при маяке Коноторо. Из архива береговой охраны Японии

План жилого дома при маяке Коноторо. Из архива береговой охраны Японии

Описание маяка

Маяк Слепиковского располагается на высоте 5,40 м над уровнем моря и представляет собой бетонную коническую башню высотой 23,6 метров, имеющую ограждение верхнего балкона. Как это предусмотрено в японских традициях маячного строительства башня имеет балкон, на котором установлен цилиндрический бетонный цоколь фонарного сооружения высотой 2,80 м и внутренним диаметром 4,20 м. Башня у основания имеет диаметр 5,50 м и в верхней части 4,50 м. Толщина бетонных стен в основании составляет 80 см, а в верхней части — 30 см. Внутреннее цилиндрическое помещение имеет диаметр 3,90 м. В центре помещения установлена вертикальная железобетонная труба наружным диаметром 1,30 м. Труба служит опорой для установки на нее винтовой железобетонной лестницы шириной 1,30 м и является каналом для прокладки кабелей электропитания маячной аппаратуры. Возможно, эта труба первоначально служила для перемещения груза, приводившего в движение часовой механизм вращения оптической системы маячного аппарата.

Балкон с цилиндрической рубкой поддерживают 16 массивных кронштейнов, придающих маяку индивидуальный архитектурный облик. Цилиндрическое фонарное сооружение диаметром 3,20 м имеет двухъярусное остекление — в каждом ярусе располагается по 12 выгнутых штормовых стекол толщиной 8 мм. Стекла этих двух ярусов различны по высоте: нижние имеют высоту 1,20 м, верхние — 0,90 м. Крыша фонарного сооружения представляет собой медный купол с установленным на ней дефлектором и ромбоуказателем — молниеприемником высотой 2,80 м.

В маячную башню можно попасть по соединительному коридору, в котором имеется пара косых ромбовидных окон. Лестница проходит через пристройку и ведет в башню маяка. На втором этаже небольшая площадка с окнами и выходом на верхний этаж пристройки. Винтовая лестница идет мимо сдвижного окна — нижнюю половину фрамуги можно поднять вверх. В центре маячной башни сделана полая колонна для контроля за грузом поворотного механизма светоэлемента. По всей высоте маяка имеется 3 таких технологических отверстия с деревянными дверцами. На верхней площадке — вход к сердцу маяка — в рубку со светооптическим аппаратом, который установлен на поворотном механизме. Из рубки наружу можно выйти на круговой балкон с панорамным видом. К линзе со светоэлементом имеется проход по стальной винтовой лесенке. Весьма оригинальное конструктивное решение мы можем наблюдать с наружной стороны фонарной рубки. Здесь снаружи стальной рамочной конструкции сделаны поручни и подножки для содержания стекол в чистоте и для технического обслуживания крыши.

Примечательно что все маяки Южного Сахалина выполнены в единообразной цветовой схеме за исключением маяка Слепиковского (Коноторо), окрашенного в красный цвет. Все остальные маяки времени губернаторства Карафуто были окрашены в черно-белую горизонтальную линию.

Характеристики маяка

Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Mys Slepikovskogo (Konotoro Misaki).

Координаты: 47° 18.1´ N, 141° 58.0´ E; белый, проблесковый огонь Fl.W., период 12 с.: fl. 3s, ec. 9s.

Красная круглая бетонная башня / Red round concrete tower.

Высота огня от основания / высота башни 92 фута.

Высота огня от уровня моря: 30 м / 98 футов.

Дальность видимости / Range (approximate) in nautical miles — 16 миль.

Видимость (створ): 343°-177°.

Резервный огонь / Reserve light range L.Fl.W. 12s, 10M. F.W. fishing light shown at Sadovniki.

Автор: Ефимов Константин

Автор: Ефимов Константин

О Проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».