Маяк Нерва

МАЯК НЕРВА

Маяк на острове Нерва находится в восточной части Финского залива, в Выборгском районе Ленинградской области. Маяк один из самых молодых, которые построены на Внешних островах. Его возвели в 1945 году после окончания Великой Отечественной Войны на месте разрушенного. Высота над уровнем моря 37 метров. В хорошую погоду вспышку маяка видно за 30 км. На острове Нерва сохранились петроглифы 19-20 веков, что является историко-культурным наследием.

Карточка маяка
Местоположение: северная часть острова Каравалдай, Финский залив, Ленинградская область
Координаты: 60.245000, 27.958341
Год основания: начало XIX века, 1945
Строитель маяка: Леонтий Васильевич Спафарьев (начало XIX века)
Высота огня от уровня моря: 44,7 м (144 фута)
Дальность видимости: 30 км / 18М
Статус: действующий
Описание: решетчатая башня прямоугольного сечения высотой 37 м
История маяка
Вид на маяк с острова Тютерс. Фото: Татьяна Колосова

Вид на маяк с острова Тютерс. Фото: Татьяна Колосова

В середине XVIII века гидрограф Алексей Иванович Нагаев в «Лоции Балтийского моря» привел описание острова Нерва в отделении с названием «Об островках и мелях, севернее фарватера лежащих»: «Островок Нерва мал, низок, гол, каменный, длину имеет на северо-запад и юго-восток 200, ширину 70 саженей, высоту 34 фута английских, от которого к югу и северу вышли небольшие рифы, а с восточной и западной стороны к нему приглубоко».

Построить маяк на острове Нерва было непросто, потому что при подъеме воды он затоплялся ею. В начале XIX века Леонтий Васильевич Спафарьев предложил поставить опознавательную башню на острове Нерва. В «Атласе маяков», изданном в 1814 году, директор маяков и лоции отметил в лоции деревянную башню. Высота сооружения составила 65 футов (около 20 м). Шестигранная усеченная пирамида была увенчана конусообразной крышей. В 1831 году директор маяков и лоций Балтийского моря Леонтий Спафарьев разработал проект новой деревянной башни маяка, но не сделал никого распоряжения о строительстве, а затем отказался от этого замысла. В мае 1833 года Леонтий Васильевич выступил с представлением о том, что деревянная башня или знак, разрешенные к построению, он признает неудобным. По образу своей конструкции такой знак подвергнется скорому сгниению и разрушению, а приезжающие на Нерву для ловли рыбы крестьяне «расхищают железо, следовательно, и башня сия, будучи лишена ими железных скреплений, осталась бы без всяких связей и ненадежною к дальнейшему существованию. Кроме того, замечено, что прежде бывшая на Нерве деревянная башня уничтожена не столько от ветхости, сколько от расхищения деревянных частей, притом несколько раз загоралась от того, что приезжали туда крестьяне и разводили в ней огонь». В 1835 году были готовы два проекта каменной башни: сплошной каменной башни для поддержания огня или каменной башни с пространством внутри, что «в случае разбития при острове судна экипаж его мог найти временное убежище в башне». В августе следующего года строительство завершилось. Новая башня достигала в высоту 41 фут (около 12,5 м) и 66 футов (около 20,1 м) от уровня моря. Маяк красили в светло-красный цвет. Каменная башня простояла на острове до постройки чугунного маяка. Прежнюю каменную башню понизили в высоте и обратили в кладовую для маячной прислуги, сохранив постройку и сделав ее частью маячного городка.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

14 апреля 1865 года инженер-штабс-капитан Ракитин составил генеральный план острова Нерва с показанием предполагаемых работ по сооружению маяка и постройке зданий и служб при нем. Первоначально изготовление башни намеревались заказать заводу Чарльза Берда, но оказалось, что для казны выгоднее сделать заказ за границей, так как объявленная петербургским заводом цена была значительно выше сметной. По опыту маяка Сескар изготовление чугунной башни заказали в Англии заводу Тивидальской компании возле Бирмингема. Для исполнения заказа инженера Ракитина отправили в Англию и дали инструкцию: кроме заказа башни маяка Нерва и приобретения светооптического аппарата ему доверяли заказ еще трех линз: для маяка Толбухин, Соммерс и Верхнего Гогландского маяка. Кроме того, инженеру поручили изучить принципы электрического освещения маяков в Англии и Франции. В 1867 году на острове поставлен первый маяк: круглая башня каменной кладки высотою в 28 метров.

Высота огня от основания составила 92 фута (около 28 м) и над морским ординаром 118 футов (около 36 м). Башня состояла из 108 чугунных щитов, которые складывались в десять колец. По горизонтали и вертикали конструкцию скрепляли болты и гайки. В башне маяка были сделаны маленькие иллюминаторы для света и воздуха, а чугунные двери установили нарочито крепкие с неразрушимым замком. Лестницу с чугунными ступеньками и железными перилами покрыли красным деревом. Верхний этаж башни сделали теплым для прислуги — внутри обшит досками и войлоком. Заводу братьев Чанс заказали изготовление светооптического аппарата 2-го разряда. Маяк светил белым постоянным огнем с дальностью видимости 12 морских миль. Остров открытый, поэтому жилые постройки и службы укрывал от ветра и снега мощный каменный забор.

При маяке построили деревянный дом смотрителя, дом для служителей маяка, баню, каменную кладовую с башней для колокола, в который звонили для предостережения мореплавателей в туманное время.

В 1912 году во время подачи туманного сигнала случился казус. 20 июля в 10 часов утра при туманной погоде мимо маяка Нерва проходил крейсер «Аврора» с морским министром на борту. С крейсера били в туманный колокол, но с маяка был слышен звон без перемены. По правилам во время тумана, вьюги, метели или пасмурной погоды с маяка отбивали двухударный звон с перерывами не более трех минут. Когда на маяке был слышен туманный сигнал с судна (звук сирены, рожка, колокола или выстрелы из пушки), то звон того же характера, но несколько учащенного темпа и без перерыва продолжался до тех пор, пока по ослаблению или отсутствию сигнала с судна можно было судить, что оно миновало маяк или ближайшую к нему опасность.

В колокол на маяке Нерва били без перемены вопреки правилам. Морской министр Иван Григорович нашел невозможным, чтобы свистки с «Авроры» не были слышны на маяке в то время, когда звон колокола был слышен на крейсере. Министр приказал наложить на смотрителя маяка строгое взыскание за несоблюдение правила, уложенного в «Описании маяков Балтийского моря». Громкое дело дошло до директора маяков и лоции, который рапортовал в Главное гидрографическое управление, что им был сделан выговор смотрителю маяка за плохое наблюдение за исполнением обязанностей служителем, а смотритель уже оштрафовал служителя за его проступок.

В начале ХХ столетия маяк красили в белый цвет с красным фонарным сооружением. Тогда же маяк соединили телефоном с городом Нарва через остров Лавенсари. На северной оконечности острова спуск и бухта, куда можно было швартоваться при умеренных ветрах и без зыби. При маяке работала зимняя спасательная станция. С 1906 года при маяке учредили наблюдательный пункт. Тогда Главный морской штаб запросил у Дирекции маяков и лоции Балтийского моря размещения личного состава наблюдательного пункта в маячных постройках или на самом маяке: одного квартирмейстера, двоих сигнальщиков и двоих человек из нижних чинов. Дирекция маяков и лоции не увидела препятствий и позволила разместить людей в банном помещении или в одной из кладовых при условии снабжения их топливом для варки пищи, так как отпуск дров смотрителю маяка был рассчитан только на команду его служителей. В северной части острова разместили семафорную мачту: сигнальщикам предстояло на месте практиковаться в переговорах на расстоянии и знакомиться с технической стороной приборов. Кроме того, сигнальщиков обучали грамоте, в программу входили теоретические и прикладные знания: чтение и письмо, четыре правила арифметики, знание флагов военных и международных сводов, набор и разбор сигналов по книгам, устройство и приготовление к действию сигнальных фонарей и производство сигналов ночью, разговор по телефону, составление телеграмм, производство туманных сигналов, переговоры семафором, знание азбуки Морзе, а также разбор и составление сигналов по Приктографу.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

С началом советско-финляндской войны чугунный маяк Нерва погиб: маяк взорвали, а отдельные чугунные осколки во время Великой Отечественной войны служили частями орудийных двориков. Вокруг временного деревянного знака — ажурной десятиметровой вышки — были построены многочисленные землянки из камней. Приблизительно в 1945 году взамен временной деревянной башни был построен новый маяк. Металлическая ажурная конструкция с открытой площадкой наверху. Первоначально маяк работал с помощью советского светооптического аппарата Ф-500. Сегодня на порфире встречаются высеченные в камне имена советских солдат и изображения красной звезды, здесь же в ложбинах гнездятся чайки, а на поверхности островка лежат осколки башни и остатки мощных болтов, некогда скреплявших крепкие чугунные кольца маяка Нерва.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

Описание маяка

В наши дни на высоте 44,7 м над уровнем моря (144 фута) светит аппарат АСА-500.

Характеристики маяка

Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Nerva (Ostrov Nerva).

Координаты: 60° 14.8´ N, 27° 57.3´ E.

Огонь Бл Пр 8 с / Fl.W., период 8s fl. 1s, ec. 7s; дальность видимости 18M.

Красно-белая четырехсторонняя каркасная конструкция, черный верх. / Red and white four-sided framework structure, black top. 121 фут.

Резервный огонь / Reserve light, дальность видимости 14M.

О проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».

Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка