Северный Гогландский маяк

СЕВЕРНЫЙ ГОГЛАНДСКИЙ МАЯК

Маяк Северный (Верхний, Ближний) Гогландский расположен на мысе Северный острове Гогланд в Финском заливе. Эта территория относится к Ленинградской области, Кингисеппскому району, Усть-Лужскому сельскому поселению. Рядом находится вспомогательная точка L геодезического пункта гогландского участка «русской дуги меридиана» или дуги Струве. В 2005 году Дугу Струве внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Северный маяк был построен в 1807 году по проекту Л. В. Спафарьева, а геодезическая станция была основана в 1723. Северный — один из первых на Балтике маяков фонарного типа, впоследствии разрушенный во время Крымской войны. В 1965 году его перестроили.

Пограничный остров Гогланд называют ключом от Финского залива. В дословном переводе со шведского Hogland на русский язык означает Высокая земля. Он необыкновенно красив — высокие холмы и горы, внутренние озера и ручьи, бегущие к морю. Мореплаватель встретит здесь как крутые, так и отлогие берега в разных частях суши. Долины и склоны холмов покрыты лесом, по горам продолжает расти сосновый лес.

Длинна острова — около 11 км, ширина — до 2,5 км. От Большой земли до острова недалеко: 180 км — до Санкт-Петербурга, 55 км — до Эстонии, всего 40 км — до Финляндии. Однако из-за своей труднодоступности Гогланд кажется краем света — добраться сюда можно только по воде или на вертолете.

Для судоходства остров «считается одним из наиболее опасных мест в восточной части Балтики».

Карточка маяка
Местоположение: Остров Гогланд, Финский залив, Ленинградская область
Координаты: 60.093842, 26.952011
Год основания: 1807, 24 октября 1965
Строитель маяка: Л. В. Спафарьев (1807), типовой проект (1965)
Высота огня от уровня моря: 22,86 м
Дальность видимости: 26 миль
Статус: Действующий
Описание: Ярко-красная башня с тремя белыми горизонтальными полосами
История маяка
В. И. Овчиников. Картина «Маяк Гогландский-северный»

В. И. Овчиников. Картина «Маяк Гогландский-северный»

В начале XX столетия жителями Гогланда были финны, которые называли остров Suursaari, то есть Большой остров. Местные жители селились в Сюркуля и Кискинкюля — двух деревнях, расположенных у восточного берега. Возле деревень было совсем немного поля и пашни, поэтому хлебопашества на острове не было, земледельцы выращивали картофель и другие овощи. Местное население было занято рыбным промыслом, но для финнов из столицы княжества или еще более северных краев остров Гогланд был сродни курорту. Расположен он южнее, посреди Финского залива, на нем действовала лимонадная фабрика и казино.

Первые маячные огни на Северном холме острова зажгли 1 августа 1723 года по указанию царя Петра I. Четыре года спустя у самого уреза воды на северной оконечности острова был зажжен нижний огонь. В 1730 году капитан Мартын Янсен-Гове, назначенный наблюдать за маячным освещением Финского залива, осмотрел маяки на Готланде, Сескаре и Дагерорте. В 1751 году Алексей Нагаев описывал маяки на Гогланде как «зажигаемые в осенние ночи два канфорных огня, которые можно издалека видать в ясные погоды: верхний за 6-8 миль, а нижний за милю и немного далее». Там же гидрограф описал дневную и ночную дальность видимости острова: «Гогланд в день по трем знатным холмам, а ночью по верхнему огню далече виден бывает. Ибо мастер Лебядников в 1749 году на галиоте в чистую воду продолжаючи плавание от мели Калкгрунда прямо к мели Калбодегрунду в трех часах времени гогландские все три холма без потеряния видел и пеленговал».

Служили при маяках нижние чины: караул и рабочие. Сюда завозили угли и дрова для освещения маяков во время навигации. Самой тяжелой была не столько доставка источников света на остров, как подъем угля и дров на высокий холм к верхнему маяку. 

В 1802 году Капитану-Командиру Г. А. Сарычеву было поручено провести изыскания способов привести маячную часть Финского залива в лучшее положение и исправить карты, составленные в первой половине XVIII века Адмиралом А. И. Нагаевым. О Гогландских маяках Сарычев говорит: «Оба они, верхний и нижний, не что иное как железные таганы, стоящие на земле — один на северной оконечности Гогланда, а другой на верху северного холма. Жгут на них дрова и уголье; то и другое, маячные служители должны для верхнего маяка носить на гору с большим трудом, на своих плечах, по опасной тропинке, проложенной через утесы и камни. Удобнее было бы устроить там вместо тагана фонарь и жечь в нем масло или свечи, по примеру Суропского и Кошхерского маяков, которые не только лучше освещаются, но и без всяких неудобств; да и содержание их стоит дешевле дров и уголья».

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

С назначением Леонтия Спафарьева директором маяков и лоции Балтийского моря началось оживление маячной службы. В 1807 году на горизонтальной плоскости гранитной скалы был возведен кирпичный фундамент высотой 9,5 футов (около 2,8 м), на него установили металлический фонарь с отражательным аппаратом из 19 ламп и рефракторов. Высота маяка от морской поверхности по атласу Спафарьева, изданному в 1814 году, составила 382 фута (около 116,5 м). В 1807 году был построен Нижний Гогландский маяк: круглая каменная башня высотой 28 футов (около 8,5 м).

Навигация 1810 года принесла неспокойную обстановку на остров. В апреле смотритель гогландских маяков обратился в государственный адмиралтейский департамент с рапортом: «10-го числа сего месяца видел, что лед начал движение в море, а 17 апреля пополуночи в 4 часа видны были три судна: два американских и одно гданское, имеющие курс в Кронштадт». Годом ранее в Финском заливе крейсировал английский флот, поэтому освещение маяков было вовсе запрещено. Тогда дирекция маяков и лоции рапортовала о зверствах экипажей английских крейсеров против мирного населения острова Гогланд, о насильственном пленении англичанами команды Гогландского маяка. Уже в начале июня 1810 года английские крейсеры снова появились в Финском заливе и брали в плен российские купеческие суда. На этот раз не было известно, отправятся ли военные суда из Петербурга и Ревеля, для безопасности которых и должно было освещать маяки. Поэтому маяки было предложено освещать только в тех местах, где не будет замечено неприятельских судов, а таких, где напротив они будут появляться, огней маяков не зажигать.

В 1861 году огонь Верхнего Гогландского маяка стал ярче: в фонарном сооружении установили французскую линзу Френеля 1-го разряда. Маяк светил белым постоянным огнем на 22,5 морской мили. В это же время при Нижнем Гогландском маяке выстроили целый маячный городок: помимо каменного дома для маячной прислуги, каменной кладовой и деревянной бани возле маяка появились постройки спасательной станции для судов, терпевших бедствие. Станцию возглавлял начальник, которого в некоторых документах называли атаманом. Здесь служил медик, которого снабжали лекарствами и хирургическими инструментами для оказания помощи утопающим или спасенным после кораблекрушения. В команде станции служили 14 гребцов, располагавших одой спасательной лодкой со всеми принадлежностями. Станция была снабжена особым метательным снарядом для перебрасывания троса с берега ставшему на мель судну. С помощью троса людей переправляли с погибающего судна на берег в случае жестокого шторма. В здании станции одна из комнат была отведена под лазарет с койками для двоих болящих. В начале XX столетия спасательная станция была снабжена шестивесельным вельботом Уайта, зимней лодкой, ракетным аппаратом, колоколом для туманных сигналов и телефоном для переговоров с южным маяком и лоц-вахтой.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В 1825 году вышел запрет крестьянам острова Готланд проводить купеческие суда, потому что годом ранее была учреждена лоцманская станция и располагалась в северной деревне. Проводники были обязаны знать входы в Котку Аспэ, Куорсало, Питкэпаси, Транзунд и Бьеркезунд. Лоцманы дежурили в построенной на горе Хирскаллио караульне белого цвета с красной крышей. В круглой каменной башне был повешен тяжеловесный колокол, в который били в мрачную и туманную погоду каждые три минуты. Гогландская башня находилась в северо- сточной части береговой линии, вблизи была установлена сигнальная мачта, а из караульни можно было переговариваться по телефону как с Нижним маяком, так и с деревней Сюркуля, где жили все лоцманы, пастор, ленсман (полицейский чин), таможенный смотритель и надсмотрщики.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В 1939 году маяк был взорван, после вместо него построили временную конструкцию высотой 10 м. В таком виде маяк пережил войну, а после 1948 года был построен новый железный знак. На фотографии, сделанной в июле 1948 года, трое матросов прилегли на гранитную плиту острова Гогланд и позировали на фоне сохранившихся построек: дом смотрителя стал машинным отделением, от жилого кирпичного дома остались лишь стены, рядом стояла старая вышка поста СНиС, за ней — деревянный знак и действующая будка наблюдательного поста. Уже в августе — сентябре того же года вместо упраздненного знака установили новую конструкцию. Две небольшие ажурные фермы, поставленные рядом и соединенные в верхней части с двумя площадками. На верхней стоял основной источник света — фонарь Ф-500, работавший на электричестве. Такая же аппаратура работала в качестве дублера на нижней площадке, но с помощью газа ацетилена. Высота башни составляла всего 7,8 м, но высота от уровня моря насчитывала 120,7 м. Тем не менее ажурная красная башенка была совсем неприметной до наступления вечера — дневная видимость знака отсутствовала. После применения хрупкой, едва различимой в дневное время конструкции, гидрографы решили, что маяк может быть невысоким, но должен быть массивным и достаточно широким, чтобы иметь хорошую дневную видимость.

Во время Великой Отечественной Войны остров несколько раз попадал в руки врага. В августе 1941 года транспортные суда СССР, на борту которых находились беженцы — дети и женщины, — пытались прорваться из осажденного Таллинна в Кронштадт. Во время перехода 62 корабля и судна были уничтожены немецкой авиацией около острова.

При маяке была караульня, а также церковь деревни Суркюля и колокольня при ней, работавшие с 1768 по 1939 годах.

На остров на протяжении нескольких лет приезжают работать волонтеры и ученые Российского географического общества. Основная цель экспедиции РГО «Гогланд» — проведение научных, экологических и поисковых мероприятий на островах Балтийского моря.

В июле 2013 года на острове Гогланд побывал Владимир Владимирович Путин. Глава государства погрузился на подводном аппарате к месту, где был найден затонувший в 1869 году парусно-винтовой фрегат «Олег», ознакомился с проектами, реализуемыми в Балтийском море в рамках программы глубоководных исследований Русского географического общества, посетил полевой студенческий археологический лагерь РГО и пообщался с участниками экспедиции «Гогланд-2013». В 2019 году Президент России во второй раз посетил остров и осмотрел коллекцию предметов, поднятых археологами ЦПИ РГО с борта судна, затонувшего в XIX веке у северо-восточной оконечности острова. Кроме того, он вновь погрузился в батискафе на дно моря, на этот раз к месту гибели подводной лодки Щ-308 «Семга».

Описание маяка
Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

Нынешний маяк Готландский Северный был построен в 1965 году по типовому проекту. Это невысокая, но очень ярко-красная башня с тремя белыми горизонтальными полосами. Внутри круглая башня вся в болтах — ее собрали из чугунных плит. В подфонарном помещении таблица, хранящая память о первом вечере службы маяка в новом облике — 24 октября 1965 года. 

К линзе маяка ведут несколько металлических ступеней, окрашенных подобно створному навигационному знаку: красные с широкой черной полосой. Сердце маяка — линза ЭМН-500, дающая вместе с лампой накаливания 1 кВт световой луч 26 морских миль.

Смотритель маяка — Николай Тихонович Макоренков, работает со своей женой Риммой Павловной с 1968 года и всю жизнь посвятил Северному Гогланду. До этого Николай работал на других маяках Финского залива, но именно Гогланд стал для этой семьи домом. На острове у них выросли дети и внуки.

Возле Северного маяка находится радиолокационная станция.

Характеристики маяка

Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Gogland N. head (остров Гогланд)

Координаты: 60° 05.6´ N 26° 57.1´ E.

Огонь длительно-проблесковый белый (Бл Дл Пр 7,5 с / L.Fl.W.), период d 7.5s, fl. 3s, ec. 4.5s, 26М.

Красная круглая башня с галереей и белыми горизонтальными полосами / Red round tower, gallery, white bands. 75 футов.

Видимость: 348°-324°.

Резервный огонь / Reserve light range 10M.

О проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».

Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка