Маяк Таран

МАЯК ТАРАН
Карточка маяка
Местоположение: мыс Таран, поселок Донское Светлогорского района Калининградской области.
Координаты: 54.960203 с. ш., 19.978755 в. д.
Год основания: 1846
Строитель маяка: А. Вайтмайер
Смотритель маяка: М. Я. Васильев
Высота огня от уровня моря: 64 м
Высота маяка: 30,5 м
Дальность видимости: 21 морская миля, цвет проблеска — белый
Статус: объект культурного наследия
Современная эксплуатация: Действующий
/

Построенный немцами в 1946 году маяк Таран после окончания Второй мировой войны стал собственностью СССР, а затем и современной России. Сейчас действующий маяк украшает побережье Калининградской области.

Маяк Таран (Брюстерорт)

В литературе:

Легенды Старого Маяка (Игорь Жуковский)

Маяк Таран стал главным героем цикла коротких рассказов для детей под названием «Легенды старого маяка». Автор создал удивительный мир вокруг маяка Таран, где Смотритель учит своего маленького внука умению видеть красоту моря, неба, звёзд, быть внимательным к птицам, цветам и вообще всему, что окружает человека на балтийском побережье.

И. Жуковский. Легенды старого маяка. Санкт-Петербург; Калининград: Дом детской книги, 2023. — 31 с. : цв. ил.Формат: 70×90 1/16. — Тираж: 2 000 экз. — ISBN 978-5-6048689-2-8.

Предостерегающий об опасности

Мыс Таран (до 1947 года — Брюстерорт) — получил свое название от немецких слов «Brust» и «Ort», что в буквальном смысле означает выдающуюся вперед человеческую грудь. В действительности этот выдающийся в море мыс является самой северо-западной точкой Калининградской области. Высота берега здесь достигает 33 метров, а под водой скрывается каменистый риф, который тянется в море на 4 километра и представляет огромную опасность для проходящих здесь судов. Мореходам было известно о данной опасности с конца XVII века — здесь на мысу в связи с возможностью опасного сближения кораблей с каменным рифом стали зажигать огонь для предупреждения мореплавателей. Наибольшую опасность риф представлял на каботажном морском пути от Пиллау до Мемеля.

До появления специальных оптических приспособлений сигналы подавались поднятием вверх раскаленного угля. Согласно технологиям маячного дела XVII–XVIII веков, уголь зажигался в поднятых на высоту железных корзинах. Горение угля поддерживали один или два человека.

Два проекта маяка Брюстерорт 1841 и 1846 годов. Из архива GStA PK Berlin

Два проекта маяка Брюстерорт 1841 и 1846 годов. Из архива GStA PK Berlin

Впервые о наличии на мысу сигнального огня на мысе Брюстерорт писал русский адмирал, картограф и гидрограф Алексей Иванович Нагаев в своей книге «Лоция или морской путеводитель, содержащий в себе описание фарватеров и входов в порты в Финском заливе, Балтийском море, Зунде и Скагерраке» 1751 года:

Брюстерорт есть мыс тупой, высокой, к W и N крут, с северной стороны оброс лесом. На нем находится две песчаные горы, а южнее их недалече, на высоте берега, между холмами кирка, и за нею к Пиллау другая. На самой передней крутости бывал наперед сего огненный маяк, а ныне видно строение… От Брюстерорта на NW протягивается в море на ¼ мили подводный риф, которого проходящим должно опасаться.

Алексей Иванович Нагаев, 1751 г.

Позднее в Прусском морском атласе 1841 года появилось упоминание о том, что в 1820-е годы для подачи сигналов использовалась вышка, на вершину которой по ночам поднимали фонарь с тремя параболическими рефлекторами.

Спустя почти столетие от первого упоминания сигнальных огней, в 1846 году на мысу немецкими инженерами возводится восьмиугольная каменная башня маяка с куполообразной крышей и жилищем для смотрителя. Именно эта башня, прошедшая несколько этапов модернизации, на сегодняшний день находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота и обеспечивает безопасную навигацию при подходе к портам Калининград и Балтийск.

Оснащение маяка

Маяк перешел в собственность СССР в 1945 году после победы в Великой Отечественной войне. Он был оставлен немцами без каких-либо серьезных повреждений и довольно скоро был введен в эксплуатацию. К моменту ввода маяка в эксплуатацию в нем исправно работал светооптический аппарат фирмы «Пинч», установленный немцами в 1936 году. Конструкция самой башни представляет собой концентрическую кирпичную кладку стен с восемью углами, установленную на мощный фундамент из бутового камня. Толщина кладок стен у фундамента составляет четыре кирпича, а в верхней части — в два кирпича. Лестница маяка бетонная на металлическом основании. Фонарная часть застеклена штормовыми стеклами толщиной 6 мм. Купол крыши покрыт вороненой медью.

Мыс Брюстерорт. Открытка 1934 года.

Мыс Брюстерорт. Открытка 1934 года.

В 1947 году в непосредственной близости от маяка был установлен наутофон типа ЛИЕЖ и радиомаяк. Наутофон представляет собой звуковое устройство, позволяющее подавать сигналы морякам в условиях недостаточной видимости (в сильный туман). Он приводился в действие, когда специальный буй, расположенный на расстоянии 12-13 кабельтовых терялся из виду. Радиомаяк, используемый на мысе Таран позволяет передавать сигнал на расстояние до 25 морских миль.

Световой маяк Брюстерорт. Открытка начала XX века.

Световой маяк Брюстерорт. Открытка начала XX века.

В 1956 году в фонарном сооружении маяка был смонтирован новый светооптический аппарат с белым групповым проблесковым огнем, способным обеспечивать дальность видимости до 21 мили.

Маяк Брюстерорт. Фото начала XX века.

Маяк Брюстерорт. Фото начала XX века.

Весьма примечательно, что маяк Таран может зажигаться не только в темное время суток, но и днем, когда видимость на море становится менее четырех миль, что на данном судоходном участке случается довольно часто.

На сегодняшний день весь маячный комплекс состоит из светового маяка, наутофона, трех радиомаяков различного назначения и пункта контроля дифференциальной станции, выдающей мореплавателям уточненные координаты от спутниковых навигационных систем. Кроме того, маяк имеет комплекс дизельных электростанций, способных обеспечить его электроэнергией в случае прекращения её подачи от основного источника.

На почетной службе

После окончания Великой Отечественной войны первым начальником маяка стал старшина 1-й статьи Василий Зайцев. С группой матросов ему надлежало отремонтировать маяк и во время работы обеспечивать безопасность судоходства путем подачи сигналов доступными средствами. Спустя 7 лет В. Зайцева сменил на посту Сергей Александрович Теряев, проработавший на маяке 36 лет. Ему помогали преданные своему делу специалисты, среди которых были Николай Максимович Куликов и Иван Федорович Антошин, отдавшие маяку около 40 лет — большую часть жизни. Благодаря их самоотверженной работе Таран неоднократно признавался лучшим маяком Балтийского флота.

Семья смотрителя маяка в машинном зале. Фото 1920 года.

Семья смотрителя маяка в машинном зале. Фото 1920 года.

Сегодня смотрителем маяка является Михаил Яковлевич Васильев, и всего несколько человек отвечают за исправную работу всех систем маяка. Старожилы маяка помнят интересный эпизод, связанный с приездом немецкой делегации в 1990-х годах. В составе делегации была дочь смотрителя маяка, служившего здесь в довоенное время. Тогда, на память о встрече начальнику маяка Сергею Антонову гостья из Германии передала фотографию, на которой запечатлена семья смотрителя, расположившаяся в машинном зале маяка. В настоящий момент это историческое фото занимает почетное место в том же машинном зале и хранит память о довоенном поколении самоотверженных служителей маячному делу.

О Проекте

/
Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка