Нижний Николаевский маяк
Нижний Николаевский створный маяк расположен на расстоянии 185 м от Верхнего Николаевского маяка (ныне Кронштадтский Передний маяк) на насыпи Западного бастиона Кроншлота (ранее — Николаевская батарея) в Кронштадте в Финском заливе. Вместе с Верхним Николаевским и Задним Кронштадтским створным маяком Морского канала входит в комплекс «Кронштадтские (Николаевские) створные маяки» и является объектом культурного наследия России. Круглая конструкция с блендой (при помощи которой создавался световой луч маяка) и ажурной фермой — это первый цельнометаллический маяк в России.
Местоположение: | Западный бастион Кроншлота, Кронштадт, Финский залив, Ленинградская область |
Координаты: | 59.978931, 29.744750 |
Год основания: | 1857, 1890 |
Строитель маяка: | инженер-капитан Н. Эйлер (1857), Франц Карлович (1890) |
Высота огня от уровня моря: | 24,5 м |
Дальность видимости: | 1 миля |
Статус: | выведен за штат, упразднен в 1919 |
Описание: | первый цельнометаллический маяк в России |
Фото: wikimedia.org
На каждом из фортов Кронштадтской крепости выставляли маячные огни на реях, но одному из фортов посчастливилось принять на службу сразу два маяка: это Нижний Николаевский и Верхний Николаевский створные маяки. Во время Крымской войны форты и Большой Кронштадтский рейд представляли грозную силу: ощетиненные пушками крепости, минные заграждения между боевыми укреплениями, ряжевые и свайные преграды. И без того условия навигации в этом участке акватории всегда были непростыми. В 1857 году форт Кроншлот вооружился двумя деревянными маяками. На этот раз уже не для того, чтобы преградить путь кораблям, а, наоборот, для помощи судам, проходящим на Большой Кронштадтский рейд.
Верхний Николаевский маяк построили на южном бастионе форта Кроншлот в виде четырехугольной башни с круглым фонарным сооружением. Над окнами и входной дверью были сделаны деревянные сандрики. Башня маяка была окрашена в темно-коричневый цвет с зеленой крышей фонарного сооружения. По «Описанию маяков Российской империи», изданному в 1872 году, высота огня над уровнем моря составляла 55 футов. Маяк светил белым постоянным огнем с помощью линзы 6-го разряда на расстояние 8,5 морских миль. Нижний Николаевский маяк построили на бывшем западном бастионе форта Кроншлот — на низменной каменной насыпи в 86 саженях от Верхнего Николаевского маяка. Маяк был четырехгранной деревянной будкой с покатой крышей и большим окном, через которое светила керосиновая лампа с отражателем и красным светофильтром.
В 1860-х годах политическая обстановка вновь была неспокойной, в 1863 году вспыхнуло Польское восстание, Россия готовилась к очередному возможному выступлению Англии на стороне политического противника. В конце 1863 года управляющий Кронштадтским портом отправил предложение управляющему Морским министерством об усовершенствовании маячного освещения на рейде: «Приведение Кронштадта в оборонительное положение потребовало на Большом рейде устройства ряжевых заграждений в разных направлениях, одна часть коих уже окончена в прошедшем году, а другая будет выведена зимою, что вместе с затопленными судами затрудняет вход на рейд, составляет ряд преград, раскинутых по всему рейду. Военные и коммерческие суда по узкости недостаточно огражденного фарватера часто становятся на ряжи — шкиперы судов ссылаются на неверность карт Кронштадтского рейда, на которых глубина обозначена достаточная для их судов даже за пределами вех. Бросанием лота опасности внезапной или встреченной от ряжевой преграды. В прошлую навигацию было несколько подобных случаев, когда шкиперы или хозяева иностранных судов через консулов требовали от морского ведомства вознаграждения понесенных ими убытков. Им было отказано под разными предлогами, но случаи показали недостаток ограждения ряжей одними лишь вехами и вообще опасность плавания по узкому рейду».
Фото: Андрей Стрельников
Для улучшения условий навигации Кронштадтский порт предлагал восстановить бывшую створную линию двух маяков, построив на западном бастионе Кроншлота чугунный маяк. Тогда он мог препятствовать выстрелам четырех орудий Николаевской батареи, поэтому следовало построить так, чтобы в случае войны маяк можно было разобрать и чтобы высота фундамента также не препятствовала огню батареи. Кроме того, предлагалось учредить в Кронштадте на косе станцию лоцманов. В заключении приписка: «Двумя предложенными мерами суда будут лишены возможности ознакомиться с расположением наших искусственных ограждений».
Указом императора от 13 июня 1864 года Николаевские маяки были переименованы в Кронштадтские.
О том, как лучше поставить маяк, чтобы он не мешал огню Николаевской батареи, успели посоветоваться с инженер-полковником Альбертом Густавовичем Шведе. Чугунную башню маяка и осветительный аппарат заказали в Англии. Заказ башни маяка и светооптического аппарата в Лондоне делал штабс-капитан Шаверновский. 14 мая 1864 года в телеграмме из Бирмингема он передавал: «Cronshlotee lighthouse complete five hundred twenty pounds please send conformation to me. Queen's hotel Birmingham». Башню маяка сдали 31 августа и отправили в Кронштадт вместе с осветительным аппаратом 4-го разряда. Маяк начал светить в мае 1865 года постоянным красным огнем на расстояние 5,7 морской мили. Башню маяка окрасили с западной стороны в белый цвет, а с восточной темно-коричневой краской. Крышу фонарном о сооружения красили в зеленый цвет.
Сначала для сообщения маяка с фортом Кроншлот придумали натянуть проволочные канаты и пустить по ним тележку — это был самый дешевый проект. Но главным недостатком было неудобство пользования в здешнем климате. От безрассудной идеи канатной дороги отказались в пользу более практичного сооружения — небольшой маяк соединил с берегом деревянный мост. Его протяженность составила 38 саженей, устоями служили три ряжевых ящика. Сообщение моста с Кроншлотом полагалось через ближайшую амбразуру земляной батареи фланга.
Фото: Андрей Стрельников
Но высоты огней все же было недостаточно, чтобы обеспечить безопасный вход на Большой Кронштадтский рейд. Кроме того, в это время продолжалось строительство Морского канала Санкт-Петербурга: это означало, что в город скоро будет приходить все больше судов с более глубокосидящей осадкой. В 1886 году вместо обветшавшей деревянной башни Верхнего Николаевского маяка и чугунной башни Нижнего Николаевского маяка было решено установить два новых чугунных маяка.
В 1890 году разработку проекта и изготовление створных маяков доверили русскому машинно-строительному, чугунно-литейному и котельному заводу Сан-Галли. К этому времени Франц Карлович уже успел спроектировать и построить створные маяки в Петергофе, разработать проект железного маяка Сухо, изготовить баканы для Кронштадтского и Петербургского портов.
В фонде Сан-Галли в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранился проект Нижнего Николаевского маяка: чертеж изображает коническую башню с широким основанием и тамбуром на входе. Железная клепаная конструкция с иллюминаторами кажется незаконченной. Не хватает деталей, которые делают этот маяк неповторимым, бленда с прямоугольной прорезью, ажурные фермы для ее поддержания и деревянные щиты дневной видимости. На чертеже едва заметны карандашные пометки, на полях Франц Карлович все же схематично нарисовал трубу маяка.
По «Описанию маяков, башен и знаков Российской империи», изданному в 1900 году, Нижний Николаевский маяк светил постоянным красным лучом на расстояние 8,3 морской мили. Первое время башня маяка была окрашена в белый цвет с красным фонарным сооружением. Однако уже в 1915 году башню красили полностью в белый цвет. Верхний Николаевский маяк стоял в одном кабельтовом от Нижнего. На маяк установили светооптический аппарат французской фирмы Barbier 3-го разряда, который сохранился до нашего времени. Фонарное сооружение маяка остеклено с двух сторон прозрачным и красным стеклом, поэтому огонь маяка был двухцветным: постоянным белым от NW 69° 09' до NW 76° 51' и красным огнем от NW 69° 09' через N, O, S и W до NW 76° 51'. Башню маяка покрасили в красный цвет с черным фонарным сооружением, но уже в 1915 году маяк красили полностью в красный цвет. Судно, выходя из пределов угла белого огня верхнего маяка, некоторое время видело два красных огня обоих маяков и по положению их могло проверить себя, в которую сторону от безопасного фарватера оно удалилось: к северу или к югу. Затем, с исчезновением огня нижнего маяка, судно видело только один красный огонь верхнего маяка. При открытии маяков на горизонте, на линии створа, огни их почти сливались. 11 июля 1891 года маяки начали освещение.
Фото: Андрей Стрельников
Жалобы моряков на Николаевские створные маяки все же не прекращались. Чувствительность створа, как прежде, осталась слишком низкой, а высоты огней было недостаточно для безопасного выхода на створ. Вскоре было принято решение построить новый маяк на восточной стене Военной гавани.
Возведением Заднего Кронштадтского маяка занялась датская фирма Christiani & Nielsen, построившая створные маяки Санкт-Петербургского морского канала в 1914 году. Задний Кронштадтский маяк похож на задний створный маяк Санкт-Петербургского морского канала: восьмигранная башня широкая внизу и узкая сверху, но есть ряд серьезных отличий.
Самое заметное — высота сооружения. Из многих точек Кронштадта можно заметить, как на горизонте увенчанная красно-белым фонарным сооружением маячит серая башня высотой почти 54 м. Видимо, за свою высоту первые годы службы он назывался Большой Николаевский маяк. Датские инженеры спроектировали жилое подфонарное сооружение маяка, что крайне нехарактерно для балтийских маяков. Изящность облику маяка добавляют маленькие балкончики в верхней части башни.
Маяк открыл освещение в 1915 году, но при этом Нижний Николаевский маяк продолжал быть действующим и официально был упразднен только в 1919 году: «На основании предписания Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Балтийском море от 10 января сообщают, что освещение Нижнего Николаевского маяка совершенно прекращено, то есть упомянутый маяк упраздняется». В 1923 году Николаевский створ, ведущий на Большой Кронштадтский рейд, был переименован в Створ Кронштадтских маяков, маяк, находящийся на Кроншлоте, — в Нижний Кронштадтский. Большой Николаевский стал называться Верхним Кронштадтским.
Сразу после начала службы маяк был белым с восемью широкими черными горизонтальными полосами. Чуть позже полосы стали красить в красный цвет, а с 1925 года башню вовсе перестали красить, с тех пор маяк несет пепельно-серый цвет бетона. Сейчас чуть выше основания выделяется большая цифра «2» — часть разметки магнитной девиации, но еле заметные очертания полос можно заметить, если внимательно приглядеться к башне маяка.
Фото: Андрей Стрельников
В 1935 году кругом фундамента Верхнего Кронштадтского маяка появились провалы грунта и образовались ямы, которые со временем только увеличивались. В конце апреля комиссия из инженеров и гидрографы обследовали основания маяка. В расстоянии 1 м от северо-восточной стороны маяка образовалась воронка глубиной 0,6 м и диаметром 0,8 м. В восточной части в 1,5 м от маяка появилась целая цепь воронок от 1 до 1,5 м диаметром и глубиной до 80 см. Самой серьезной была угловая воронка — 2 м диаметром и 1 м глубиной. Шурфование грунта показало, что под ним были значительные пустоты, а от оградительной стенки до фундамента маяка появилась пазуха, идущая вдоль стены до бутовой кладки. Скорее всего, воронки появились из-за подмыва грунта за стенкой и возле маяка. Чтобы выяснить настоящую причину, нужно было выделить средства на шурфование грунта и водолазные работы. Судя по всему, серьезных дефектов при изучении фундамента комиссия не обнаружила, поэтому дело было закрыто.
Фото: Андрей Стрельников
Летом 2018 года на одной из экскурсий в Музее маячной службы оказался внук смотрителя Заднего Кронштадтского маяка. Станислав Каравашкин рассказал о службе дедушки в 1960-х годах. Старшим смотрителем маяка в те годы был Василий Сергеевич Печенов, он и устроил на службу родственника — Николая Матвеевича Каравашкина.
Всего служителей маяка было пять человек: четверо смотрителей — трое мужчин и одна женщина. Дежурили сутки через трое, а старший работал днем с каждым из них. Около маяка стоял домик смотрителей. Он состоял из коридора и двух помещений: машинного отделения и комнаты смотрителя. Машинное отделение площадью 15-18 кв. м. Внутри стояли две дизель-электрические установки и шкафы с электрооборудованием для обеспечения маяка питанием на случай, если пропадет основное от городской электросети. Внутри все было выкрашено синим цветом. Комната смотрителей площадью 12-15 кв. м. Внутри стояли стол, фикус на столе, несколько стульев и огромный радиоприемник размером с комод. На отдельной полке были телефон и другие средства связи. На стене располагалась панель управления машинным отделением. Спать официально было нельзя, поэтому кровати не было. Раз в год смотрители красили купол маяка, при этом никто из них не был высотником. Просто больше было некому. Маяк работал на сопровождение основного фарватера — на морской порт и на запад. Но так как в сторону Ораниенбаума тоже было интенсивное движение маломерных судов, то Николай Матвеевич и Василий Сергеевич предложили, а потом и сами воплотили в жизнь доработку — пропилили вертикальное отверстие в металлическом корпусе маяка в сторону Ломоносова и вставили туда зеленое стекло. Так маяк стал сопровождать и направление на Ломоносов.
Рядом с домиком смотрителей маяка стояли военная вышка и домик матросов. Смотрители дружили с военными моряками и друг другу помогали. Иногда это было довольно интересное взаимодействие: военные (у них в то время было лучшее обеспечение, чем у маячных служащих) отдавали смотрителям еду в обмен на мины, которые смотрители вылавливали в заливе — их часто прибивало к маяку. Дело в том, что в те времена военным морякам было очень сложно уйти в отпуск домой, а найденная мина давала право на 10 дней отпуска вне очереди — так командование Кронштадтского корпуса стимулировало подчиненных на активную помощь в разминировании Финского залива. Еще военные моряки делились рыбой, которую глушили с помощью электричества.
Фото: Андрей Стрельников
Вход посторонним на территорию маяка был запрещен, но сын Николая со старшим братом детьми несколько раз бывали на работе у отца. Внизу в здании маяка располагались шкафы с электрооборудованием. Подняться вверх на высоту площадки маяка — почти 60 м — без перерыва на отдых не получалось. В одной из стен маяка была заделана пробоина от зенитного снаряда. Она появилась в сентябре 1941 года, когда военные моряки с зенитных орудий обстреливали немецкие самолеты и случайно попали в маяк. Николай Матвеевич служил на маяке до 1969 года, то есть больше 10 лет.
Современная характеристика недействующего маяка в англоязычной литературе: Ostrov Kronshlot, N. extremity
Координаты: 59° 58.8´ N, 29° 44.9´ E.
Огонь проблесковый белый (Бл Пр 4 с / Fl.W.), период 4s fl. 1s, ec. 3s, 1М.
Красная круглая конструкция на основании / Red round structure on base. 10 футов.
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».