Маяк Родшер
Маяк Родшер (Родшхер, Руускери), самый западный островной маяк России, сохранил свой облик с 1886 года и располагается на скалистом одноименном острове в центральной части Финского залива, в 18 км к западу от острова Гогланд. Маяк автономный, работает на солнечных батареях, люди там не живут. Маяк Родшер был отремонтирован в рамках совместного проекта Русского географического общества и Военно-морского флота Российской Федерации «Маяки России». Это проект, в котором добровольцы со всей страны занимаются благоустройством маячных городков.
Местоположение: | остров Родшер, центральная часть Финского залива, Ленинградская область |
Координаты: | 59.968681, 26.679760 |
Год основания: | 29 июня 1886 |
Высота огня от уровня моря: | 20 м (65 футов) |
Дальность видимости: | 15 миль |
Статус: | действующий |
Описание: | автономный |
Вид на маяк, 29 августа 1944. Фото: wikimedia.org
Островок Родшхер по описанию мастера Грекова в длину с севера на юг 90 саженей, в ширину 64 сажени, а в высоту 14 футов. Его название происходит от шведского Rödskär, то есть красная шхера, дословно «шхерный остров». Низменный гранитный остров будто сглажен морскими волнами. На камнях отдыхают бесчисленные тюлени, а со стороны западного берега стоит грустный часовой — севший на мель в 2008 году теплоход «Лотос».
Первый навигационный знак в виде неосвещаемой башни был построен на острове еще в XVIII веке. Адмиралтейств-коллегия в 1805 году постановила: «…для безопасности от Стеншера и Родшера поставить на сих островах башни, различая оные фигурою, краскою и разновидными вершинами». Сохранились еще документы, в которых говорится о необходимости построить маяк на острове Родшхер, появились в 1806 году.
В 1807 году Морской министр адмирал П. В. Чичагов приказал привести в порядок разваливающиеся неосвещаемые башни на островах Финского залива, в том числе на острове Родшер, «… существующие более 20 лет и пришедшие в совершенную ветхость». Новая деревянная башня была возведена по постановлению 1805 года только в 1811 году.
Сарычев так описал ее в 1817 году: «На острове имеется башня деревянная высотою от фундамента 60 и от поверхности моря 72 фута: она осьмигранная, выкрашена черною и белою краскою вдоль полосами…»
С началом Крымской войны 1853–1856 годов командир Ревельского порта приказал погасить Родшерский маяк. Осветительный аппарат был снят и вместе с обслуживающим персоналом вывезен на материк в финскую деревню Рогенсальме. Как только русские корабли стали контролировать эту часть Финского залива (в октябре 1854 года), свет маяка вновь осветил морские просторы, указывая путь нашим кораблям.
Фото: Андрей Стрельников
«Описание маяков Российской империи», составленное в 1872 году, относит основание маяка к 1818 году: «Маяк шестисторонний, деревянный, с таковыми же службами для прислуги». Этому описанию соответствует изображение маяка в атласе Леонтия Спафарьева: шестигранная башенка 72 фута в высоту (около 22 м) с острой конусообразной крышей. В фонарном сооружении служил отражательный аппарат из шести ламп, которые заправляли сурепным маслом. Свет маяка был «вертящимся»: огонь открывался мореходам на 10 секунд и закрывался на 50 секунд. Дальность видимости белого огня маяка составляла 9 морских миль.
В 1849 году Строительный департамент Морского министерства ассигновал 6499 рублей серебром на постройку нового деревянного Родшхерского маяка с караульным бревенчатым домом вместо обветшавшего деревянного маяка. В издаваемой от Академии наук газете «Санкт-Петербургские ведомости» троекратно объявили о торгах 14 и 18 июля 1849 года. Подрядчику предлагали построить на крохотном острове Родшхер вдали от большой земли маяк и караульный дом из собственных материалов, припасов и при помощи своих людей, не требуя от казны никакого пособия. Для постройки должны были использовать материалы лучшего качества: бревна сосновые прямые не суковатые и не свилеватые, не дряблые, без табачных сучьев, без синей оболоки и сухие. Доски для строительства применять чистые, без трещин, без сердцевины. Плиты крепкого слоя, удобные к теске, невыветривающиеся, не распадающиеся на воздухе, без расслоев, не ноздреватые, твердые и выломанные до января сего же года. Допускался кирпич двух видов: красный и полужелезный, при ударении которого слышен металлический звук. К работам необходимо было приступить не позднее 1 августа и сделать их прочно, правильно и чисто. На таких сложных условиях никто не явился к торгам, а работы были поручены в хозяйственное расположение капитана Дмитриева. В 1850 году на месте прежней башни была построена новая тех же размеров и конструкции. В 1859 году конструкцию маяка перекрасили в желтый цвет с красной крышей.
Фото: wikimedia.org
С 1867 года при маяке служили два туманных колокола, в которые звонили через кратчайшие промежутки времени. Если на маяке слышали звук рожка, колокола или выстрела с корабля, то в ответ давали частый перезвон. В 1902 году Дирекция маяков обсуждала с Главным гидрографическим управлением установку пушки Энгстрема на маяке. Орудия громко выстреливали, а на год службы требовалось приблизительно 4000 патронов. Если в году 350 туманных часов, то из расчета по два выстрела через каждую четверть часа, расход составлял 2800 патронов, а остальные 1200 лежали в запасе и на случай задержки снабжения. Из-за неудобства доставки патронов от идеи отказались, и с 1904 года туманные сигналы производила пневматическая сирена с керосиновым двигателем. Над морем расходились три коротких звука продолжительностью по две секунды. После каждого из звуков следовали три секунды тишины, а между группами стояла тишина 48 секунд. Звуки были слышны на расстояние четырех морских миль, а в тихую погоду свыше чем на восемь миль. Если на глазах смотрителей судно терпело крушение, маяк подавал сигналы на спасательную станцию острова Гогланд, откуда приходила помощь.
К началу 1880-х годов после долгих лет службы деревянная башня маяка пришла в ветхость. Вместо нее директор маяков и лоций предлагал установить металлическую башню по образцу маяку острова Рухну, но доводы Строительного отделения Морского технического комитета убедили управляющего Морским министерством согласиться с проектом строительства кирпичной башни. К 1884 году инженер-полковник Случевский провел зондировку грунта для будущей посадки маяка: «Остров… по наружному виду представляет собой гряду булыжного камня, возвышающуюся над морем на 12 саженей в высшей точке… Возвышенная средняя площадка его имеет в длину 12 саженей. На этой площадке находится деревянный маяк, баня и дом для семейных сторожей, составляющий в настоящее время все население острова. Новую башню целесообразно поставить на середине этой площадки. Остров со всех сторон усеян каменными рифами на протяжении 100-150 саженей от берега, из которых некоторые возвышаются на 10 футов над уровнем моря… Никакой растительности на острове не имеется, за исключением двух небольших огородов, на которых выращивается картофель да Растительная земля для этих огородов добыта с большим трудом с помощью многолетнего собирания морской травы, приносимой изредка и в самом небольшом количестве морскими прибоями, да навоза от двух-трех свиней — единственных представителей домашнего скота на острове».
Фото: Андрей Стрельников
В 1885 году на островке была построена круглая краснокирпичная башня высотой 53 фута (около 16 м). Чуть позже открылась служба маяка — с 29 июня 1886 года маяк был вновь освещен. Из Франции был заказан и установлен в фонарном сооружении френелевский аппарат 3-го разряда. На высоте 65 футов над морским ординаром вспыхивал белый огонь маяка: 17 проблесков в минуту.
В 1920 году остров Родшхер был передан Независимой Финляндии, которая вскоре перестроила башню маяка. Кирпичная кладка страдала от штормовых ветров и суровых морозов, поэтому башню маяка одели в армированную бетонную рубашку, придав ей восьмигранную форму.
Архивное фото, 1944 год. Источник: wikimedia.org
За все годы службы Родшер не раз оказывался свидетелем военных действий. В первый год Великой Отечественной войны маяк попал под обстрелы вражеской авиации: все постройки маячного городка сгорели, осталась только поврежденная башня маяка, здание холодильника из булыжного камня и кирпичные стены отделения сирены. На первых послевоенных снимках маяка виден горн над зданием туманной сирены, в 1952 году это здание было переделано в жилой дом. С 1951 по 1952 год на островке строили новые здания маячных служб и жилые сооружения. Тогда же установили наутофон. В годы войны и первые годы после ее окончания фонарное сооружение маяка не было закрыто штормовыми стеклами, на куполе сохранялись осколочные пробоины. Пока на острове не отстроили заново маячный городок, смотрителям негде было жить. За стеклами линзы установили керосинокалильную горелку «Марш», выпущенную приблизительно между 1914 и 1918 годами. Другой, более совершенной техники на складе в тяжелые послевоенные годы было никак не отыскать. Но такая аппаратура требовала чуткого наблюдения за ее исправностью: малейший сквозняк был способен разбить легкую сетку из солей и металлов и вывести из строя маяк, тем более когда фонарное сооружение оставалось без штормовых стекол. По этой причине на балконе маяка установили ацетиленовый фонарь Ф-300 — резервный огонь, служивший на маяке, пока на остров не вернулись люди. Первый начальник маяка В 1950-х годах был смотритель Воеводин. В 1960-х годах здесь начинал маячную службу восемнадцатилетний Николай Тихонович Макоренков — ныне старейший смотритель маяков Финского залива. Хотя в наши дни маяк продолжает работать в автоматическом режиме с помощью солнечных панелей и светодиодного оборудования, он исправно светит людям — людям моря!
В 1950-х годах на острове построили красную каменную восьмигранную ажурную башню и новые жилые и служебные помещения. Маяк стал работать в полностью автоматическом режиме. В настоящее время он светит белым проблесковым огнем на расстояние до 15 миль. Маяк оборудован радиолокационным маяком-ответчиком.
Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Ostrov Rodsher.
Координаты: 59° 58.1´ N, 26° 40.8´ E.
Огонь белый проблесковый (два проблеска) Бл Пр (2) период 15 с / Fl. (2)W., период fl. 1s, ec. 3s, fl. 1s, ec. 10s; дальность видимости 15M.
Высота огня от уровня моря 20 м (65 футов).
Красная восьмиугольная башня. / Red octagonal tower. 62 фута.
Резервный огонь / Reserve light, дальность видимости 6M.
Радиомаяк с позывным W (• — –).
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».