Маяк Русский

МАЯК РУССКИЙ

Один из первых маяков, возведенных для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Перестроен на месте старого в 1953 году

— Остров Большой Олений, маяк Русский

Маяк Русский
/
Карточка маяка:
Местоположение: Баренцево море, Кольский район Мурманской области, остров Большой Олений
Координаты: 69°4'41» с. ш., 36°20'48» в. д.
Год основания: 1910, современная бетонная конструкция — 1953
Высота огня от уровня моря: 24 метра (79 футов)
Дальность видимости: 19 морских миль
Современная эксплуатация: Действующий
Заповедный остров

Большой Олений остров расположен в Кольском районе Мурманской области в Баренцевом море. На острове с давних времён живут уникальные краснокнижные птицы — гаги, крачки, множество подвидов чаек, кулики и ещё много других видов. Это связано с местоположением острова — пути птиц пролегают как раз над Кольским заливом недалеко от выхода в открытое море, где им удобно останавливаться на ночлег, кормёжку или гнездовье. Так на небольшой площади острова — 1197 км² — сконцентрировано огромное количество представителей северной фауны.

Сам остров впервые упоминается в карте 1779 года, составленной офицерами фрегата «Евстафий» эскадры контр-адмирала Хметевского.

В 1925 году, чтобы предотвратить гибель птиц из-за массовой вырубки дров, на острове под руководством Мурманской биологической станции создали заповедник с запретом на охоту и сбор птичьих яиц.

Маяк

В конце XIX века вдоль Мурманского побережья стали всё чаще ходить пароходы и появилась необходимость в создании навигационной системы. В 1909 году на материке напротив острова Большой Олений выстроили створ деревянных знаков. На 1915 год Главным гидрографическим управлением была запланирована установка на острове светового маяка. Однако в связи с Первой Мировой войной строительство маяка вынуждены были отложить и вернулись к нему только после Гражданской войны, когда Советское правительство уже приняло решение об освоении Северного морского пути.

Советское правительство строило большие планы относительно Северного морского пути. Уже в 1921 году были организованы ежегодные Карские товарообменные экспедиции по экспортно-импортным перевозкам между портами Западной Европы и реками Западной Сибири. К концу 1920-х годов они превратились в регулярные широкомасштабные транспортные операции с участием десятка судов.

Их успех зависел не только от надежной ледовой разведки, метеосводок и прогнозов погоды, но и от навигационного ограждения опасностей на маршруте. В числе первых, маяков был Большой Олений, возведенный в 1925 году на западной оконечности острова.

Маяк обозначал вход в пролив и указывал якорное место у становища Захребетное. Установлен на северо-западной оконечности острова Большой Олений в Баренцевом море в 40 милях к востоку от острова Кильдин. Башня его имела вид четырехгранной пирамиды, стороны которой были обшиты досками с просветами и окрашены белыми и черными горизонтальными полосами. Внизу у пирамиды была выстроена белая будка для вахты и хранения керосина.

В 1953 году вместо старого маяка возвели монолитную железобетонную башню жёлтого цвета высотой 24 м с красным стальным фонарным сооружением. Источником красного света служил электрический вращающийся светооптический аппарат ЭМВ-930 с группопроблесковой характеристикой огня, установленный на высоте 49 м от уровня моря. Маяк оборудовали круговым радиомаяком КРМ-300 и долгое время начальниками работали на нём В. Попов и В. Н. Пешин.

В 1998 году маяк перевели в разряд автоматических с питанием световой аппаратуры АСА-500 от двух комплектов радиоизотопных энергетических установок РЭУ-3-2К. Сейчас маяк обеспечивает вход в пролив Большой Олений и плавание в прилегающей к острову акватории моря.

О Проекте

/
7 просмотров
Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка