Петропавловский маяк
Петропавловский маяк первого класса, старейший на Дальнем Востоке, построен в 1738–1740 годах. Обеспечивает безопасность судоходства у ворот Авачинской бухты. Он расположен в двенадцати километрах от Петропавловска Камчатского на мысе Маячный — ключевой точки Авачинской губы, в которую заходят корабли из Тихого океана. Мыс получил свое название еще в XIX веке, поскольку в этом месте зажигали сигнальные костры, указывающие морякам вход в бухту.
Местоположение: | Мыс Маячный, Елизовский район, Камчатский край |
Координаты: | 52.887746, 158.709603 |
Год основания: | 1850 г., современная конструкция с 1897 г. |
Строитель маяка: | К. И. Леопольд |
Смотритель маяка: | Евгений Степанович Бакун |
Высота огня от уровня моря: | 100 м |
Высота маяка: | 13,8 м |
Дальность видимости: | 25 морских миль, цвет проблеска — белый |
Современная эксплуатация: | Действующий |
Самое первое упоминание о наличии на мысу сигнального огня датируется 1740 годом в документах Великой Северной экспедиции офицера русского флота Витуса Беринга. Так на первой подробной карте Авачинской губы штурманом И. Ф. Елагин поместил надпись: «Маяк, на котором жгут огонь в ночное время». На плане Авачинской губы 1741 года маяк уже отмечен рисунком в виде башни. Однако, первый световой маяк представлял собой бревенчатый сруб треугольной в плане формы с прорубленными в сторону моря окнами. Небольшой деревянный дом имел флагшток на крыше. С наступлением темноты в срубе жгли дрова, облитые жиром, тем самым указывая мореплавателям местоположение входа в Авачинскую губу.
Интерес к совершенствованию навигации значительно возрос с основанием в 1799 году Российско-американской компании — торгового и промышленного объединения, находящегося под покровительством правительства. Сенатом было признано важное значение Петропавловска для России, и только спустя несколько десятилетий взамен старой расположенной здесь деревянной конструкции здесь был сооружен так называемый дом с флагштоком, в котором располагалась маячная команда и так же подавала сигналы разведением костра. В XVIII и начале XIX в. маяк перестраивали и называли Дальним.
Следующий маяк из лиственницы в виде башни начал свою работу 1 июля 1850 года. Именно эту дату современные дальневосточные маячники считают датой основания Петропавловского маяка. Первым смотрителем маяка был унтер-офицер Яблоков с командой.
Будучи объектом морской навигации Петропавловский маяк видел и эпизоды военной истории. В августе 1854 года во время Восточной войны, при нападении англо-французкой эскадры на Петропавловский порт члены команды маяка первыми увидели приближающиеся корабли противника и сообщили об этом условным сигналом защитникам порта. Кроме того, команда маяка обстреляла корабли неприятеля. Быстрые и решительные действия команды оказали значительное влияние на исход сражения — враг был разбит и отступил.
Еще один интересный эпизод имел место во время Русско-Японской войны. 30 июля 1905 года в Авачинскую губу вошел японский крейсер и обстрелял город. Под руководством смотрителя маяка Лосева И.И. на маяке был разобран фонарь, горелки были сняты и тщательно упакованы в ящики, все оборудование было закопано неподалеку от маяка. Сделано это было вовремя, так как японцы, добравшись до маяка, уничтожили документы и порезали маячных быков. Благодаря предусмотрительности маячной команды световое оборудование маяка было спасено.
Автор: Орлова Оксана
На маяке 1850 года источником света служили размещенные в фонарной будке на башне девять фитильных ламп с рефлекторами, которые были доставлены из Санкт-Петербурга стараниями начальника Камчатки Капитаном Машиным. Строитель маяка — военный инженер Константин Леопольд, который в XIX веке успешно строил маяки на Черноморском, Азовском и Тихоокеанском побережье России.
К 1886 году деревянный маяк был признан обветшалым и было начато строительство новой восьмигранной деревянной башни. В 1896 году поставили передовую для своего времени маячную башню из чугунных блоков высотой 12 м. Само строительство было поистине удивительным так как материалы и сами строители маяка происходили из разных стран. Так, материал для строительства в значительной части был закуплен в Сан-Франциско, а при строительстве фундамента использовался японский цемент. В число рабочих входили русские, китайцы, корейцы, японцы. Светооптический френелевый аппарат с керосинокалильной установкой был доставлен из Франции и собран вместе с башней. Маяк начал действовать 1 июня 1897 года. Именно с этой башни и сегодня подаются световые сигналы.
Фото: Центр современной истории
За всю историю своего существования маяк стремительно совершенствовался — оборудование на нем обновлялось в считаные десятилетия, неизменным остался только главный оптический прибор маяка. Многократно менялось звуковое оснащение маяка, предназначенное для использования в тумане. Так, еще во времена использования деревянной башни для подачи звуковых сигналов использовалась пушка. В 1893 году маяк был оснащен колоколом, а в 1965 году вместо колокола был установлен наутофон. После установки наутофона колокол был передан в дар краеведческому музею в связи с 225-летием города Петропавловска-Камчатского.
XX век обернулся большими переменами в световом, звуковом и в радио-оснащении маяка. В 1937 году на маяке были смонтированы первый на Дальнем Востоке радиомаяк и паровая сирена. Последняя капитальная реконструкция маяка была произведена в 1966–1968 годах. Тогда здесь было построено маячно-техническое здание светового маяка, а керосиновое освещение линзы было заменено на электрическое, а все служебные постройки были возведены из камня. Старая чугунная башня была сохранена, ее окрасили в белые и черные горизонтальные полосы. На территории было также возведено здание радиомаяка, с автономной дизельной радиостанцией, жилой восьмиквартирный дом с водопроводом, баня, гараж, овощехранилище и насосная станция.
В конце 1970-х годов на маяке была развернута ведущая станция мобильной радионавигационной системы «Марс-75». Зона обеспечения навигационной безопасности плавания Петропавловского маяка увеличилась за пределы визуальной видимости до 600 миль.
На высоте 137 м от уровня моря установлен светооптический электрический аппарат с затмевающимся огнем белого света, что обеспечивает дальность видимости св. 35 км.
На маяке продолжает действовать светооптическая линза Френеля, изготовленная французской фирмой Барбье еще в 1894 году. Внутри линзы сейчас установлена яркая галогенная лампа мощностью 70 Вт.
Маяк вооружен круговым радиомаяком с дальностью действия 175 км, наутофоном, станцией радионавигационной системы и радиолокационным маяком-ответчиком.
В XXI веке произошел новый этап модернизации маяка — на нем установили контрольно-корректирующую станцию глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Точность плавания кораблей и судов в Авачинском заливе значительно повысилась и теперь не превышает несколько метров. Башня расположена на высоте 81 м над уровнем моря, общая высота огня — 94 м. Сама чугунная конструкция башни высотой 13,8 м.
Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Mys Mayachnyy, Координаты: 52° 53.9´ N, 158° 42.4´ E.
Огонь затмевающийся белый Oc.W. период 7s lt. 5s, ec. 2s.
Белая башня с черными горизонтальными полосами / White metal tower, black bands.
Видимость: 240°-048°. Mys Mayachnyy Light Station (MYa — – • — • –), period 360s tr (interrupted by a long dash) 60s si 300s.
Фото: Центр современной истории
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».