Сочинский маяк

МАЯК СОЧИНСКИЙ
Карточка маяка:
Местоположение: г. Сочи, ул. Москвина, д. 10
Координаты: 43.579060, 39.720493
Год основания: 1890
Строитель маяка: К. И. Леопольд
Смотритель маяка: Занилов Виталий Евгеньевич
Высота огня от уровня моря: 35 м
Высота маяка: 30 м
Дальность видимости: 17 морских миль
Современная эксплуатация: Действующий
Статус: Памятник истории и культуры РФ
/

Недалеко от оживленной набережной Сочи стоит Главный городской маяк, история которого началась с конца 1800-х.

Построенный вопреки

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. В 1870-х годах в порт заходили пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и Российского общества транспортирования кладей. Оживленное пароходство в порту вызвало необходимость подачи навигационных сигналов для пребывающих судов.

РГА ВМФ, Ф.209, О.2, Д.11839

РГА ВМФ, Ф.209, О.2, Д.11839

Первоначально, если пароход приходил ночью, в обыкновенном фонаре, расположенном близ агентства РОПиТ, зажигали белый огонь. В сложных погодных условиях, при невозможности сообщения с берегом из-за волнения моря — зажигали красные фальшфейеры. Это продолжалось до тех пор, пока в 1874 году частный предприниматель, некто Анастасиди, не предложил РОПиТу свои услуги по строительству и оборудованию маяка. Предложение было принято, однако в полной мере воплощение этого проекта стало возможно далеко не сразу. Возведение первого маяка началось в том же 1874 году.

Место для строительства выбрано инженер-капитаном Н. П. Розановым и капитаном флотских штурманов Мордвиновым. Н. П. Розанов сделал изыскания грунта и подготовил проект. Он был убежден в том, что наличие большого галечного пляжа перед склоном благоприятно скажется на устойчивости конструкции, так как галечный пляж хорошо гасит волны и не даст разрушать склон. Маяк, согласно плану, должен был расположится позади ранее существовавших здесь земляных укреплений, что также подтверждало безопасность обрыва от обвалов. Сигнальную башню начали возводить на скалистом берегу на высоте 117 футов (35 метров) над уровнем моря. Строительство продолжалось с переменным успехом и затянулось на целых шесть лет: то не хватало средств, то помешала русско-турецкая война 1877–1878 гг. В сентябре 1880 года на маяке впервые был зажжен белый сигнальный огонь.

/

Спустя десять лет, 5 апреля 1890 года Морским строительным комитетом был утвержден чертеж проекта Сочинского маяка, составленный Н. П. Розановым. Однако, сам Розанов не принимал участия в строительстве, поскольку был задействован на сооружении маячной сирены в Одессе.

/

26 июля 1890 года в Сочи были устроены торги на право строить сочинский маяк. Предложена была смета в 55 105 рублей. Однако, торги были признаны несостоявшимися ввиду неявки участников. Тогда 8 августа 1890 года главный командир Черноморского флота и портов Аркас ходатайствует перед управляющим Морским министерством о разрешении поручить строительство маяка инженер-капитану К. И. Леопольду, уже производящему подобную работу в 35 верстах от Сочи, на мысе Пицунда, и потому уже имеющему необходимые приспособления и нужных работников. Управляющий согласился. Так строителем сочинского маяка стал инженер-капитан Константин Иванович Леопольд. К работам он приступил 20 сентября 1890 года. Спустя год, 15 ноября 1891 года маяк был полностью введен в эксплуатацию. Стоить отметить, что К. И. Леопольдом были построены многие маяки в различных точках нашей страны — на Камчатке, на острове Сахалин, во Владивостоке.

Линза Френеля
/

Оптическое устройство Сочинского маяка заслуживает особого внимания. Дело в том, что в нем применяется сложная составная линза, в то время как на большинстве маяков второй половины XIX столетия применялись цельные линзы из шлифованного стекла диаметром более полутора метров. Изобретатель этой совершенной по тем временам линзы — французский физик, один из основателей волновой оптики, член Парижской академии наук Огюст Жан Френель (1788-1827).

/

Линза системы Френеля состоит из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Данная конструкция позволяет резко уменьшить толщину, и соответственно массу линзы при большем угле охвата.

Галерея
О Проекте

/
Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка