Святоносский маяк
Святоносский маяк — действующий маяк на северо-восточном побережье Кольского полуострова в северной части мыса Святой Нос в районе губы Лопское Становище Святоносского залива, Баренцева моря Мурманского берега. Один из один из старейших маяков на берегах северных морей России. Является объектом культурного наследия федерального значения. Высота маяка — 22 м, над уровнем моря — 94,5 м, дальность видимости — до 22 миль. Светит с 6 ноября 1862 года. Маяк перамидальной конструкции дошел до нас незменным с момента его модернизации в 1890 году.
Мыс Святой нос узким длинным клином вдается далеко в море и является поворотной точкой маршрутов всех судов, идущих из Белого моря в Баренцево. Данный участок является самым судоходным и в то же время самым опасным местом Кольского Заполярья. Берега мыса отвесные, высокие и крутые, практически полностью лишены растительности. Лишь наиболее высокая точка мыса имеет травянистый и мшистый покров.
Местоположение: | Мурманская область, городской округ Островной, Мыс Святой Нос, Святоносский залив, Баренцево море |
Координаты: | 68.135928, 39.766851 |
Год основания: | 1861 |
Строитель маяка: | И. Е. Торопов |
Смотритель маяка: | Последний смотритель М. И. Горбунов, с 2006 г. маяк работает в автоматическом режиме |
Высота огня от уровня моря: | 94,5 м / 308 футов |
Высота маяка: | 22 м |
Дальность видимости: | 8 миль |
Статус: | Объект культурного наследия федерального значения |
Современная эксплуатация: | Действующий |
Описание | Светло-желтая восьмисторонняя башня |
Картина «Маяк Святоносский» Вячеслава Ивановича Овчинникова
Русскому географическому обществу удалось установить, что идея строительства маяка в этом месте восходит еще к XVIII столетию, а ее реализация была начата в 1830-е годы и продлилась почти 30 лет. О строительстве системы маячных огней в данном судоходном районе речь шла с первых описаний Святого Носа лейтенантом Василием Виньковым в 1741 году, однако к этому вопросу вернулись только век спустя.
В январе 1828 года лейтенант Михаил Францевич Рейнеке, занимавшийся гидрографическим описанием беломорских и мурманских берегов в 30-х годах XIX века, представил на имя генерал-гидрографа Г. А. Сарычева рапорт с предложением об устройстве маяков на мысах Святой Нос и Городецком. Генерал-гидрографом данная инициатива была поддержана и таким образом был дан старт разработке проекта для Башни Святоносского маяка. В марте того же года вопрос был вынесен на слушание в Адмиралтейтств-совет и получил положительную резолюцию. Командование строительством маяка было возложено на инженера-коменданта Власова. Выбор места для установки маяка был предоставлен на усмотрение лично М. Ф. Рейнеке.
Деревянную башню по проекту инженера-коменданта Власова срубили в Архангельске и 17 июня 1828 года на бриге «Лапоминка» в разобранном виде доставили на Иокангские острова. Там бревна выгрузили в воду и связали в плоты для буксировки к Святому Носу. Едва закончили работу, как налетел шквал, принесший затяжной шторм. К счастью, плоты уцелели, и с наступлением погоды их пригнали к месту постройки. Готовую четырехгранную пирамиду высотой 15,3 метра, окрашенную белым, черным и красным цветом, строители сдали 28 июля «для надзора» жителям Кольского уезда. Однако вскоре выяснилось, что из-за малой высоты и неудачного расположения башня плохо видна с моря, поэтому пятью годами позже гидрограф лейтенант Н. Ф. Корсаков в трехстах пятидесяти метрах юго-восточнее поставил еще одну четырехугольную деревянную призму высотой 15 метров, получившую название Южной башни, но и это решение оказалось неудовлетворительным.
Чертеж на перестройку деревянной башни Святоносского маяка в Белом море (РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.62, л. 6)
Чертеж на перестройку деревянной башни Святоносского маяка в Белом море (РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.62, л. 6)
21 октября 1857 года в должность главного командира Архангельского порта и архангельского военного губернатора вступил Б. А. Глазенап. Пробыв несколько лет морским агентом в Швеции, Норвегии и Дании, а до этого возглавляя Гидрографический департамент, Богдан Александрович хорошо знал последние новинки европейской маячной техники и первоочередные нужды северных российских мореплавателей. Он обратился в гидрографический департамент и Морское министерство с предложением принять неотложные меры для постройки световых маяков на Святом носу и острове Сосновец. Министр финансов в ходатайстве отказал, ссылаясь на нехватку средств, но Гидрографический департамент поддержал архангельского губернатора. В ежегодном докладе, подписанном непременным членом Морского ученого совета, вице-директором гидрографического департамента генерал-майором С. И. Зеленом, в частности отмечалось: «входной маяк в Белое море на Святом носе необходим. Несуществование подобного входного маяка — единственный пример в европейских морях. Департамент полагает, что на Святом Носе нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего». На этот доклад управляющий Морским министерством наложил резолюцию: «чрезвычайно основательные соображения… Обсудить совместно с главным командиром Архангельского порта».
Берег на Святом Носу. Фото: Центр современной истории
Богдан Александрович, ссылаясь на зарубежный опыт, настоял на установке сборной металлической маячной башни из железных плит, обосновывая это отсутствием поблизости подходящих строительных материалов, долговечностью металлической конструкции и простотой монтажа. Но английский заводчик Hety Gritsell (Recenis canal iron works London), с которым велись переговоры, так и не представил технического обоснования и детальных чертежей башни. Красочный эскиз фасада маяка не мог удовлетворить финансистов, поскольку не позволял проверить соответствие запрашиваемой англичанином суммы в 57 тысяч рублей фактическим расходам. К тому же оказалось, что для северных условий все металлические детали башни необходимо защищать специальной краской, существенно удорожавшей стоимость проекта. В 1859 году генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич посетил Белое море и осмотрел Мурманское побережье. Он пришел к убеждению, что на Святом Носе надо строить не железный, а деревянный маяк, так как железные части будут очень трудно доставлять на строительную площадку, поскольку на месте выгрузки совершенно открытое для океанского ветра море. Свои соображения князь доложил государю-императору. Его Императорское Величество «Высочайше утвердить изволил проект деревянного маяка на полуострове Святой Нос». Так идея о строительстве сборной железной маячной башни на Святом Носу была навсегда оставлена. В целях экономии средств вместо современного, но дорогостоящего аппарата Френеля, о чем ратовал Глазенап, на деревянный маяк решили установить рефлекторы с лампами Арганда, изготовленными в Ревельской ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков.
Чертеж из сметы на постройку здания пневматической сирены, жилого дома и служб, 1910 г. (РГА ВМФ, Ф. 404, О. 3, Д. 1543, Л. 11)
Подряд на постройку деревянной маячной башни и служб (дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай) и доставку их в разобранном виде на Святой Нос взял архангельский купец Иван Ермолаевич Торопов. Но неожиданно в мае 1861 года, когда строительство было в самом разгаре, из Морского министерства пришло распоряжение: в связи с упразднением Архангельского военного порта строительство маяка прекратить. Новый губернатор Архангельска вице-адмирал Истомин возразил высокому петербургскому начальству: «Цель и назначение здешних маяков обуславливается исключительными видами на улучшение местного торгового и промышленного мореплавания… и несмотря на упразднение порта, работы должны идти своим путем…». Пока шла переписка, здания служб в разобранном виде перевезли на полуостров и собрали, а 15 сентября 1862 года закончили установку маячной башни. Из Ревеля доставили катоптрический осветительный аппарат и приступили к его монтажу. Узнав, что строительство маяка на Святом Носу идет к завершению, генерал-адмирал согласился с Истоминым и в декабрьском номере «Морского сборника» за 1862 год Гидрографический департамент опубликовал извещение мореплавателям: «В Белом море окончен постройкой маяк на верхнем холме северной части мыса, называемого Святой Нос. Маяк деревянный, восьмиугольный, обшит досками и окрашен светло-желтой краской. На маяке установлен металлический фонарь, снабженный осветительным аппаратом катоптрической системы из 18 аргандовых ламп, при таком же числе рефлекторов высотой от основания 58, а над уровнем моря 298 футов. Дальность видимости огня 19,8 мили. Существовавшая на верхнем, или южном, холме этого мыса деревянная неосвещаемая башня разобрана».
Фото: Центр современной истории
Так с момента идеи постройки маяка на мысе Святой Нос до запуска его освещения прошло почти 35 лет. Святоносский маяк начал свое освещение в августе 1863 года. Однако, первые годы работы были крайне нелегкими для служителей маяка. Он стал самым северным и самым отдаленным маяком России с самыми неблагоприятными условиями для жизни. Дорог для доставки продовольствия на мысе не было и нет до настоящего времени, а суда исключительно редко останавливались у мыса ввиду сувоя (подводного вихря на месте слияния двух морей) и свойственных этому району частых волнений. Единственным каналом связи с Большой землей был заход гидрографического судна из Архангельска, что случалось крайне редко — один или два раза в год. Стоит отметить, что в дальнейшем маяк неоднократно перестраивался и переоснащался, так же и маячный городок за много лет претерпел существенные изменения.
Проект сохранившейся поныне деревянной башни был представлен 19 декабря 1888 года, и отличие от предыдущей версии 1863 года он предусматривал установку на башне металлической конструкции для размещения нового фонаря.
Из материалов Российского государственного архива Военно-морского флота стало известно следующее:
- 5 апреля 1889 года Главным гидрографическим управлением было приписано отложить перестройку маяка до начала весны будущего 1890 года. Также Управлением констатируется, что для освещения маяку потребна установка светового аппарата второго разряда с постоянным белым свечением.
- 24 мая 1889 года Дирекция маяков и лоций Белого моря рапортует о приостановке работ до получения точных чертежей фонаря. Вместе с тем, ставится срок окончания работ по переоснащению маяка — к половине июля 1890 года.
Через некоторое время в июле 1889 года была получена смета на конструкцию фонаря системы Френеля от французской фирмы F. Barbier & Cir.
Фото: Центр современной истории
Любопытным документом, полученном в архиве РГА ВМФ является заявление архангельского купца Г. Н. Шмидта, который буквально вызвался провести работы «по постановке нового аппарата на маяке Святойго Носа, который я согласен вынуть из ящиков и поднять с установкою на надлежащее место за сумму две тысячи (2000) рублей, не принимая на себя никакой другой работы». Готовое фонарное сооружение было отправлено из Парижа 8 июня 1890 года. Новое фонарное сооружение было введено в эксплуатацию 14 августа 1890 года, о чем свидетельствует Сообщение Морского Министерства о начале освещения новым световым аппаратом.
Заявление архангельского купца Г.Н. Шмидта (слева) и Смета на конструкцию фонаря от французской фирмы F. Barbier & Cir (справа), РГА ВМФ, Ф. 404, О.3, Д.62, л.22
Стоит отметить, что во второй половине XIX века к северу от маяка располагалась часть маячных сооружений — паровой свисток, кузница служебные строения. В начале XX века паровой свисток сменился пневматической сиреной. По материалам, хранившимся в Российском государственном архиве Военно-морского флота, исследователям Центра Современной истории удалось установить, что в действительности здесь также располагались постройки гидрографической службы. Стоит отметить, что зданий для обслуживания маяка было несколько. Кроме того, жизнь на маяке не обходилась без различных аварий и курьезов при проведении штатных работ по обслуживанию маяка. Так, в 18 мая 1894 года в Главное гидрографическое управление поступил рапорт о сгоревшей кузнице — деревянной постройки для ремонта маячных устройств и агрегатов. Смотритель маяка лично исправлял в кузнице принадлежности для паровой сирены, однако частицы раскаленного метала и углей, разлетевшиеся по полу кузницы были раздуты порывом ветра, ворвавшимся в дверь, и вспыхнул пожар. Никто не пострадал, но постройку кузницы спасти не удалось. В ответ на рапорт о случившемся директор маяков и лоций приказал всем смотрителям маяков белого моря содержать при всех маячных зданиях особые деревянные кадки с водой для экстренного тушения пожаров.
Очередная пора модернизации и перестроек наступила в 1910-е годы. 13 марта 1910 года в Главное гидрографическое управление поступил рапорт от Директора маяков и лоций Белого моря с приложением технической сметы на постройку пневматической сирены, жилого дома и служб при нем на мысе Святой Нос.
Вид лестницы и входа в маячную башню. Часть ступеней обрушилась. Фото: Центр современной истории
Положение паровой сирены изначально было не лучшим с точки зрения дальности распространения ее сигналов. Данное обстоятельство мы наблюдаем в документах 1901 года, когда Директор маяков и лоций Белого моря ходатайствует в Главное гидрографическое управление о сносе старой маячной башни, которая вот уже почти полвека стояла на мысе Святой Нос. По мнению директора маяков и лоций башня мешала прохождению звукового сигнала сирены и подлежала сносу. Главным гидрографическим управлением в ответ на это ходатайство было отказано. Отказ был мотивирован тем, что башня находится на значительном удалении от действующей маячной башни и значительно ниже нее и «…служит для определения судов когда маяк во время тумана не виден. Сирену же является очень желательным перенести на самый мыс перед башней…»
В 1896 году должность смотрителя маяка принял Евлампий Багрецов. В Первую мировую войну сына Багрецова, Павла, забрали на фронт, жена умерла. Смотрителем Святоносского маяка стала работать 11-летняя Мария Багрецова, дочь 1903 года рождения. Она зажигала и гасила фонарь, отправляла донесения, вела домашнее хозяйство и ухаживала за больным отцом. Самая юная смотрительница маяка не только содержала маяк в образцовом порядке, без задержки подавала судам нужные флажные сигналы, а с наступлением туманов помогала служителю запускать в работу сирену, но и по первому требованию командования зажигала огонь маяка. За это ее наградили серебряной Георгиевской медалью. После доклада проверяющих из Петрограда пришел приказ: «В воздаяние отличной доблести, спокойствия и редкого добросовестного отношения к службе в тяжелых обстоятельствах военного времени девица Мария Багрецова награждается серебряной Георгиевской медалью». По мнению историков и краеведов, это была первая боевая награда Первой мировой войны на Белом море. После окончания войны сын Евлампия Павел вернулся и принял на себя заботы по содержанию маяка.
На подходе к берегу у мыса Святой Нос. Фото: Центр современной истории
Вопрос о замене аппарата был поднят в рамках мероприятий по улучшению навигации в 1915–1916 годах. 18 октября 1915 года Главноначальствующий города Архангельска ходатайствует в Главное гидрографическое управление о модернизации Святоносского маяка и створных знаков на входе в Иоканский рейд. В число предложений по совершенствованию навигации входил пункт о замене постоянного огня проблесковым для более легкого отличия от рядом расположенных маяков с возможно большим горизонтом. 27 октября 1915 года в продолжении выработки решений по улучшению навигации Главное Гидрографическое управление в числе прочего установило необходимым заменить осветительный аппарат на Святоносском маяке на ацетиленовый с дальностью видимости до 30 миль.
Новый осветительный аппарат был заказан в Русском акционерном обществе «Газо-аккумулятор». Осенью 1915 года в Главное Гидрографическое управление обществом «Газо-аккумулятор» была направлена смета и техническая документация на маяк «АГА» системы Даленна с вращающейся линзой. Данный аппарат был установлен на Святоносском маяке в 1916 году.
На 1936 год вблизи маяка в Бердоносской губе имелась изба для пристанища промышленников. При маяке был телефон, по которому можно было вести переговоры со Святоносской сиреной и другими. Для сообщения с маяком шлюпкам можно приставать на полную воду в становище Лобском на западном берегу и в губе Волоковой, на восточном берегу. Для выгрузки следовало остановиться на якорь против сарая на глубине 37 м.
Во время Великой Отечественной войны по морскому пути мимо маяка из Архангельска в Кольский залив осуществлялось снабжение Северного флота и войск Карельского фронта в Заполярье. С лета 1942 года по этому маршруту началось движение союзных конвоев. Передвижение кораблей и транспортов необходимо было обеспечить скрытно, поэтому маяк работал в манипуляторном режиме.
На фото слева: Михаил Горбунов, Владимир Горбунов и В. Гуцу – сотрудники маяка. На фото справа: Брат Горбунов Владимир работает на телетайпе в техническом здании. Фото из личного фотоархива семьи Горбуновых
С 1968 года и на протяжении более 30 лет и до перевода маяка на автоматическую работу в 2004 году, коллектив маяка возглавлял Михаил Иванович Горбунов, высококвалифицированный и ответственный специалист, который многократно поощрялся командованием за заслуги в деле обеспечения безопасности мореплавания и награжден орденом «Знак Почета». В этот период на маяке служили семьи: Гуцу, Антоник, Горбуновы, Коротянские, Корягины.
В 2018–2019 годах Минкультуры Мурманской области провело масштабную работу, в ходе которой уникальное сооружение было обследовано и описано.
Летом 2023 года состоялась экспедиция Центра Современной истории и Русского географического общества на Святоносский маяк. Доставка экспедиции на мыс Святой Нос осуществлялась на малом гидрографическом судне ГС-87.
Внутри маячной башни — пять уровней, соединенных лестницей. Конструкция первого яруса башни — восьмигранное в плане сооружение имеет шесть волоковых окон и покатую крышу. Изнутри помещения цокольного яруса забутованы крупным камнем. Волоковые (вентиляционные) окна расположены на шести из восьми граней и служат для вентиляции бутового фундамента и бревенчатых венцов. Основание башни состоит из внешней обшивки, бревенчатого сруба и внутренней забутовки крупным камнем. Таким образом, вид основания маяка можно охарактеризовать как бутовую засыпку с ограждающими венцами основания. К настоящему времени многие бревна были заменены. На одном из бревен была обнаружена отметка «СФВ 1927, 5-6-50». Можно предположить, что ремонт маяка производился в 1950 году. На первом уровне маячной башни — центральная колонна, собранная из бруса и соединенная металлическим тягами с боковыми наклонными колоннами, которые связаны между собой крестообразными связями из бруса меньшего сечения и металлическими тягами. Пол в помещении дощатый, потолок выполнен из строганной доски. На втором уровне маячной башни в центре также расположен центральный столб, от которого к стенам отходят металлические связи. Третий уровень маячной башни представляет собой меньшее по площади помещение с аналогичной конструкцией. Здесь располагается лестница в помещение светового аппарата и лестница на открытую площадку. В помещении присутствуют окна. Оконное заполнение выполнено вертикально сдвигающимися фрамугами. Четвертый и пятый уровни маячной башни состоят из помещений светового аппарата и выполнены в виде двухуровневой стальной цилиндрической конструкции. На четвертом уровне располагаются аккумуляторные батареи, обеспечивающие работу маяка. На пятом уровне располагается сердце маяка — световой аппарат. Важно отметить, что за всю историю эксплуатации маяка он неоднократно менялся. Как уже отмечалось выше, с 1890 года эксплуатировался французский световой прибор фирмы F. Barbier Сir с линзой Френеля.
Современный световой аппарат маяка располагается с двухуровневой металлической конструкции цилиндрической формы. В нижнем ярусе располагаются элементы питания, верхний ярус перекрыт конусовидной крышей. Световая рубка имеет современное остекление в пластиковых оконных рамах. В металлической конструкции врезаны несколько вентиляционных заглушек.
В 2004 году был сделан ремонт, после которого маяк перевели в автоматический режим работы с использованием солнечных батарей и аккумуляторов.
В период с июня по август 2004 года ООО «Арктикпроект» и отделением маячной службы в/ч 26909 отремонтирована маячная башня и фонарное сооружение, установлена солнечная энергетическая установка в составе: ФЭС (фотоэлектрическая система), шесть солнечных панелей, 10 аккумуляторов типа KL-950 светооптический аппарат типа ТП-СУПР на светодиодах фирмы ОАО «НТП "Нави-Далс"».
Фото: Центр современной истории
Характеристика маяка на 1936 год.
Положение — на холме мыса Святой Нос.
Число, цвет и период огня: 1 белый. Гр.-Пр. Пр. 0,3 сек. темн. 7,2 сек. Пр. 0,3 сек. темн. 22,2 сек. Период 30 сек.
Дальность видимости огня в ясную погоду 25 миль.
Высота огня от уровня моря 94,5 м.
Светло-желтая восьмисторонняя башня высотой от основания 18 м. Светит от 27° до 358°.
На северной оконечности мыса в расстоянии 2,2 км от маяка работала пневматическая сирена в желтом здании с красными крышами. Звук высокого тона продолжительностью 4 — 5 сек., молчание 2,5 сек. — 3 сек., звук низкого тона 2,5 сек. — 3 сек., молчание 85 сек. период 95 сек.
Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: Mys Svyatoy Nos.
Координаты: 68° 08.2´ N, 39° 46.0´ E.
Белый, проблесковый (два проблеска) Fl. (2)W., период 15 c, fl. 1s, ec. 4s; fl. 1s, ec. 9s.
Бежевая восьмиугольная башня / Beige octagonal tower.
Высота башни 72 фута.
Дальность видимости / Range (approximate) in nautical miles — 22 мили.
Створ 27° до 358°. Радиомаяк 1 миля NW.
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».