Маяк Толбухин

МАЯК ТОЛБУХИН

Толбухинский маяк (Tolbukhin Lighthouse) расположен на каменистом одноименном островке у оконечности острова Котлин, на Колтинской косе. Обеспечивает безопасное плавание в Финском заливе на подходах с моря к Кронштату и Петербургскому морскому каналу.

Это один из старейших маяков на Балтийском море и России в целом. Построен 17 августа 1719 года по указанию Петра I под руководством капитана I-го ранга Эдварда Лейна и представлял собой деревянную башню. Назван по косе Котлинским. Переименован в 1736 году в честь полковника Федота Семеновича Толбухина — командира, разбившего в 1705 году шведский десант на Котлинской косе.

Внесен в реестр объектов культурного наследия регионального значения, а также вместе с фортами Кронштадта входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Карточка маяка
Местоположение: У оконечности Котлинской косы острова Котлин, Финский залив, Ленинградская область
Координаты: 60.042462, 29.542005
Год основания: 1719
Строитель маяка: Леонтий Васильевич Спафарьев и Адриян Захаровя
Высота огня от уровня моря: 29 м
Дальность видимости: 16 миль
Статус: Всемирное наследие ЮНЕСКО
Описание: Белая башня со стальным фонарным сооружением
Современная эксплуатация: Действующий
История маяка
В. И. Овчиников. Картина «Маяк Толбухин»

В. И. Овчиников. Картина «Маяк Толбухин»

Сложно представить акваторию Невской губы без маяков, без перелива красных, зеленых, белых, а иногда и синих огней, без узнаваемых силуэтов самого высокого маяка Кронштадта или немного накрененного маяка Морского канала. Но главное, подступы к острову Котлин невозможно представить без старейшего маяка России. Он встречает приходящие в Петербург суда, стойко зимует среди белого безмолвия, окруженный торосами, и продолжает светить отважным ледоколам, а с открытием навигации провожает мореходов в Балтику.

В России маяки появились вместе со всем «первым», что пришло при Петре I. Царь строил Петербург и его первые улицы, площади и проспекты, а на морских дорогах в помощь первым линейным кораблям и дружественным торговым судам Петр повелел строить маяки. Первым из них и сохранившимся до наших дней стал маяк, построенный на оконечности Котлинской косы. Кипучей энергии царя хватало на все: собственноручно сделать промеры глубин, выбрать место для будущего маяка и расчертить эскиз постройки: «Сделать колм каменный с фонарем на косе Котлинской». Не так просто построить каменный маяк посреди Финского залива: сперва требовалось соорудить крепкий искусственный островок, а уже потом возводить на нем прочную каменную башню. Времени, строительного материала и рабочей силы отчаянно не хватало, поэтому 17 августа 1719 года был освещен временный деревянный маяк. Огонь на нем зажигали с определенной периодичностью, освещали маяк в течение навигации приблизительно с апреля по октябрь и за это время сжигали около шести тонн дров. Еще в начале 1720-х годов для службы при маяках адмиралтейств-коллегия выставляла «в пристойных местах» билеты, приобретая которые человек брал подряд о содержании маячных огней. После смерти Петра маячное строительство замедлила эпоха дворцовых переворотов. В 1730-х годах императрица Анна Иоанновна вернулась к замыслу перестройки маяка. «4 апреля 1734 года велено строить каменный маяк вышиной 10 и шириной 4,5 сажени. Каменный маяк построится подле старого», но тогда каменный «феербакан» так и не возвели. В Российском архиве Военно-Морского Флота хранится изображение деревянной башни маяка Толбухин и этот неосуществленный проект каменной постройки.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В 1736 году составление проекта и возведение каменного маяка доверили петербургскому зодчему Ивану Кузьмичу Коробову. Пока Котлинский маяк только начинал свою службу, выпускник Навигационной школы Коробов изучал архитектуру и гидротехнику в Голландии. Вернувшись в Петербург в 1727 году, молодой архитектор стал главным помощником Михаила Еропкина и занялся художественным оформлением Адмиралтейства. Именно Иван Коробов придумал кораблик-флюгер, неизменно украшающий золоченый шпиль и парящий над Петербургом. Иван Кузьмич построил в Петербурге церковь Святого Пантелеймона, задуманную в честь первых побед русского флота при Гангуте и Гренгаме. Даже в культовой архитектуре Коробову удалось построить храм-корабль. Базилика и колокольня схожи с мачтами боевого фрегата, а верхняя часть апсиды — ее фронтон — повторяет вид корабельной кормы. К сожалению, нам остается только строить догадки, каким мог стать каменный маяк работы Ивана Кузьмича.

Корабль Его величества Юриалес блокирует Кронштадт. Капитан Дж. Рэмси, кавалер ордена Британской империи, г-н Айзек Лаш, артиллерист, сделано на борту у берегов Кронштадта, 1858 год

Корабль Его величества Юриалес блокирует Кронштадт. Капитан Дж. Рэмси, кавалер ордена Британской империи, г-н Айзек Лаш, артиллерист, сделано на борту у берегов Кронштадта, 1858 год

В 1737 году деревянный маяк отремонтировали и дали ему новое им Толбухинский маяк. Часто случалось так, что маяк получал имя в честь корабля, который потерпел крушение в этом месте. Вновь возведенный Котлинский маяк переименовали в честь полковника Федота Семеновича Толбухина — одного из первых строителей крепости, оборонявшего совсем молодой Кронштадт от шведской эскадры под командованием Анкенштерна в 1705 году. Неудивительно, ведь был основан во время Северной войны и еще не раз оказывался на сцене театра боевых действий в XIX и XX столетиях. А пока прошло несколько лет, деревянная башня вновь обветшала.

В 1743 году Контора кронштадтских строений отчиталась о работе, с которой минуло уже шесть лет и напоминала о надобности надежного каменного маяка: «От канала работными людьми и от адмиралтейства каторжными невольниками сделана деревянная пристань и на ней два амбара и один сарай да караульный дом и от той пристани до старого маяка сделан на сваях мост, а под новый каменный маяк подбиты под фундамент сваи и выкладен из плиты с известью фундамент вышиною на пять фут. Около того фундамент сделан дом и засыпан глиною, а для бережения этого дома от прибылой воды окладено диким камнем в ширину от двух до пяти сажень, а кирпичная башня не сделана тогда (в 1737 году) за малоимением каменщиков, коих и ныне сыскать неблагонадежно, для сыску оных в Петербурге и в провинции посланы были офицеры и ни одного не нашли». Чтобы скорее отыскать вольных каменщиков, были изданы указы и напечатаны сообщения в газетах. Но в 1744 году маяк сгорел, и на его месте соорудили очередную деревянную конструкцию, простоявшую два десятилетия. В течение всего столетия маяк чинили или возводили заново в дереве, но уже в 1809–1810 годах он наконец приобрел каменный вид. Проект составил гидрограф Леонтий Васильевич Спафарьев и утвердил главный зодчий морского ведомства Адриян Захаров.

На маленьком островке построили коническую башню из кирпича высотой 88 футов или 30 м. В фонарном сооружении установили катоптрический аппарат из 24 масляных ламп с посеребренными рефракторами. Рядом с башней построили одноэтажный дом и баню. На маяке служили смотритель 14-го класса, его денщик и семеро матросов. При маяке содержали одну лошадь, на которой зимой можно было дойти до селения на косе острова Котлин.

В 1824 году маяк испытала стихия: в ночь на 7 ноября наводнение обрушилось на маленький остров и отступило, оставив после себя трагические последствия. Вскоре было принято решение построить галерею между башней маяка и караульным домом. В 1833 году дом достроили вторым этажом и соединили с башней маяка, чтобы жизни людей не подвергались опасности во время суровых осенних и весенних штормов. Отныне маяк стал еще сильнее напоминать корабль, открытый простору Балтики. Многие моряки рапортовали, что в солнечную погоду при определенном ракурсе запросто можно спутать с парусником. Такие рапорты зачастую приводили к изменениям в окраске маяков. Возможно, именно так на белой башне маяка Толбухин в начале XX века рисовали широкую горизонтальную черную полосу.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В октябре 1855 года маяк Толбухин выдерживал удары противника во время Крымской войны. При наступлении навигации неприятельский флот был замечен в акватории, поэтому команда спешно покинула маяк, забрав самое ценное: осветительный аппарат и материалы перевезли в Кронштадт и сдали в экипажские склады. Прочие незначительные вещи зарыли в землю при маяке. Смотритель и команда жили в селении на косе и наблюдали за поведением английских и французских матросов. 8 октября команда вернулась на маяк и нашла его разграбленным. Землю вокруг маяка и в подвалах взрыли, вещи, спрятанные в ней, похитили. В доме перебили стекла, переломали рамы и двери, перепортили печи. В этажах маяка и в фонарном сооружении разбили стекла. Важный в условиях войны инструмент — телеграф, поэтому его разрушили. Баню повредили, а весь запас дров похитили. Уже 27 октября маяк и жилые покои нижнего этажа исправили, осветительный аппарат вернули, поэтому до 22 ноября маяк продолжил светить лампами при рефракторах.

В 1867 году в Дирекции маяков и лоции Балтийского моря обсуждали перемены освещения маяка Толбухин: «Необходимо сделать заказ френелевского аппарата 3-го разряда, вращающегося во всю высоту с блистаниями через одну минуту. Аппарат не может быть изготовлен на наших заводах, а должен быть заказан за границею». Шла зима, поэтому решение о заказе линзы нужно было принимать скорее: изготовление и транспортировка обещали занять более шести месяцев. Только в конце марта разрешение на заказ было получено, поэтому линзу переправили с завода братьев Чанс в Петербург лишь год спустя — 30 апреля 1868 года на пароходе «Двина», фонарь и аппарат прибыли в Кронштадт. Часовой механизм вращал линзу со скоростью один оборот за восемь минут. Гиря механизма весила около центнера и опускалась на два этажа вниз, то есть всего на 6,5 м. Каждые 1 час и 25 минут вахтенному приходилось перезаводить механизм. Новый светооптический аппарат начал освещать горизонт 29 июня 1868 года.

 Фото: Станислав Хомов

 Фото: Станислав Хомов

К 1880-м годам маяку требовался капитальный ремонт. Как принято в Петербурге: выделению средств на городское строительство помогает наводнение. Такой порядок распространяется и на маяки. В 1885 году по маяку серьезно ударил осенний шторм: буря уничтожила шлюпочный спуск, поэтому его предстояло восстановить полностью. В галерее появилась течь, которая постепенно увеличивалась, проходя сквозь своды в верхнем этаже, а потом сквозь пол и подшивку в следующем этаже. Вдоль всей высоты башни к тому времени образовались четыре вертикальные трещины. В двух зеркальных стеклах маячного фонаря появились трещины и постепенно увеличивались. В них набивался дождь и проходил воздух. При маяке было только одно запасное стекло, а на изготовление и установку второго требовалось время. Вода текла через все этажи башни маяка, поэтому служителям приходилось дежурить и собирать воду в ведра.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В конце декабря из Ревеля на маяк прибыл десятник Сократ Попов, взявший на себя подряд на исправление маяка. В мае Сократ Попов и его мастеровые начали капитальные исправления, а уже 30 июля работы были приняты. Трещины разделали и залили цементным раствором, шлюпочный спуск восстановили, в окна поставили новые закладные рамы и утеплили войлоком, фонарь и галерею отремонтировали и выкрасили в зеленый цвет, восстановили изразцовую печь и установили в квартире смотрителя новую железную круглую печь и очаг, обложенный изразцами.

Тем не менее в ночь на 17 августа сильный дождь перерос в шторм, который показал качество работ: крыша снова потекла, фонарное сооружение нужно было вновь исправлять. К этому времени Сократ Попов еще не окончил работы, но оставил на маяке сына, а сам ушел неизвестно куда.

Кроме капитальных исправлений мастеровые успели установить на маяке колокол: его привесили на балках в одном из окон под перемычкой, а само окно заложили кирпичной кладкой. Во время тумана в колокол звонили двойными ударами. В начале XX столетия на балконе маяка у фонарного сооружения установили другой колокол, до сих пор продолжающий службу как памятник большой эпохе в жизни маяка.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

Закончилась Первая мировая война, минула Гражданская война, сменилось не только правительство, но весь государственный строй, появилось новое государство, а маяк Толбухин продолжал нести свою вахту. Наступила Великая Отечественная война, во время которой маяк служил наблюдательным пунктом. На фотографиях из фондов архива кинофотодокументов видно, что в районе маяка в зимы 1942 и 1943 годов на дозоре стояли отряды морских пехотинцев. Торосы, образующиеся вокруг маяка из-за отмелей и каменистой гряды, служили природным укрытием для дозорных в белых маскировочных костюмах. Маяк вел наблюдение за землей, водой и небом. Именно с неба пришла угроза в 1941 году, когда во время налета вражеской авиации был поврежден английский светооптический аппарат.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В следующем году в фонарном сооружении маяка на время установили ацетиленовый фонарь Ф-300, а линзу сняли и увезли на хранение в Кронштадт. За это время потерялись винты креплений, важные металлические части аппарата. В 1948 году инженеру Гидрографического отдела Балтийского флота Горбунову удалось исправить пострадавшую линзу и вернуть ее на место службы.

В линзу установили старую керосинокалильную горелку «Марш», выпущенную еще во время Первой мировой войны. До 1957 года освещение маяка было керосиновым Электрическая эпоха наступила на маяке в том же году с установкой советской линзы ЭМН-500. Именно тогда характер света маяка изменился на три секунды света и девять секунд темноты — пять белых длительных проблесков в минуту.

Статус дедушки маяков России обязывал Толбухин принимать и испытывать на себе самые разные технические изобретения: в начале XX столетия здесь испытывали причудливую керосинокалильную горелку «Россия» петербургского ученого-изобретателя Галкина, в 1930-х годах вместе с Шепелевским маяком по решению Стокгольмской конференции на Толбухин пробовали установить радиомаяк, в 1957 году здесь заработал первый в Советском Союзе маячный ветрогенератор. Верим, что маяк, который первым стал служить безопасности мореплавания, в будущем задаст другим маякам курс на новые большие добрые дела.

С 2016 года проект РГО «Маяки России» и команда северо-западной комплексной экспедиции РГО «Гогланд» участвовали в восстановлении маяков «Родшер», «Южный Гогландский» и «Толбухин». Совместно с инженерной компанией «Фертоинг» также ведется работа по паспортизации и формированию базы фотограмметрических изображений исторических маяков Российской Федерации как уникальных объектов культурного наследия нашей страны. В 2018 маяк был отреставрирован, оборудование маяка заменили на новое, отвечающее современным навигационным требованиям. 

Фото: Мика Петров

Фото: Мика Петров

Описание маяка

Маяк представляет сегодня сохранившуюся с начала XIX века до настоящего времени кирпичную башню конической формы на гранитом цоколе высотой 30 м с небольшой реконструкцией в 1833 году.

Цвет башни белый, верхняя часть заканчивается стальным фонарным сооружением со светооптическим аппаратом. Характеристика огня: белый (Бл Дл Пр 12 с) на высоте 29 м (95 футов) над уровнем моря, дальность видимости 16 миль или 30 км.

На маяке есть радиолокационный маяк-ответчик.

Характеристики маяка

Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Tolbukhin (островок Толбухин)

Координаты: 60° 02.5´ N 29° 32.5´ E.

Огонь длительно-проблесковый белый L.Fl.W, период 12s: fl. 3s, ec. 9s. 16М

White round tower, building. 98 футов.

Видимость: 015°-330°.

Резервный огонь / Reserve light range 10M.

Фото: Светлана Морозова

Фото: Светлана Морозова

О проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».

Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка