Сочинский маяк

СОЧИНСКИЙ МАЯК

Сочинский маяк — действующий береговой световой маяк, установленный на берегу Черного моря, в порту Сочи Краснодарского края. Надежно обеспечивает плавание всех судов, следующих вдоль юго-восточного Кавказского побережья Черного моря безопасный подход к порту. Маячная башня высотой 15 метров (33 фута) вместе с одноэтажным жилым домом построена русскими моряками в 1890–1891 годах. Памятник истории и культуры — комплекс зданий Сочинского маяка принадлежит Гидрографическому отделу Новороссийского ВМФ Министерства Обороны РФ. После Великой Отечественной войны реконструирован с сохранением внешнего вида. Маяк получил новый светооптический аппарат, радиомаяк, радиостанцию и круглосуточно несет службу.

Карточка маяка
Местоположение: Краснодарский край, город Сочи, микрорайон Центральный, улица Москвина, 10
Координаты: 43.579060, 39.720493
Год основания: 1890
Строитель маяка: К. И. Леопольд
Смотритель маяка: Занилов Виталий Евгеньевич
Высота огня от уровня моря: 35 м
Высота маяка: 30 м
Дальность видимости: 17 морских миль
Статус: Памятник истории и культуры РФ
Современная эксплуатация: Действующий
История маяка

Для защиты южных рубежей России от возможного нападения турок отряд русских войск по приказу генерала Раевского в 1838 году основал в устье реки Соча-Пста форт Александрия, переименованный в Навагинское укрепление. После Крымской войны 1853–1856 гг. на месте снесенного укрепления в 1864 году основали Даховский пост, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. В 1870-х годах в порт заходили пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и Российского общества транспортирования кладей. Оживленное пароходство в порту и частые кораблекрушения вызвали необходимость подачи навигационных сигналов для пребывающих судов.

Первоначально, если пароход приходил ночью, в обыкновенном фонаре, расположенном близ агентства РОПиТ, зажигали белый огонь. В сложных погодных условиях, при невозможности сообщения с берегом из-за волнения моря — зажигали красные фальшфейеры. Это продолжалось до тех пор, пока в 1874 году частный предприниматель, некто Анастасиди, не предложил РОПиТу свои услуги по строительству и оборудованию маяка. Предложение было принято, однако в полной мере воплощение этого проекта стало возможно далеко не сразу. Возведение маяка включили в 16-летний план Гидрографичского департамента за 1875–1891 гг. по постройке и переоборудованию береговых и плавучих маяков на морях Российской империи.

Место для строительства выбрано инженер-капитаном Н. П. Розановым и капитаном флотских штурманов Мордвиновым. Н. П. Розанов сделал изыскания грунта и подготовил проект. Он был убежден в том, что наличие большого галечного пляжа перед склоном благоприятно скажется на устойчивости конструкции, так как галечный пляж хорошо гасит волны и не даст разрушать склон. Маяк, согласно плану, должен был расположится позади ранее существовавших здесь земляных укреплений, что также подтверждало безопасность обрыва от обвалов. Сигнальную башню начали возводить на скалистом берегу на высоте 117 футов (35 метров) над уровнем моря. Строительство продолжалось с переменным успехом и затянулось на целых шесть лет: то не хватало средств, то помешала русско-турецкая война 1877–1878 гг. В сентябре 1880 года на маяке впервые был зажжен белый сигнальный огонь по данным архива РОПиТ.

Спустя десять лет, 5 апреля 1890 года Морским строительным комитетом был утвержден чертеж проекта Сочинского маяка, составленный Н. П. Розановым. Однако, сам Розанов не принимал участия в строительстве, поскольку был задействован на сооружении маячной сирены в Одессе.

26 июля 1890 года в Сочи были устроены торги на право строить сочинский маяк. Предложена была смета в 55 105 рублей. Однако, торги были признаны несостоявшимися ввиду неявки участников. Тогда 8 августа 1890 года главный командир Черноморского флота и портов Аркас ходатайствует перед управляющим Морским министерством о разрешении поручить строительство маяка инженер-капитану К. И. Леопольду, уже производящему подобную работу в 35 верстах от Сочи, на мысе Пицунда, и потому уже имеющему необходимые приспособления и нужных работников. Управляющий согласился.

Так строителем сочинского маяка стал инженер-капитан Константин Иванович Леопольд. К работам он приступил 20 сентября 1890 года. Спустя год, 15 ноября 1891 года маяк был полностью введен в эксплуатацию, после этого началось проектирование и строительство Адлеровского маяка, который начал действовать с 1898 года.

Стоить отметить, что К. И. Леопольдом были построены многие маяки в различных точках нашей страны — на Камчатке, на острове Сахалин, во Владивостоке.

Дореволюционная открытка. Набережная, вид с места высадки пассажиров. На переднем плане упряжка буйволов, возящая для строительства с берега гальку. Видны: гостиница «Лондон», здания почты и Сочинского маяка. Далее вдоль берега — устье Турецкого оврага

Дореволюционная открытка. Набережная, вид с места высадки пассажиров. На переднем плане упряжка буйволов, возящая для строительства с берега гальку. Видны: гостиница «Лондон», здания почты и Сочинского маяка. Далее вдоль берега — устье Турецкого оврага

Описание маяка

Здание маяка построено из материала керченских каменоломен, местный камень использован для кладки фундамента башни и для вспомогательных построек. На вершине башни помещается маячный фонарь с балконом и сеткой, а в нем установлен аппарат третьего разряда френелевской системы. Высота огня от уровня моря — 37 метров. Светит постоянным красным огнём в секторе 116º-341º. Дальность в видимости 17 миль. Фонарная комната из листового железа внутри отделана красным деревом. Галерея, фонарь и внутренняя винтовая лестница украшены узорчатым железом.

Светотехническое устройство установлено парижской фирмой L. Sautter & Cie Constructeurs в 1891 году. В оптическом устройстве Сочинского маяка применяется сложная составная линза, в то время как на большинстве маяков второй половины XIX столетия применялись цельные линзы из шлифованного стекла диаметром более полутора метров. Изобретатель этой совершенной по тем временам линзы — французский физик, один из основателей волновой оптики, член Парижской академии наук Огюст Жан Френель (1788-1827). Линза системы Френеля состоит из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Данная конструкция позволяет резко уменьшить толщину, и соответственно массу линзы при большем угле охвата. Стойки фонаря отделаны бронзой, а двойной купол выполнен из красной меди.

Количество береговых огней в городе Сочи со временем увеличивалось, поэтому в 1903 году огонь усилили светооптическим аппаратом 1-го разряда вместо осветительного аппарата 3-го разряда. На электрическое освещение маяк перевели в 1932 году.

Оборудован в 1939 году радиомаяком, что во время Великой Отечественной войны помогало нашим кораблям вести радиодевиационные работы. Помещения маяка служили госпиталем для выздоравливающих раненных Красной Армии и Краснознаменного Черноморского флота.

После войны установлен новый радиомаяк КРМ-300М.

О проекте

«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии. 

Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».

Маяки России
Все
Проекты РГО
Показать еще Загрузка