Маяк Соммерс

МАЯК СОММЕРС

Маяк Соммерс находится на одноименном острове в северной части Финского залива. На западе ближайший маяк и остров Нерва. Есть две версии происхождения названия: от швед. somar — лето или от фин. sommer — галька, гравий. Второе название острова — «Маяк», бытовавшее с 1950 по 1959 год прижилось только в англоязычной литературе.

Необитаемый, скалистый остров длиной 950 м и шириной 450 м можно обойти за час. В конце 30-х годов на Соммерсе высадили сосны, но они не прижились, и сейчас над морем возвышается лишь маяк и красно-белая башня Региональной системы управления движением судов (РСУДС), которая с 2004 года, которая в автоматическом режиме управляет движением морских судов и маяком.

Карточка маяка
Местоположение: остров Соммерс, северо-восточная часть Финского залива, Ленинградская область
Координаты: 60.207041, 27.641404
Год основания: 1759, 9 октября 1808, 1950
Строитель маяка: типовой проект, 1950
Высота огня от уровня моря: 53 м / 174 фута
Дальность видимости: 14 миль
Статус: действующий в автоматическом режиме
Описание: красная четырехсторонняя рама в виде усеченной пирамиды
История маяка
Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

Первый деревянный маяк был построен по предложению контр-адмирала С. И. Мордвинова, которое он направил Адмиралтейств-коллегии в 1759 году. Он рекомендовал обратить внимание на остров Нерва, между островами Гогланд и Сескар, но Адмиралтейств-коллегия в итоге приказала конторе главного командира Кронштадтского порта установить маяк на острове Соммерс.

27 мая 1807 года был составлен и утвержден проект нового маяка. Составить смету на строительство маяка Адмиралтейский департамент поручил еще в 1805 году капитану 2-го ранга Л. В. Спафарьеву. Завершили строительство каменной белой башни высотой около 9,5 метров в 1808 году на возвышенном западом холме острова. 16 масляных ламп катоптрического аппарата установили на вершине башни. 

Среди 19 маяков, отмеченных в «Атласе Финского залива», выделяется приземистая каменная башенка Соммерского маяка. Этот атлас составил в 1814 году Леонтий Спафарьев, изобразивший вновь возведенный за несколько лет до этого маяк. На карте вокруг маленького острова расходятся длинные лучи, обозначающие дальность видимости маяка. 

9 октября 1866 года дальность видимости была усилена: появился диоптрический вращающийся аппарат по системе Френеля (линза 3-го разряда), который заменил отражательный аппарат. В мае этого же года, во время ремонта, чтобы не прекращать свечение, южнее маяка был построен временный деревянный маяк со старым катоптрическим устройством — горелкой с отражателями.

В начале ХХ столетия Соммерс отправлял мореплавателям белый «вертящийся» огонь с периодом в одну минуту и дальностью видимости 15 миль.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

Тогда в северо-восточной части Финского залива мореходы встречали Соммерс — голый каменный островок с каменным маяком высотой 27 футов от основания и 80 футов от морской поверхности. По документам XIX века длина острова достигала приблизительно 400 саженей, а ширина — около 100 саженей. К северу от маяка в 60 саженях на холме замечено место, где компас, будучи поставлен на землю, не действует. Вся поверхность острова около 4800 квадратных саженей, а береговая линия изрезана так, что описать остров определенной геометрической формой крайне тяжело. Весь остров состоит из порфиров разных цветов: от черного до красно-бурого, поэтому на нем почти нет растительности. Только в ложбинах растет кустарник, а рядом с жилым домом когда-то был разведен огород. Пресной воды на Соммерсе не было, за исключением редких капель колодезной. В таких условиях на островке жили шесть человек маячной команды.

В 1880 году Министерство внутренних дел задумало увеличить население острова еще на 600 человек! В самый разгар политической реакции чиновники министерства предложили Морскому ведомству построить на острове Соммерс тюрьму на 600 человек, осужденных на каторжные работы. Трудных арестантов предлагали обратить к работам по ломке и обтеске камня. Сенат Великого княжества Финляндского не возразил против уступки острова Саммар-э, как его ошибочно назвали полицейские, предполагавшие вынимать камень в пространствах острова, не занятых маяком и зданиями, служащих при нем. Уверенные в скором воплощении своего замысла, жандармы закончили письмо вопросом: не встречаются ли какие-либо препятствия со стороны Морского министерства? Управление Морским министерством тут же исключило возможность соседства маячного городка и тюрьмы на острове: «Маячный огонь, коего непрерывность света сопряжена с безопасностью мореплавателей, был бы предоставлен возможным случайностям. Соседства такого еще нигде не бывало».

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

Доводами представителей Морского министерства были крайне тяжелые условия снабжения острова: «При маяке находится деревянный дом, каменная кладовая, колодец и два колокола. Смотритель — отставной унтер-офицер и при нем пятеро маячных служителей. Провизия для них доставляется в сентябре из Фридрихсгама на всю зиму. Летом на лодках сюда приходят жители острова Гогланд для ловли рыбы, а зимой — за тюленями. Зимнее сообщение Соммерса с прилегающими островами и финляндским материком бывает тогда, когда лед устанавливается прочно. Тогда сообщение случается на лодке, поставленной на полозья, подобно буерам. За всем тем случается, что сильным ветром и волнением установившийся уже лед взламывает, и тогда путешествие по льду сопряжено с опасностью, как это было в 1879 году. Тогда лодку, отправленную с Соммерса во Фридрихсгам, оторвало вместе со льдом от берега и носило по морю. При сем погиб один человек. Из этих сведений можно заключить как об удобстве постройки тюрьмы, так и об удобстве такого соседства для маячного огня». Морскому ведомству удалось отстоять остров и убедить полицейских чиновников в несостоятельности их замысла. Следующие постройки появились на острове только в начале ХХ века.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В 1907 году при маяке построили в камне жилой дом для машинистов сирены, склад для керосина и машинное здание пневматической сирены. Строительство замыслили в апреле, а закончить планировали как можно скорее, поэтому торги проводить не стали. Во все времена самой трудной задачей в деле строительства маяков был поиск подрядчиков. Результатом торгов по постройке зданий на пустынном острове вдали от большой земли чаще всего была только проволочка времени и удорожание стоимости работ. Постройку доверили инженер-капитану Игнатьеву на коммерческом праве. Во время летних строительных работ ранее определенное место для здания сирены оказалось неподходящим. На этот раз здание решили строить не вблизи маяка, а возле бухты, обращенной к острову Малый Соммерс, для которого главным образом сирена и необходима. Для выгрузки сирены предложили добавить в смету сумму на устройство пристани и рельсового пути. В дальнейшем устройства служили для выгрузки керосина для двигателей сирены и доставки его к месту склада. Циркуляром 7 мая 1908 года Главное гидрографическое управление объявило, что установленная на острове Соммерс сирена начала действовать: продолжительность звука семь секунд через промежуток 65 секунд. Звуки слышны на расстоянии четырех миль. Тяжеловесный колокол остался при маяке для звона во время тумана, когда сирена не действовала или ее пар только начинал подниматься. Для службы при сирене назначили двоих машинистов, и уже в июле 1908 года с одним из них произошла трагическая история.

4 июля машинист сирены Яков Бакланов выехал в море со своими товарищами, но обратно не вернулся — утонул при обстоятельствах, заставлявших предполагать насильственную смерть. Оказалось, что в письмах жене машинист рассказывал о сложных отношениях с финскими служащими и угрозах убить его. На берегу осталась семья Якова без всяких средств к существованию: жена и четверо детей от года до одиннадцати лет. Морской министр Иван Григорович и начальник Главного гидрографического управления Андрей Вилькицкий подписали распоряжение о выдаче вдове 500 рублей, спасая семью из бедственного положения. Как погиб в море Яков Бакланов, так и осталось невыясненным.

Фото: Илья Дюринский

Фото: Илья Дюринский

При маяке работала спасательная станция, героем которой на многие годы стал смотритель Егор Садовников. За несколько десятилетий службы на маяке он много раз спасал людей, угодивших в беду посреди суровой Балтики. В 1861 году смотритель и служители маяка двинулись по апрельскому хрупкому льду спасать пассажиров парохода «Александр II». На берег аккуратно перевели 136 человек, среди которых были 20 детей и 52 женщины. В 1879 году смотритель получил золотую медаль за спасение утопающих — служащих маяка, отправившихся по льду на северный берег залива. Егор Садовников был награжден несколькими орденами и медалями. В 1888 году в осенний шторм смотритель спасал попавший в беду норвежский барк «Сираг». Тогда часть маячной команды осталась на острове, а другая часть ушла за почтой в город Фридрихсгам. Удивительно, в годы Гражданской войны с маяка в Петербург почтой было отправлено письмо, подписанное смотрителем маяка Егором Садовниковым: «Прошу распоряжения Главного гидрографического управления о выдаче причитающегося мне жалованья за май 1918 года суммой 445 рублей, а также проживающей в Петрограде женской прислуге жалованье за это же время суммой 132 рубля». Видимо, смотритель сам остался на острове, отправив женскую часть команды на материк, в очередной раз в своей жизни спасая людей от бедственного положения. Вскоре маяк был передан Финляндии.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

После смерти Егора Садовникова в 1897 году на маяке его заменил сын Михаил, служивший до этого смотрителем маяка на соседнем острове Нерва. А его брат Сергей стал смотрителем маяка на острове Нерва вместо Михаила. Михаил Садовников смотрел за Соммерским маяком до 1918 года. После отделения Финляндии от России его сменил финский маячник, который в первый день советско-финской войны, 30 ноября 1939 года, по приказу руководства взорвал маяк.

В период между советско-финской и Великой Отечественной войнами безопасность плавания в бухте Соммерса обеспечивал плавучий маяк — корабль-маяк «Ленинград».

Пережив Первую мировую войну и лишения, связанные с Гражданской войной, маяк не выстоял в Великую Отечественную войну. Во время боев он был разрушен. Участники 10-го сезона экспедиции РГО «Гогланд», работая на острове Соммерс, установили имена бойцов, погибших и пропавших без вести в ходе одного из крупнейших сражений на Балтике, а также выяснили судьбы некоторых из тех, кто ошибочно был включен в список безвозвратных потерь после его окончания.

В начале Великой Отечественной войны Соммерс активно подвергался налетам финской авиации. В декабре 1941 года наши части были с него эвакуированы, как и с соседнего Гогланда, и направлены на защиту Ленинграда. Соммерс заняли финские солдаты и в феврале–марте 1942 года устроили на нем наблюдательный пост, с которого просматривался весь фарватер. Передвижения советских кораблей и подводных лодок были как на ладони.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В июле 1942 года схватка за этот маленький, изрезанный бухтами кусочек суши переросла в крупнейшее воздушно-морское сражение на Балтике с задействованием десантов с обеих воющих сторон. А артиллерийский бой между кораблями стал самым крупным на всех театрах военных действий. Советским командованием была проведена десантная операция по возвращению Соммерса, потерпевшая неудачу. Застать врага врасплох не получилось: проведенная артподготовка разбудила противника, стояли белые ночи, и десант был замечен издалека. Высадка сразу пошла не по плану — оказалось, что высадиться на остров в одних местах невозможно, другие находились под постоянным обстрелом. Поэтому десант высадился на берег в восточной части Соммерса. Сколько человек погибли в сражении за Соммерс, пока точно нельзя сказать. В 1942 году в список безвозвратных потерь включили всех, кто не вернулся после десантной операции. Большинство этих людей действительно погибли, но часть из них остались живы и попали в плен, пытались бежать. В книге «Схватка на острие ножа. Забытое сражение у острова Соммерс» авторы восстановили хронологию, ход и детали сражения, рассказали о некоторых из его участников. В 1992 году финские участники боя на Соммерсе посетили остров и сняли фильм, куда включили свои воспоминания, в том числе и о том, как проходила высадка советских десантников. На данный момент исследователям удалось установить имена 209 погибших и без вести пропавших в ходе десантной операции бойцов. Однако некоторые данные все еще проверяются.

Новую башню по типовому проекту возвели уже после окончания войны в 1945 году.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

Описание маяка

С 1945 года на месте прежнего маяка работает красная ажурная четырехгранная металлическая усеченная башя-пирамида. В верхней части — щиты дневной видимости, окрашенные в красный и белый цвет. В 53 м над уровнем моря светит белый проблесковый огонь маяка, заметный на расстоянии 14 морских миль. Завершает 37-метровую башню советский светооптический аппарат АСА-500 на открытой площадке маяка Соммерс. При маяке некоторое время действовали наутофон и радиомаяк.

Характеристики маяка

Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Ostrov Mayak.

Координаты: 60° 12.4´ N, 27° 38.5´ E.

Огонь белый проблесковый (два проблеска) Бл Пр (2) период 10 с / Fl. (2).W., период fl. 1s, ec. 2s; fl. 1s, ec. 6s; дальность видимости 14M.

Высота огня от уровня моря 53 м (174 фута).

Красная четырехсторонняя рама в виде усеченной пирамиды с белыми полосами. / Red four-sided framework truncated pyramid, white band.

Высота 121 фут. Резервный изофазный белый огонь / Reserve light: Iso.W.

Дальность видимости 6M.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

О проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».

Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка