Маяк Таран
Маяк Таран (англ. Taran, до 1963 года маяк Брюстерорт, нем. Brüsterort, от немецких слов «Brust» — грудь и «Ort» — место) — береговой маяк, сигнальный огонь для обозначения мыса Таран (также именовался Брюстер-Орт до 1947 года) и для предостережения мореплавателей от лежащего поблизости каменистого рифа, уходящего в море на четыре километра. Линия между маяком Таран и маяком Розеве образует естественную границу Гданьского залива, а мыс является его крайней точкой на северо-востоке.
Маяк находится на территории Калининградской области (до 1945 года часть Восточной Пруссии) и расположен в двух километрах к северу от посёлка Донское (до 1946 г. Гросс Диршкайм, нем. GroßDirschkeim). Зажигается ночью, а также днём, при видимости на море менее 4 миль. Задачи: безопасный подход к портам Калининград и Балтийск.
Ансамбль маяка на мысе «Таран» («Брюстерорт») автора А. Вайтмайера (нем. A. Weitemeyer) является выявленным объектом культурного наследия Калининградской области. Год основания — 1846.
Местоположение: | мыс Таран, поселок Донское Светлогорского района Калининградской области. |
Координаты: | 54.960203 с. ш., 19.978755 в. д. |
Год основания: | 1846 |
Строитель маяка: | А. Вайтмайер |
Смотритель маяка: | М. Я. Васильев |
Высота огня от уровня моря: | 64 м |
Высота маяка: | 30,5 м |
Дальность видимости: | 21 морская миля, цвет проблеска — белый |
Статус: | объект культурного наследия |
Современная эксплуатация: | Действующий |
Маяк Брюстерорт. Фото начала XX века
Маяк был введен в эксплуатацию в 1854 году и светил белым постоянным мигающим светом: с яркой вспышкой продолжительностью по четыре минуты с кратким затмением. Дальность видимости составляла 7 морских миль, а с 1900 года — 22 мили.
В начале XX века поставили сигнальную станцию (англ. fog-signallingstation) без постоянного обслуживания и телеграфную станцию, а также станцию наблюдения за ледовой обстановкой. После 1904 года на маяке установили новые керосиновые лампы с яркостью от 30 000 до 120 000 HK. В 1936 году на башне установили светооптический аппарат фирмы «Пинч», давший белый групповой проблесковый огонь (вокруг оптической части аппарата вращались три ширмы) с периодом 13 секунд.C 1944 года маяк стал светить на расстояние 27,5 морских миль. В 1956 году огонь заменили на новый с дальностью видимости 21 миля также с белым групповым проблесковым огнем.
После окончания Великой Отечественной войны, в 1945-м году все здания маяка и его технические средства перешли в собственность СССР (по результатам Потсдамской конференции часть Восточной Пруссии стала территорией Кенигсбергской (с марта 1946 — Калининградской) области РСФСР). В таком виде постройки существуют и сегодня, дополненные сооружениями войсковых частей, присутствующих на мысе.
Два проекта маяка Брюстерорт 1841 и 1846 годов. Из архива GStA PK Berlin
Маячный комплекс мыса Таран состоит из светового маяка, трех радиомаяков различного назначения, наутофона, пункта контроля за работой дифференциальной станции (выдает мореплавателям уточненные координаты от спутниковых навигационных систем), средств связи (обеспечивают управление) и комплекса дизельных электростанций (резервное снабжение электроэнергией). На маяке работает до 4-х человек. Фундамент башни построен из бутового камня. Толщина стен — четыре кирпича, в верхней части — два кирпича. Бетонная лестница — на металлических косоурах. Защищают фонарное сооружение штормовые стёкла толщиной 6 мм и купол, покрытый воронёной медью.
Шведский наутофон типа «Лиеж» (LIEG—300) компании AGA AB (TheLindeGroup) и радиомаяк расположен в 120 метрах от маяка. Мощный звуковой сигнал звукового передатчика частотой 300 герц помогает ориентироваться морякам в сильный туман. Наутофон включают, когда в тумане скрывается специальный светящийся буй, расположенный на расстоянии 12—13 кабельтовых (порядка 2,4 километра) от берега.
Позывной радиомаяка, который работает круглосуточно, — латинские буквы B и T (никогда не менялся): «четыре BT, длинноетире, два BT». Дальность действия сигнала радиомаяка— до 300 миль. Белый, группо-затмевающийся огонь Зтм (3)21МГорнРМк с периодом 15 секунд с дальностью видимости маяка 21 миля. Световой сигнал включается автоматически. Оборудован резервным изофазным огнём с дальностью видимости 13 морских миль и периодом 4 секунды свечения и темноты с равной продолжительностью.
Вход на территорию маяка осуществляется только по пропускам. Его жилой комплекс и хозяйственные постройки числятся на балансе Балтийского флота (в ведении Гидрографической службы), а вокруг маячной территории расположилась закрытая воинская часть.
В настоящее время периодически организовываются пешие прогулки по берегу моря к маяку Таран, сопряженные с определенными трудностями и физическими нагрузками.
24 сентября отмечается день маяка. Согласно документальным записям моряков из Кенигсберга, новый маяк, построенный в 1846 году должен был начать свою работу 15 декабря.
В 1908 году вышла книга-роман немецкого писателя-новеллиста Йоханеса Рихарда цурМегеде (1864—1906) «Огонь Брюстерорта» (нем. DasBlinkfeuervonBrüsterort). Перевод осуществил Валерий Гусаров.
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».