Шепелевский маяк

ШЕПЕЛЕВСКИЙ МАЯК

Шепелевский маяк был построен в северной части острова на Шепелевском мысе полуострова Каравалдай в виде высокой круглой башни красного цвета с двумя белыми горизонтальными полосами.

Карточка маяка
Местоположение: северная часть острова Каравалдай, Финский залив, Ленинградская область 
Координаты: 59.985735, 29.127142
Год основания: 1910
Строитель маяка: инженер-полковник Ярон
Высота огня от уровня моря: 38 м
Дальность видимости: 17 миль
Статус: действующий
История маяка
В. И. Овчиников. Картина «Маяк Шепелевский»

В. И. Овчиников. Картина «Маяк Шепелевский»

Ни одна навигационная карта не расскажет мореходу о маяке Серая Лошадь. Так мог называться Шепелевский маяк, если бы его установили на мысу Серая Лошадь. Место оказалось топкое и непригодное для такой постройки, поэтому от него отказались в пользу острова Каравалдай. С 1891 года этим местом владел петербургский заводчик Сан-Галли, а в 1904 году он уже стал крестным папой построенного через несколько лет Шепелевского маяка. Тогда Франц Карлович безвозмездно уступил в пользование Морского ведомства участок земли в 1493 квадратных саженя в северной части полуострова Каравалдай. Земля была передана исключительно для постройки маяка с сиреной при нем и службами: жилым домом, складом для керосина, кладовой и подобными сооружениями с условием, что пока маяк действует, законные наследники Сан-Галли не будут претендовать на этот земельный участок. Дача заводчика продолжала существовать по соседству с маяком. Так, в «Лоции Балтийского моря», изданной в Петрограде в 1915 году, в качестве одного из ориентиров упоминается бельведер дачи Сан-Галли в половине минуты от маяка. Совсем рядом еще один любопытный ориентир — отличительная сосна у юго-западной части Каравалдайского озера, была «высока и хорошо приметна».

По технической смете постройки маяка виден весь ход возведения башни, начиная с отрывки фундаментных рвов и заканчивая окраской деревянных переплетов окон под ясень. Для возведения маяка потребовалось 67 392 кирпича. Лишь фонарное сооружение маяка чугунное, изготовленное во Франции вместе с оптическим проблесковым аппаратом 3-го разряда системы feu éclair, то есть «молния» или «вспышка». Оптическая дальность линзы составляла 20 миль, хотя маяк светил на 18 морских миль группопроблесковым огнем.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

К концу ноября 1909 года постройка башни была закончена, но оптический аппарат еще не был установлен. Директор маяков и лоции Балтийского моря предлагал учредить должность смотрителя маяка еще в 1908 году. Следующая попытка учредить должность случилась в 1909 году с доводом о том, что смотрителю легче отправиться на маяк с вещами до бурного осеннего времени. Кроме того, было желательно, чтобы смотритель для ознакомления с маячным аппаратом присутствовал при его сборке и установке. Тем не менее смотритель маяка был назначен только 1 августа 1910 года.

29 июля 1910 года началась история службы каменной башни Шепелевского маяка. Дирекция маяков и лоции Балтийского моря принимала работы, доверенные инженер-полковнику Ярону, и нашла их правильно, прочно, из материалов хорошего качества и соответствующими утвержденной смете и чертежам. Примечательно, что еще до постройки маяка на этом месте было построено здание туманной сирены, где в наши дни находится дизельная маяка.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

С 1905 года от непогоды над заливом корабли и суда предостерегали группы туманных сигналов из двух коротких звуков продолжительностью 3 секунды и между группами — 54 секунды. Звуки были слышны на расстоянии около 4 миль, а в тихую погоду на Расстоянии свыше 8 миль.

В 1920 году потребовался ремонт двигателей сирены и самого маяка. Исправление шведских двигателей системы Болиндер мощностью 25 лошадиных сил доверили Ижорскому заводу. Переписка о предполагаемом ходе ремонта шла весь март 1921 года и полностью совпала с мятежными событиями в Кронштадте в это же время. Представителя Ижорского завода просили приехать на маяк и на месте выполнить ремонт, хотя изначально предлагали отправить двигатели на завод. Левый двигатель предстояло разобрать, почистить от ржавчины и поставить недостающие трубки для подвода горючей смеси; на правом к тому же заделать трещину цилиндра; два компрессора разобрать, очистить все части от ржавчины и поставить отсутствующие масленки; перебрать механизм сирены, очистить все части от ржавчины, негодные заменить новыми, сделать новый шкив для придачи движения сирене. В мае 1921 года трое рабочих Ижорского завода приехали на Шепелевский маяк для исправления двигателей, а сирену все же отремонтировали в цехах завода и после вернули на маяк.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В самые суровые в первые две зимы Великой Отечественной войны отряды гидрографов проложили от Шепелевского маяка дорогу на внешние острова Финского залива к островам Сескар, Лавенсаари. По обвехованной дороге проходили бойцы, провозили боеприпасы и продовольствие и перебрасывали автомашины. Продолжая оставаться значимым ориентиром и помогая людям, маяк сам нуждался в помощи. В мае–июне 1943 года внутренняя комиссия изучала дефекты башни: сырость в стенах и, как следствие, осыпание штукатурки, ничем не заполненные пустоты в кладке фундамента и две вертикальные трещины длиной до 6 м и шириной до 1 см. После окончания войны маяк отремонтировали: оштукатурили стены, исправили кровлю купола и бетонную площадку фонарного сооружения, установили шесть металлических колец на стволе башни. 

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

В конце 1960-х годов маячный городок пополнился новыми корпусами: для подготовки и испытаний новой навигационной техники был устроен навигационно-гидрографический полигон. Служащие маяков, гидрографической службы флотов и курсанты-гидрографы Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе изучали новую маячную аппаратуру.

В одном из корпусов появился настоящий музей: с новыми образцами маячных линз, гидроакустические средства навигационного оборудования, приборы автоматизации работы маяков, радиотехника, источники питания средств навигационного оборудования, макеты маячных башен и навигационных знаков. В наши дни о полигоне напоминает металлическая ферма, возвышающаяся неподалеку от маячного городка на мысу.

Любопытно, что в наши дни продолжает работать постройка, которая некогда служила Шепелевским знаком. До возведения маяка на мысу мореплавателям уже встречались знаки, игравшие навигационную роль в этом месте. Поэтому некоторые источники возводят дату основания маяка к Петровской эпохе, когда царь велел «на берегу жечь огонь».

Но самые ранние упоминания Шепелевского огня в документах относятся к 1860-м годам. В циркуляре №56 от 25 октября 1869 года Гидрографический департамент объявил по Морскому ведомству о том, что вместо разрушенного знака поставлен другой, называемый Шепелевский. 

Фото: Мария Горницына

Фото: Мария Горницына

Знак был белым деревянным, имел вид отрезка четырехугольной пирамиды, обшитой до двух третей ее высоты досками с малыми просветами. Над знаком — красная крыша, а над крышей красный шар. Высота знака от основания составляла 43 фута (около 13 м), а от уровня моря 169 футов (около 51,5 м). На полях этого документа карандашом приведено пояснение, что прежний Шепелевский знак был посажен в 1861 году во время проведения гидрографических работ около Кронштадта, был в особенности важен для пеленгов и постановке вех. Знак установили для проведения промерных работ от маяка Толбухин до мыса Серая Лошадь и после окончания работ надобность в нем миновала, но все же знак решили сохранить и передали в ведомство местных земских властей. Это был белый знак высотой 70 футов (около 21 м), однако уже год спустя при передаче земству обнаружилось, что с полуденной стороны не хватает досок, которыми обшит маяк и, вероятно, они обвалились от ветра.

Летом 1891 года команда винтовой шхуны «Секстан» нашла маяк в ветхом состоянии: из нижних парных схваток остались только две и те окончательно сгнили, нижние части стоек знака также оказались совершенно гнилы. В 1893 году вместо планируемой деревянной башни на этом месте поставили железный знак. Четырехгранная усеченная пирамида, отрезная часто которой покрыта по стропилам шаровой крышей из цинкованного железа. Над крышей поставлены два сквозных шара и наверху крест. Этот знак и сейчас продолжает служить в Финском заливе, но уже в другом месте. В 1899 году железный знак покинул остров Каравалдай, с того времени по сей день служит на острове Северный Виргин.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

30 ноября 1945 года на маяке был установлен сигнальный колокол, а с мая 1946 года снова заработала сирена с дальностью действия до 7,5 км. В послевоенные годы Шепелевский маяк постепенно модернизируется и ремонтируется. В 1954 году маяк был переведен на электрическое освещение. В 1958 году была возведена 115-метровая бетонная стена, защищающая маячный комплекс от затопления. В 1980 году ее продлили на 71 м и в некоторых местах сделали выше. 

В 60-е годы здания и сооружения маяка подверглись различным ремонтным работам, а через протоку был построен деревянный мостик. На маяке в 1967 году был установлен наутофон и упразднена сирена. В 1976 году упраздняется колокол, а в 1980 — и наутофон.

Фото: Мика Петров

Фото: Мика Петров

Описание маяка

Согласно сведениям Юрия Григорьевича Шухина, полковника в отставке, инженера, эксперта Управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, башня Шепелевского маяка построена из красного кирпича, а восьмигранный цоколь отделан «диким камнем» из мелкозернистого серого гранита. Высота башни — 38,4 м; диаметр ствола башни — от 5,4 м до 4,6 м. Внутри маяка есть помещение диаметром 3 м по всей длине башни. К фонарю от основания ведет винтовая лестница.

Маяк дает 2 долгих вспышки через каждые 16 секунд, цвет которых (красный или белый) зависит от направления движения к маяку.

Характеристики маяка

Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Mys Shepelevskiy.

Координаты: 59° 59.1´ N, 29° 07.6´ E.

Огонь Бл Кр Дл Пр (2) 16 с / L.Fl. (2)W.R., период 16s fl. 4s, ec. 2s fl. 4s, ec. 6s; дальность видимости 15М.

Белая круглая башня с красными горизонтальными полосой / White round tower, red bands. 118 футов.

Видимость: R. 053°-100°, W.-265°, R.-280°

Резервный огонь / Reserve light 10s 8M дальность видимости 8M.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

О проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».

Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка