Маяк Русский
Маяк Русский — один из первых маяков, возведенных для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Построен на месте старого в 1953 году и находится на острове Большой Олений. Сейчас маяк обеспечивает вход в пролив Большой Олений и плавание в прилегающей к острову акватории моря.
Еще один одноименный маяк известен с 1861 года (он же Свято-Троицкий), который находится на Волошской (Русской) косе на берегу реки Южный Буг Черного моря.
Большой Олений остров расположен в Кольском районе Мурманской области в Баренцевом море. На острове с давних времен живут уникальные краснокнижные птицы — гаги, крачки, множество подвидов чаек, кулики и еще много других видов. Это связано с местоположением острова — пути птиц пролегают как раз над Кольским заливом недалеко от выхода в открытое море, где им удобно останавливаться на ночлег, кормежку или гнездовье. Так на небольшой площади острова — 1197 км² — сконцентрировано огромное количество представителей северной фауны.
Местоположение: | Баренцево море, Кольский район Мурманской области, остров Большой Олений |
Координаты: | 69.078056, 36.346667 |
Год основания: | 1925, 1959, 1978 |
Высота огня от уровня моря: | 49 м (162 фута) |
Высота маяка: | 24 м (79 футов) |
Дальность видимости: | 19 морских миль |
Современная эксплуатация: | Действующий |
Описание: | Цилиндрическая железно-бетонная монолитная башня желтого цвета с красным стальным фонарным сооружением |
Сам остров впервые упоминается в карте 1779 года, составленной офицерами фрегата «Евстафий» эскадры контр-адмирала Хметевского.
До начала ХХ века остров называли также Русским, или Дальним, в отличие от острова Немецкого, или Ближнего (ныне Малый Олений), лежащего между островом Кильдин и Териберской губой. Отсюда и название маяка.
В конце XIX века вдоль Мурманского побережья стали все чаще ходить пароходы и появилась необходимость в создании навигационной системы. В 1909 году на материке напротив острова Большой Олений выстроили створ деревянных знаков. На 1915 год Главным гидрографическим управлением была запланирована установка на острове светового маяка. Однако в связи с Первой Мировой войной строительство маяка вынуждены были отложить и вернулись к нему только после Гражданской войны, когда Советское правительство уже приняло решение об освоении Северного морского пути.
Вид от жилого здания, 1974 год. Фото: Лобанов Вячеслав
Советское правительство строило большие планы относительно Северного морского пути. Уже в 1921 году были организованы ежегодные Карские товарообменные экспедиции по экспортно-импортным перевозкам между портами Западной Европы и реками Западной Сибири. К концу 1920-х годов они превратились в регулярные широкомасштабные транспортные операции с участием десятка судов. Их успех зависел не только от надежной ледовой разведки, метеосводок и прогнозов погоды, но и от навигационного ограждения опасностей на маршруте. В числе первых, маяков был Большой Олений, возведенный в 1925 году на западной оконечности острова.
Маяк обозначал вход в пролив и указывал якорное место у становища Захребетное. Установлен на северо-западной оконечности острова Большой Олений в Баренцевом море в 40 милях к востоку от острова Кильдин. Башня его имела вид четырехгранной пирамиды, стороны которой были обшиты досками с просветами и окрашены белыми и черными горизонтальными полосами. Внизу у пирамиды была выстроена белая будка для вахты и хранения керосина.
В 1925 году, чтобы предотвратить гибель птиц из-за массовой вырубки дров, на острове под руководством Мурманской биологической станции создали заповедник с запретом на охоту и сбор птичьих яиц.
28 февраля 1935 года вышел приказ о формировании Беломорской лоцдистанции, в состав которой вошел 21 беломорский маяк, включая один плавучий. В 1994 году на Белом и Баренцевом морях работало 84 световых маяка. На 2022 год на Белом море насчитывается 35 маяков, из них четыре обслуживаются личным составом, остальные переведены в автоматический режим работы.
Долгое время на маяке работали начальниками В. Попов и В. Н. Пешин.
В 1953 году вместо старого маяка возвели монолитную железобетонную башню желтого цвета высотой 28 м с красным стальным фонарным сооружением. Источником красного света служил электрический вращающийся светооптический аппарат ЭМВ-930 с группопроблесковой характеристикой огня, установленный на высоте 49 м от уровня моря. Дальность действия 35 км. Маяк оборудовали круговым радиомаяком КРМ-300 дальностью действия свыше 175 км и наутофоном.
В 1998 году маяк перевели в разряд автоматических с питанием световой аппаратуры АСА-500 от двух комплектов радиоизотопных энергетических установок РЭУ-3-2К.
Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Ostrov Bol'shoy Oleniy.
Координаты: 69° 04.7´ N, 36° 20.9´ E.
Белый, проблесковый (три проблеска) Fl. (3)W., период 14 c, fl. 0.5s, ec. 0.5s; fl. 1s, ec. 0.5s; fl. 0.5s, ec. 11s.
Желтая круглая башня / Yellow round tower.
Высота высота башни 79 футов.
Дальность видимости / Range (approximate) in nautical miles — 19 миль.
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».