Южный Гогландский маяк
Маяк Южный (Нижний) Гогландский расположен на мысе Лаунатриви острова Гогланд в Финском заливе, на территории Ленинградской области, Кингисеппского района, Усть-Лужского сельского поселения. Маяк высится возле самой воды на юге острова.
Остров Гогланд расположен в восточной части Финского залива Балтийского моря и находится в 180 км к западу от Санкт-Петербурга, в 120 км к юго-западу от Выборга, в 55 км от эстонского побережья и в 40 км от финского города Котка. Площадь острова составляет около 21 км, наибольшая высота достигает 175 м над уровнем моря. Это один из четырнадцати внешних островов в заливе.
Всякий раз при проходе траверза Южного Гогландского маяка, экипажи согласно традиции бросают в воду мелкую монету. Большая отрада для моряка — увидеть вдали маячный огонь среди темноты, а днем отыскать на горизонте родной силуэт маячной башни. В XVIII веке и первой половине XIX столетия большие суда опасались ходить мимо южной оконечности Готланда и всякий раз испытывали удачу, огибая остров с юга.
Местоположение: | Остров Гогланд, Финский залив, Ленинградская область |
Координаты: | 60.010942, 27.007114 |
Год основания: | 1861, 1905 |
Строитель маяка: | инженер-капитан Александр Иванович Ярон |
Высота огня от уровня моря: | 25,9 м |
Дальность видимости: | 10 миль |
Статус: | недействующий |
Описание: | Красная башня |
Дореволюционая открытка Маяк Гогланд (нижний)
Первое письменное упоминание об острове относится к XV веку. В Выборгских писцовых книгах сообщается об уплате церковной десятины жителями острова. В 1638 году на острове оказался посол Адам Олеарий, оставивший нам описание часто посещаемого, но безлюдного места.
С 1743 года по договору, заключенному в городе Або (Турку), остров принадлежал России. На 1890 год проживало 1154 финнов. Улицы в деревнях были узки и извилисты, деревянные дома собирались в небольшие кварталы. Жители острова занимались морским извозом, рыбной ловлей и охотой на нерпу, земледелием, скотоводством и садоводством. Торговые отношения прежде всего осуществлялись с городом Коткой, основным же товаром были рыба и жир.
В своем отчете Капитан-Командир Г. А. Сарычев за 1802 год отмечает, что Гогландские маяки и «верхний и нижний, не что иное как железные таганы, стоящие на земле — один на северной оконечности Гогланда, а другой на верху северного холма. Жгут на них дрова и уголье».
В 1861 году на прибрежной полосе местами скалистой, местами каменистой был построен маяк Готландский Южный. Деревянная четырехсторонняя башня маяка была совмещена с жилой постройкой. Рядом поставили баню и соорудили колодец с пресной водой, позже построили деревянную пристань для гребных судов, от которой к караульному дому проложена дорога протяженностью 92 сажени.
1 августа маяк открыл действие: постоянный красный огонь светил с помощью линзы 3-го разряда на 8 морских миль.
В. И. Овчиников. Картина «Маяк Гогландский-Нижний (Южный)»
В 1868 году настал черед Нижнего Готландского маяка усилить дальность видимости. Отражательную систему освещения заменили на диоптрическую, установив линзу Френеля 4-го разряда. Теперь белый постоянный свет маяка был виде за 6,6 морской мили. Створ Верхнего и Нижнего маяков указывал направление рифа, идущего от северной оконечности Готланда, и служил для подхода к шхерам.
Маяк прошел настоящую эволюцию звукосигнального оборудования. Первоначально рядом с маяком для производства туманных сигналов установили два колокола, но в 1872 году вместо них оборудовали паровую сирену. Она производила гудки протяженностью 25 секунд через каждые 12 секунд. Пока поднимался пар, или при повреждении сирены служители маяка применяли ручной ревун.
В самом конце XIX века возле южной оконечности острова Гогланд на мель сел броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Путь корабля проходил из Кронштадта через внешние острова дальше в Балтику.
В вахтенном журнале сохранились записи о событиях ноября 1899 года:
«3:30, снявшись с якоря, дали малый ход и пошли определять девиацию по створу Кроншлотских маяков;
5:00, окончив определение девиации, легли на NW 69° при поправке 6°, дали полный ход 75 оборотов;
5:20 прошли траверз Лондонского маяка;
5:45 легли на NW 72,5°, поправка 6°;
6:00 дали вино и ужин;
8:05 скорость по ручному лагу 9,5 узла;
8:10 после молитвы раздали койки;
8:15, казалось, видели левее курса проблески маяка Сескар;
8:33 повернули по компасу вправо на 40°, так как казалось, что видели по курсу белый огонь. Брызги воли обледенили броненосец;
8:45 легли на старый курс NW 72,5°, убавили ход до 48 оборотов. Ход считали при попутном ветре до 7 узлов;
11:10, считая себя на траверзе маяка Нерва, легли на SW 74° при поправке 6°.
Идя под парами в Финском заливе с полуночи:
3:25 бросили лот Томсона, предполагая при глубине меньше 30 саженей отвести курс влево;
3:35 не успев измерить глубину, выскочили на берег острова Гогланд. Дали полный задний ход, пробили водяную тревогу, спустили все непроницаемые двери в машине и кочегарнях. Вода показалась в носовых отделениях;
340 стоп машины. Ветром закинуло корму на 2 румба. Начали делать сигналы о бедствии выстрелами из 47-мм пушки;
4:10 броненосец начало раскачивать зыбью, шедшей от NО. Отдали оба якоря. Начали поднимать пары в правом носовом котле. Пускали ракеты, светили боевыми фонарями;
5:05 увидели па берегу людей;
7:20 установили леерное сообщение с берегом;
8:50 считали себя приблизительно в 0,5 мили к N от Южного маяка;
10:10 крен дошел до 10°, а размахи при качке до 14,5°. Сильно било о камни левым бортом;
11:55 на берег переправили 120 человек;
3:20 вся команда переправлена на берег, начали переправляться офицеры;
3:45 командир, обойдя весь броненосец и убедившись, что все люди свезены, пары прекращены и все задраено, переправился последним на берег».
Вахтенные говорили, что впереди корабля было тяжело разобрать что-либо из-за пурги, а огонь маяка был едва заметен вдали. Пурга совершенно закрыла горизонт, метель закрыла огни маяков Сескар, Нерва и Соммерс из-за чего у команды не осталось возможности проверить свое место.
Фото: Андрей Стрельников
В январе 1900 года знаменитый русский ученый Александр Степанович Попов построил здесь и на финском острове Кутсало радиостанции для связи с броненосцем береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», севшим на камни. Так, благодаря радиосвязи броненосец был снят с камней. 13 июня 1954 года на мысе Телеграфный, где стояла радиостанция Попова, установлен обелиск, а в 1949 году был снят фильм «Александр Попов».
Возможно, именно после этого случая посадки на мель броненосца было принято решение разместить при маяке более мощную звукосигнальную установку. В 1900 году паровую сирену заменили на более совершенную пневматическую с керосиновым двигателем, устроив ее в отдельном сооружении. Сирена производила один «воющий звук» продолжительностью пять секунд через каждые три минуты. Звук сирены был слышен та три морские мили от южной оконечности Гогланда.
В 1905 году на Нижнем маяке стояла более мощная линза 3-го разряда, нарастившая дальность видимости маяка до 13 морских миль.
Бронзовая табличка с именами инженеров, гидрографов, строителей. Фото: Андрей Стрельников
В «Описании маяков Российской империи», изданном в 1905 году, над изображением башенки маяка особая отметка — электрический. В тот год был возведен новый кирпичный маяк, а с 1906 года его ввели в строй и открыли на нем электрическое освещение. Над входом в маяк установили бронзовую таблицу с именами инженеров, гидрографов, строителей: директор маяков и лоции Балтийского моря Павел Николаевич Вульф, строитель маяков инженер-полковник Евгений Брониславович Контковский. Проект составил и постройку производил инженер-капитан Александр Иванович Ярон. Еще в 1904 году в Дирекции говорили о возведении нового маяка: «Необходимость постройки каменного маяка и каменного дома для машинистов и прислуги вызывается совершенной ветхостью построенного в 1861 году деревянного здания, которое предполагайся оставить неразобранным в виде кладовой».
Для хранения провизии планировали возвести погреб с ледником, к складу пиронафта решили пристроить помещение для хранения керосина (для сирены и моторов). Взамен ветхой сгоревшей бани сооружали новую, а также в смету заложили сооружение пристани, так как разрушенный причал чрезвычайно затруднял выгрузку и нагрузку предметов снабжения. При строительстве маяков на внешних островах Финского залива самой большой трудностью всегда оставалась доставка строительных материалов. Полковник Контковский сокрушался, что транспорты Дирекции были безотлучно заняты посторонними надобностями: прокладкой кабелей, присутствием на маневрах миноносцев. Доставка материала на судах была весьма затруднительна и вела к промедлению работ.
Фото: Андрей Стрельников
Тем не менее в 1905 году башня маяка была построена: на пьедестале из рваного гранитного камня была сложена круглая башня из красного кирпича высотой 72 фута (около 22 м) от основания. На ней был установлен маячный фонарь с крышей и тамбуром, окрашенными в красный цвет. В фонарное сооружение вели каменные ступени винтовой лестницы. На высоте 86 футов (около 26 м) над морским ординаром маяк светил постоянным белым огнем продолжительностью 10 секунд и после него красным проблеском в 4 секунды. При маяке осталось электрическое освещение и прежний светооптический аппарат 3-го разряда, позволявший светить на 10 морских миль.
Вид с вершины маячной башни. Фото: Андрей Стрельников
Война началась для маяка с больших потерь: в 1941 году было разрушено здание туманной сирены, все жилые и служебные здания были уничтожены или сильно повреждены, в фонарном сооружении маяка выбиты все штормовые стекла.
В конце октября 1941 года началась эвакуация Гогланда. Окончательно Гогланд оставили 7 декабря с предварительным уничтожением боевой техники и некоторых укреплений. Обратно Гогланд у финнов был отбит на рубеже 1941–1942 годов. В результате начавшегося штурма 27 марта 1942 года финские войска вновь вошли на остров. К 14 часам финны захватили южную и северную деревни, все маяки и высоты Гогланда. 237 его защитников было убито и ранено, 37 попало в плен.
Весной 1943 года противник реорганизовал противолодочную оборону: на втором передовом рубеже — Гогландском — фашисты уложили около 5,3 тыс. мин. Некоторые заграждения из немецких якорных мин были обнаружены и обезврежены сравнительно недавно, к визиту Президента России на остров Гогланд в 2019 году.
После окончания Великой Отечественной войны смотрителю приходилось жить в 3 км от маяка и следить за его исправностью, несмотря на сильные повреждения. Через проемы внутрь башни попадала вода, обваливалась штукатурка и постепенно разрушалась кладка стен самой башни. Входной двери не было, как не было части оконных рам в башне, а другая часть была сильно проржавевшей. Часть карниза капители была разбита осколками бомбы, на балконе был вырван фрагмент поручней, тогда же были разбиты четыре ступени винтовой лестницы. В основании фонарного сооружения маяка не оказалось дубовой обшивки. В куполе фонарного сооружения и дефлекторе осталось более 20 отверстий размером до 8 см, полученных от обстрела маяка с самолета из пулеметов и пушек.
Смотритель Южного Гогландского маяка Василий Никитин работает с 2000-х годов.
Южный маяк выведен из эксплуатации и рядом с ним построен новый радиолокационный маяк.
Современная характеристика огня маяка в англоязычной литературе: South Hogland Lighthouse Gogland Mys Lounatrivi (Paunat Revi), остров Гогланд.
Координаты: 60° 00.7´ N 27° 00.4´ E.
Огонь проблесковый белый (Бл Пр 6 с / Fl.W.), период 6s fl. 1.5s, ec. 4.5s, 10М.
Красная круглая башня / Red round tower. 85 футов.
Видимость: 222°-113°.
Резервный огонь / Reserve light range 8M.
Фото: Андрей Стрельников
3D-модель маяка Южный Гогландский
«Морское наследие» — историко-географический проект РГО, морской инженерной компании «Фертоинг» и фонда «Люди моря», задача которого — создание наиболее полной платформы знаний для специалистов и широкой публики о российских морских экспедициях, затонувших судах, маяках России и разных исторических артефактах акватории и береговой линии.
Первый этап проекта — электронная энциклопедия российских исторических маяков, которые были исследованы в ходе экспедиции РГО «Маяки России». Два десятка сингальных башен, заброшенных и действующих по сей день, в самых разных уголках нашей страны — от Балтики до Тихого океана, от Арктики и до Крымского побережья. Эксперты системно изучили маяки, составили подробные технические карты об их состоянии и сделали трехмерные модели. Вся аналитическая информация теперь включена в проект «Морское наследие».